Толк беспоповского старообрядчества
Данное направление выделилось в конце XVIII века из Поморского толка. Его последователи также известны как бегуны или подпольщики.
Основателем толка считается старец Евфимий, родом из Переяславля, Владимирской губернии.
Последователи страннического толка считали, что Антихрист уже пришел и царствует на земле посредством государственной власти. Поэтому они отвергали исполнение гражданских обязанностей: не записывались в ревизии, не платили государственных налогов, не имели паспортов. Любые контакты с властью считались грехом.
Руководствуясь убеждением, что спасение в мире уже невозможно, поскольку он полностью захвачен Антихристом, они убегали в отдаленные глухие места (отсюда название "бегуны") или, оставаясь в своих деревнях, прятались от людей (за что получили название "подпольщики" или "подпольники").
Особенно враждебно странники относились к документам, на которых стояла государственная печать. Исключение было сделано только для денег, без которых совсем обойтись трудно. На деньгах они тоже видели "печать Антихриста", но считали, что держать их можно, поскольку они переходят из рук в руки, не составляя отличительной принадлежности того или иного лица. Часть странников, посчитав это лицемерием, выделилась в самостоятельную группу безденежников.
Себя странники считали монахами, живущими по древнему уставу Соловецкого монастыря. Все женщины и мужчины, принадлежавшие к толку, обязывались вести безбрачную и целомудренную жизнь и питаться только постной пищей. При этом мужчины и женщины жили в одних и тех же тайных скитах, поэтому на практике сохранить целомудрие было крайне трудно. Известны случаи, когда даже у наставников странничества имелось по несколько наложниц.
Переходящих в страннический толк из иных толков и согласий снова крестили, даже если они уже были перекрещены другими старообрядцами.
Страннический толк имел два типа членства: действительных странников и странников "оседлых", которые назвались жилыми христианами или странноприимцами. Последним не воспрещалось "мирщиться", т. е. ходить в православную церковь, повиноваться властям и вступать в брак. Таким образом они могли спокойно "грешить", а затем поступить в действительные странники и, тем самым, омыть все прошлые грехи. Странноприимцы обязаны были принимать и укрывать у себя странников в специально устраиваемых тайных помещениях, а в случае смерти хоронить их, также тайно.
Беспоповцы, относящиеся к странническому толку, до революции 1917 г. были наиболее распространены в Ярославской, Костромской, Олонецкой и Владимирской губерниях. Немало странников проживало и в отдаленных районах Сибири.