Апокалиптическая секта
Секта возникла в начале 70-х годов XIX века в Псковской губернии. Сами ее приверженцы называли себя "избранными братьями и сестрами".
Основателем течения был беглый иеромонах Серафим, сын православного священника из Псковской губернии. Он был казначеем Торопецкого Небина монастыря, затем ризничим Никандровой пустыни.
Письменного изложения учения не сохранилось. Некоторые сведения о нем были собраны при расследовании побега Серафима из монастыря. Известно, что Серафим провозгласил себя Илией, а своего келейника Андрея Никифорова – Енохом. Он заявлял, что истинного христианства в мире уже нет, только "смрад" и "духота" от нечестия людей, и скоро наступит конец Света.
Все богатые и ученые люди поклонились Антихристу, который уже живет в мире. Серафим говорил, что он и Андрей Никифоров получили задание свыше составить избранное стадо из всех христиан и приготовить их к достойной встрече. Он также предрекал, что после разного рода мучений и жестоких пыток ему и Никифорову отрубят головы и трупы их отдадут на съедение хищным зверям, но после их смерти мучения грешников в аду закончатся.
Последователи секты считали, что владеют оружием против Антихриста – разноцветными восковыми свечами и сухими березовыми ветками. При приближении Антихриста к "избранному стаду" свечи мгновенно загорятся и сухие ветки распустятся. Видя это чудо, Антихрист не посмеет приблизиться к ним.
Последователи Серафима не отделяли себя от Православной Церкви, во все воскресные и праздничные дни посещали православные храмы, исповедовались и причащались. Однако к священниками относились с настороженностью, подозревая в них "ересь".
У членов секты существовали и свои особые молитвенные собрания, на которые они собирались по ночам накануне церковных праздников. Во время этих собраний читались акафисты и пелись духовные песни собственного сочинения.
Серафимовцы придерживались правил строгой аскезы. Вступавшие в секту женщины отказывались от супружества, в знак чего отрезали косы и опоясывались ремнем. Членам секты запрещалось участвовать в народных гуляниях и каких-либо светских развлечениях. Они также воздерживались от употребления в пищу мяса.