21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

Календарь для католиков латинского обряда в России

Ноябрь 2017

1 ноября, Среда Все святые
Праздник Всех святых первоначально отмечался 13 мая, в этот день в 609 г. папа Бонифаций IV освящал римскую ротонду, посвященную Богоматери и всем великомученикам церкви. А в начале XI века папой Григорием ІІІ этот праздник был перенесен на 1 ноября и был посвящен тем святым, у которых не было своего праздника в течение года.
Широко празднуемый в этот день на Западе, а последнее время и в России тоже, Хэллоуин является смесью языческого культа кельтских племен и христианских традиций. Его название происходит от староанглийского All hallow ees (Месса всех святых), тем не менее со временем он приобрел с о в с е м нехристианский характер, праздником торжества нечистой силы. Но для верующих католиков 1 ноября остается днем прославления всех святых Божиих, праздником единения Церкви Земной и Церкви Небесной.
2 ноября, Четверг Поминовение всех усопших верных
Соблюдение обрядов поминовения усопших является важным долгом верующего человека. Для католиков это, прежде всего, связано с верой в чистилище. С верой в то, что человек, умерший добрым христианином, но отягощенный бременем повседневных грехов нуждается в очищении, прежде чем войти в Райские Врата. Основана эта вера на древней традиции принесения жертвы за умерших, описанной ещё в Ветхом Завете (2 Макк.12:43-46), поскольку, если бы души умерших сразу попадали в ад или рай, в такой жертве не было бы смысла.
Специальный день для поминовения усопших был установлен клюнийским аббатом Одилло в X веке и вскоре получил широкое распространение. В этот день католики особым образом поминают почивших, приводят в порядок могилы, нередко проводят поминальные процессии.
3 ноября, Пятница Св. Мартин Поррес, монах
4 ноября, Суббота Св. Карл Борромео, епископ
Карл родился в семье графа Борромео в Ароне (Италия) 2 октября 1538 г.. Мальчиком его отправили на учёбу в Милан, получать образование, достойное его положению в обществе. Многие думали, что Карл страдает задержкой в развитии, так как был заикой, но, несмотря на это, он показывал удивительные результаты в учебе. Вместе с тем, уже тогда он проявлял стремление к иному призванию, с 12 лет ему было позволено носить рясу. В 1559 году младший брат его матери, кардинал де Медичи, был избран на папство и принял имя Пия IV. В 1560 году Пий IV пригласил своего племянника в Рим, где того поджидала кардинальская должность. В возрасте 22 лет, не будучи рукоположен, Карл обладал такими же полномочиями, какими сейчас обладает госсекретарь Ватикана. В 1566 году, будучи уже епископом, он возглавил Миланскую епархию и стал активно проводить церковные реформы, претворяя в жизнь решения Тридентского собора. Несмотря на высокое положение и доступность всех мирских благ, Карла не коснулось падение нравов, повсеместно царившее тогда в Европе. Он вел аскетический образ жизни и до последних дней заботился о самых нищих и нуждающихся своей епархии. Еще при жизни он получил прозвище второго Амвросия Медиоланского.
9 ноября, Четверг Освящение Латеранской базилики
10 ноября, Пятница Св. Лев Великий, папа и учитель Церкви
Святой Лев возглавил папский престол 29 сентября 440 г. На этой должности он проявил себя настоящим пастырем и духовным отцом во время кризиса в Церкви и Империи. Он незамедлительно начал улучшать и укреплять Римскую епархию. В 452 году, когда вождь гуннов Аттила разграбил Милан и разрушил Павию, Лев лично отправился в Пескьеру, чтобы противостоять вторгшимся гуннам на реке Минцио, и убедил Аттилу отступить за Дануб. К несчастью, он не смог совсем остановить вандалов. В 455 вождь вандалов Гензерих напал на Рим и разграбил его, но Лев убедил его не убивать жителей и не сжигать город.
