Направление в старообрядчестве.
Сторонники этого направления считали, что вся церковная иерархия и духовенство в целом, приняв "новую веру", т. е. оставшись в лоне Православной Церкви после никоновых реформ, перешли тем самым на сторону Антихриста. Исходя из этого, беспоповцы считали, что действительных священников более не существует, т. к. линия преемственности прервалась.
Беспоповское старообрядчество никогда не было единым целым. Оно изначально существовало как множество толков, согласий и сект. Большинство из них довольно далеко ушли от традиционного христианства, добавляя все новые элементы к своим учениям. Полемика в среде беспоповцев была наиболее острой, как между собой, так и с официальной Церковью. Предметом споров как правило было отношение к таинствам, прежде всего, к браку, а также к иконам.
Беспоповское старообрядчество ближе всего стоит к европейскому протестантизму, имея впрочем, множество специфических русских черт. Многие старообрядцы-беспоповцы существовали практически изолированно от внешнего мира, в глухих лесах и других труднодоступных местах, спасаясь от преследований властей. Такая изоляция создавала условия для формирования сектантского мышления у членов многочисленных скитов, где наставники имели практически абсолютный авторитет, а грубое невежество рядовых верующих способствовало распространению самых причудливых ересей и суеверий.
Большинство беспоповских согласий и толков исчезло еще в XVIII веке, однако в отдаленных деревнях беспоповцы существовали и в первой половине ХХ в. В настоящее время беспоповское старообрядчество практически исчезло.
Разделы:
15. Перекрещенцы
16. Поморский толк