Слово атеизм происходит от греческого Teos – "Бог" с отрицательной частицей -а. Как некое единое учение атеизм не существует. Скорее, это понятие используется для обозначения множества весьма разнообразных и, нередко, противоречащих друг другу взглядов, общим элементом которых является отрицание бытия Бога и враждебность по отношению к религии как таковой.
Атеизм разделяется на теоретический и практический, а также на радикальный, агностический, постулативный, философский, вульгарный, естественно-научный, догматический т. д.
Понятие "атеизм" возникло в Древней Греции, где оно обозначало не столько неверие в сверхъестественные силы вообще, сколько непочтение к местным богам и традициям, нарушение этических устоев общества. В то же время, сомнения в существовании богов существовали уже у некоторых греческих мыслителей, например, у Демокрита (род. ок. 460 г. до н. э.). Афинскому тирану Критию (ок. 460 – 403 до н. э.) приписывается мысль о том, что религия была искусственно изобретена древними законодателями, чтобы никто тайно не совершал несправедливости из страха перед наказанием свыше. Эвгемер (конец IV – начало III вв. до н. э.) утверждал, что греческие боги – не что иное как знаменитые деятели далекого прошлого, которые после смерти были обожествлены согражданами.
В Древнем Риме появился атеизм в значении, близком к современному. Его сторонниками были, в частности, многие эпикурейцы, начиная с самого Эпикура. Одним из первых атеистических сочинений стала поэма Тита Лукреция Кара "О природе вещей". Гай Петроний (? – 66 н. э.) выдвинул идею о том, что "первым богов на земле создал страх" ("Primus in orbe deos fecit timor"). Секст Эмпирик (конец II в.) считал, что религия возникла в результате договора законодателей и жрецов с их народами. Кризис древнеримской религии привел к значительному распространению атеистических взглядов.
Христианство практически полностью вытеснило атеизм. Интерес к нему стал вновь возрастать уже в эпоху Возрождения. В этот период атеизм в собственном смысле слова (как полное отрицание Бога и сверхъестественных явлений в принципе) встречается крайне редко. Доминирует отрицание личностного Бога в христианском понимании, что было связано с распространением пантеистических идей.
Значительное распространение в Европе атеизм получил в Новое время, особенно в эпоху Просвещения, когда критика религии стала базовым элементом многих философских учений. Возникла своеобразная мода на атеизм как наиболее смелое, даже вызывающее учение, противостоящее невежественному "суеверию" большинства. Проводниками атеизма в Европе стали Мишель Монтень (1533 – 1592), Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751), Дени Дидро (1713 – 1784), Клод Адриан Гельвеций (1715 – 1771), Поль Анри Гольбах (1723 – 1789) и др. Многие деятели "Просвещения", считали атеизм некой "привилегией" образованных представителей высшего дворянства. Гольбах, в частности, писал: "атеизм, подобно философии и всем серьезным абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей". Советские атеисты попытались впоследствии на практике опровергнуть этот тезис.
Дальнейшее развитие европейский атеизм получил в работах Людвига Фейербаха (1804 – 1872), считавшего, что "Бог – интуитивная персонификация лучших качеств, которые вырабатывались человечеством" ("Сущность христианства", 1841). Его последователями в этом вопросе стали Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). В то же время, их взгляды на религию и атеизм вполне самостоятельны. Согласно Энгельсу, "всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных". Маркс добавляет, что религия "будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм" (Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 45, с. 414). Атеизм Маркса и Энгельса оказал огромное влияние на отношение к религии русских революционеров, в частности, В. И. Ленина и его идейных последователей.
В европейской философии Новейшего времени атеистические воззрения развивались в рамках позитивизма и атеистического экзистенциализма, однако в отличие от марксизма, атеизм в них носит более "мягкий", неагрессивный характер. Наиболее влиятельными философами-атеистами ХХ века были Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), Альбер Камю (1913 – 1960), Бертран Рассел (1872 – 1970).
С конца XIX века начали формироваться международные организации, занимающиеся пропагандой атеизма. Так, в 1880 г. в Брюсселе был основан "Всемирный союз свободомыслящих". В настоящее время крупнейшей из таких организаций является "Международный гуманистический и этический союз" (МГЭС), основанный в Амстердаме в 1952 г.
Со второй половины XIX века атеизм стал распространяться и в России, где его сторонниками стали представители либеральной интеллигенции и т. н. "революционные демократы", в частности, В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812 – 1870), Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н. А. Добролюбов (1836 – 1861) и др. Значительную роль в распространении атеистических идей в России сыграли анархисты и марксисты, однозначно отрицательно относившиеся к религии.
С установлением советской власти "воинствующий атеизм" стал частью государственной идеологии. В 1925 г. при поддержке государства был основан "Союз воинствующих безбожников", проводивший целенаправленную компанию, по "преодолению" религии (Он был распущен в 1941 г.). В том же году был создан "Интернационал пролетарских свободомыслящих". В Советском Союзе пропаганда атеизма активно осуществлялась и через систему народного образования. На протяжении советского периода были изданы тысячи книг по "научному атеизму", выходили специальные атеистические журналы ("Наука и религия", "Атеистические чтения" и др.), проводилось огромное количество мероприятий, призванных насаждать атеистическое мировоззрение и искоренять "религиозные предрассудки".
Насаждение атеизма осуществлялось не только с помощью пропаганды, но и через прямое физическое уничтожение служителей Церкви и верующих, начавшееся еще в годы гражданской войны в рамках "красного террора". С конца 1920-х годов репрессии по отношению к верующим приобрели систематический характер и были несколько ослаблены только во время Великой Отечественной войны. С Новой силой антирелигиозные кампании стали проводится в начале 1960-х гг. В 1980-х государственная пропаганда атеизма утратила былой напор и стала носить преимущественно формальный характер.
С конца 1980-х гг. наметился курс на отказ от пропаганды атеизма как единственно правильного мировоззрения и с падением социалистической системы в 1991 г. государственная поддержка атеизма прекратилась.
В настоящее время пропагандой атеизма занимается ряд малочисленных общественных организаций, таких как "Русское гуманистическое общество" (РГО), образованное в 1996 г. и ряд других. При этом атеистическое мировоззрение остается весьма распространенным, особенно среди представителей старшего поколения.
Атеизм сыграл определяющую роль в формировании постсоветского мировоззрения. Прежде всего, крушение государственного атеизма вызвало огромный интерес к религии и мистике, с другой стороны, многие современные оккультные учения, связанные с "биоэнергетикой" и "экстрасенсорикой", уверяют, что они основаны исключительно на научном, сугубо материалистическом мировоззрении и используют это утверждение для привлечения людей, скептически относящихся к религии.