Святой Лев был истинным епископом Рима и наместником святого Петра. И западные и восточные поместные церкви обращались к нему по всем спорным вопросам. В дошедших до нас 96 проповедях и многочисленных посланиях, святой Лев уверенно обличает манихейство, пелагейство, присциллианство и несторианство, укрепляет древние традиции церковной структуры и иерархии. Его значение в истории ранней Церкви трудно переоценить, недаром и в православных и в католических святцах он именуется не иначе как Лев Великий.
11 ноября, Суббота Св. Мартин Турский, епископ
12 ноября, Воскресенье Св. Иосафат, епископ и мученик
15 ноября, Среда Св. Альберт Великий, епископ и учитель Церкви
16 ноября, Четверг Св. Маргарита Шотландская, Св. Гертруда, дева
Пресвятая Дева Мария Остробрамская Матерь Милосердия
17 ноября, Пятница Св. Елизавета Венгерская, монахиня
18 ноября, Суббота Освящение римских базилик свв. Апостолов Петра и Павла
20 ноября, Понедельник Св. Рафаил Калиновский, священник
21 ноября, Вторник Введение во Храм Пресвятой Девы Марии
22 ноября, Среда Св. Цецилия, дева и мученица
23 ноября, Четверг Св. Климент I, папа и мученик
Св. Колумбан, авва
24 ноября, Пятница Свв. Андрей Зунг Лак, священник, и сподвижники его, мученики
25 ноября, Суббота Св. Екатерина Александрийская, дева и мученица
26 ноября, Воскресенье Господь наш Иисус Христос, Царь Вселенной
Торжество Христа Царя было введено Папой Пием XI в 1925 году. Первоначальной датой торжества было последнее воскресенье октября, но в ходе литургической реформы II Ватиканского Собора оно было перенесено на последнее воскресенье литургического года, как знак того, что всё имеет своё начало и славное завершение в Иисусе Христе. Он - Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец. В торжестве мы обращаемся к Иисусу как к Владыке, истинному Царю, грядущему во славе, достойному принять славу и благословение.
В своей энциклике "Quas primas" Папа Пий XI указывает, что новый праздник должен напоминать нам о том, что Царство Христа выше всех царств земных, и потому мы должны отстаивать право свободы голоса Церкви и стремиться, чтобы и в государственном управлении учитывались заповеди Божии.
30 ноября, Четверг Св. Андрей, Апостол, главный покровитель России
Андрей происходил из Вифсады и был рыболовом вместе со своим братом Симоном (апостолом Петром). Был одним из учеников святого Иоанна Крестителя, но когда встретил Господа Иисуса при крещении в реке Иордан, то по указанию Иоанна «Вот Агнец Божий» пошёл за Ним, а потом привёл к Нему и брата (Ин. 1:29-40). По Евангелию от Матфея Христос Сам призвал Андрея и Петра, встретив их на на берегу Генисаретского озера. Андрей стал первым апостолом и поэтому во многих традициях он называем Андреем Первозванным.
После Пятидесятницы по преданию апостол Андрей проповедовал в Понте и Битинии, возможно также в Скифии и Тракии, а потом в Ефире и Ахаи. Существует традиция того, что Андрей дошёл с проповедью до территории современной Украины, откуда и началось обращение Руси. Несмотря на её безосновательность, почитание апостола Андрея на Руси всегда занимало особое место.
Умер апостол, как принято считать, в Патрасе, приняв мученическую смерть будучи распятым на Х-образном кресте.

