Унитарианская секта
Секта возникла во второй половине XVI в. среди наиболее радикальных сторонников Реформации, стремившихся отбросить все "наслоения", которые, по их мнению, исказили первоначальное апостольское христианство. В этом они пошли дальше лютеран, кальвинистов и цвинглиан, посчитав "позднейшим изобретением" само учение о Пресв. Троице.
История
Во главе унитарианского движения встал итальянец Фавст Социн (1539 – 1604), сумевший объединить противников учения о Троице в единую секту. Ему же принадлежит разработка и обоснование унитарианского учения.
Из Италии унитарии бежали на Восток Европы. Центром унитарианства в XVI – XVII вв. стали Польша и Трансильвания. Оттуда унитарии частью переселились в Америку, где на рубеже XVIII – XIX вв. их идеи начали активно распространяться среди местных протестантов.
В Польше до сих пор сохранились последователи Социна, называющие себя польскими арианами.
Учение
Учение секты в основе своей рационалистическое. Последователи Социна считали единственным источником религиозного знания Св. Писание, но отбрасывали в нем все, что превышает разум. Таковым, в частности, они посчитали учение о Троице.
Иисус Христос также воспринимался ими как простой человек, но облеченный Божественной силой для совершения нашего спасения. Ему было дано божественное величие в награду за совершенное послушание воле Божией. Миссия Христа состояла в том, чтобы показать людям путь к добродетели, а Его крестная смерть была лишь подтверждением истинности Его учения. Искупление грехов не признавалось.
Святой Дух – не личность, а только безличная сила Божия.
Первородный грех также отрицался. Он считался только наследственной наклонностью ко злу, которая сама по себе не является грехом.
Социниане отрицали все таинства, но считали, что необходимо уважать обряды в силу их древности.