Декабрь 2017

3 декабря, Воскресенье Первое воскресенье Адвента
Название Адвент происходит от латинского слова adventus - пришествие. Так назывался торжественный вход императора в Рим, а также церемония посещения императором храма в государственные праздники. В Католической Церкви так называется период подготовки к Рождеству Христову. Во время Адвента принято соблюдать пост, как правило в это время для верующих проводятся специальные духовные упражнения.
История Адвента, как рождественского поста восходит к IV и получает широкое распространение при папе Григории Великом (†604). В Средние Века появляется традитция вместе с ожиданием Рождества, как воспоминания первого пришествия Христа, переживать Адвент и как подготовку ко Второму Пришествию. Именно этой теме и посвящены литургические чтения первого воскресения Адвента.
4 декабря, Понедельник Св. Иоанн Дамаскин, священник и учитель Церкви
Св. Варвара, дева и мученица
6 декабря, Среда Св. Николай, епископ
Святой Николай родился в Малой Азии в III веке. Был епископом Миры и по некоторым данным принимал участие в Первом Вселенском Соборе 325 года в Никее. В пастырской деятельности отличался особым милосердием. Легенда гласит, что по ночам он тайно приносил в дома нуждающихся милостыню. Поэтому с давних пор пошёл обычай дарить детям подарки в день памяти святого. Также святой Николай был одарён Богом даром чудотворства. Мощи святого Николая почивают в городе Бари (Италия), куда были перенесены в 1087г. из Демре (территория современной Турции).
7 декабря, Четверг Св. Амвросий, епископ и учитель Церкви
Амвросий не был еще крещен (был из числа оглашенных), когда неожиданно был избран епископом Милана. Принял крещение в 374г. и тут же стал главою миланской Церкви. Надо добавить, что Милан – это один из главных городов и епархий Запада того времени. Новоизбранный епископ был стойким оппонентом арианства и твёрдым сторонником того, что христианская вера должна поддерживаться и на государственном уровне. Он не боялся обличать и призывать к покаянию сильных мира, в том числе и императора Феодосия. Св. Амвросий стал известным автором трудов нравственно-вероучительного, догматического и экзегетического характера.
8 декабря, Пятница Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии
Истина о Непорочном Зачатии Пресвятой Девы Марии является догматом веры. 8 декабря 1854 года он был торжественно провозглашен Папой Пием IX: «Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха». Мария обрела дар искупления еще до Своего рождения. Хотя Она еще не была Богоматерью, Господь, ввиду будущего Спасения, совершённого Её Сыном, сохранил Марию от первородного греха и всех его последствий. Это не лишило Её свободы выбора - Мария имела возможность согрешить, но не сделала этого, в отличие от прародителей Адама и Евы, созданных безгрешными, но согрешивших впоследствии. Догмат Непорочного Зачатия лишь подтвердил ту веру, которая уже давно исповедовалась Церковью, так как уже с первых веков христианства богословы указывали на особую роль Марии в истории спасения.
9 декабря, Суббота Св. Иоанн Дидах (Диего) Куаухтлатоатцин
10 декабря, Воскресенье Второе воскресенье Адвента
11 декабря, Понедельник Св. Дамас I, папа
12 декабря, Вторник Пресвятая Дева Мария Гваделупская
13 декабря, Среда Св. Луция, дева и мученица
14 декабря, Четверг Св. Иоанн Креста, священник и учитель Церкви
Иоанн родился в 1542 году в Фонтиверосе, маленькой кастильской деревушке. В 1563 стал монахом кармелитом. В 1567 он был рукоположен в священники и решил вступить в орден картузианцев, но встретился со святой Терезой Авильской, которая убедила его не оставлять орден кармелитов, а остаться в нём и проводить реформы. Святой Иоанн столь горячо поддержал идею Терезы, что вскоре его активность в реформировании кармелитских монастырей Испании начали вызывать беспокойство монастырского начальства. Глава ордена дважды заключал его под стражу, в 1577 и в 1578 годах. В тюрьме Иоанну были видения, и тогда он начал писать. В своих горячих стихах и других мистических произведениях Иоанн Креста изложил план мистического восхождения христианина к Богу.
17 декабря, Воскресенье Третье воскресенье Адвента
21 декабря, Четверг Св. Пётр Канизий, священник и учитель Церкви
23 декабря, Суббота Св. Иоанн Кентийский, священник
24 декабря, Воскресенье Четвертое воскресенье Адвента
25 декабря, Понедельник Рождество Христово
Один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти Иисуса Христа, большинство христианских церквей отмечают в ночь с 24 на 25 декабря. В ряде православных церквей,в т.ч и Русской, где придерживаются Юлианского стиля, эта дата совпадает с 7 января по современному календарю.
Первые христиане-евреи не отмечали Рождество, в иудаизме не было принято праздновать день рождения. Праздник сформировался уже под влиянием эллинистических обычаев. Единой даты не было, часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно Ветхому Завету был создан в 6-й день творения). Сейчас эта традиция сохранилась в Армянской Церкви. День 25 декабря (день зимнего солнцестояния) был выбран Отцами Церкви ещё более условно, дабы заместить распространённый в Римской империи языческий праздник рождения Непобедимого Солнца. Формально дата была закреплена на Третьем Вселенском Соборе в 431 году.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея:
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк.2:4-7)
К сожалению, сегодня празднование Рождества, как переживание тайны боговоплощения всё более уступает место отношению к нему, как к просто "зимнему празднику".
26 декабря, Вторник Св. Стефан, Первомученик
27 декабря, Среда Св. Иоанн, Апостол и Евангелист
28 декабря, Четверг Свв. невинные младенцы Вифлеемские, мученики
29 декабря, Пятница Св. Фома Бекет, епископ и мученик
31 декабря, Воскресенье Святое Семейство, Иисус, Мария и Иосиф