21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ПЕЛАГИАНСТВО

Еретическое течение V века

Родоначальником ереси был Пелагий (род. ок. 360), мирянин из Бретани (по другой версии – из Шотландии), вероятно кельтского происхождения. При рождении он получил имя Морган. В начале V века он прибыл в Рим, где обратил на себя внимание делами милосердия и праведной жизнью. Вскоре Пелагий завоевал симпатии многих церковных деятелей, в т. ч. св. Паулина, епископа Ноланского.

Главные элементы своего учения Пелагий изложил в комментариях на послания Апостола Павла, а также в послании к Димитриаде.

Согласно учению Пелагия, человек по природе добр, однако своей свободной волей он может уклоняться от добра. Это может со временем приобрести характер греховного навыка, привычки к греху, но грех не может быть непреодолимым. Человек может успешно бороться с греховностью, тем более после пришествия Христа, который ясно показал путь к высшему благу. Можно спастись, следуя по пути внутреннего самосовершенствования. Фактически Пелагий утверждал, что человек грешит сам, сам же и спасается. Он отрицал реальность передачи первородного греха от Адама ко всем его потомкам, понимая первородный грех лишь как первый дурной пример. Исходя из этого Пелагий утверждал, что первородный грех не является причиной смерти. Благодать он понимал как то доброе, что Бог дает человеку в природе и в истории.

Сам Пелагий высказывал эти положения весьма осторожно, не желая порывать с Церковью, однако его ученик – честолюбивый патриций Целестий формулировал учение более определенно, что и привело к окончательному разрыву с христианской ортодоксией.

В 411 г. Пелагий и Целестин прибыли в Северную Африку, где Пелагий встретился со св. Августином. Он скрыл правду о своем учении, поэтому был принят весьма благосклонно. Оттуда Пелагий отправился в Палестину, а Целестин остался в Карфагене, где начал открыто проповедовать идеи Пелагия. Он, в частности, утверждал, что:

  • Адам, если бы не согрешил, все равно бы умер;
  • Грех Адама – его личное дело и не может передаваться всему человечеству;
  • Младенцы рождаются безгрешными и не нуждаются в крещении для спасения;
  • Как до Христа так и после в мире существовали безгрешные люди;
  • Как Закон, так и Евангелие ведут к Царству Небесному.
  • Как грех Адама не сеть причина смерти, так и воскресение Христа не есть причина нашего будущего воскресения.

Эти положения были обличены св. Августином в двух трактатах и осуждены на Карфагенском Соборе 412 года, на котором Целестий был приговорен к отлучению от Церкви. Он бежал в Эфес, где ему удалось получить рукоположение во священники.

Тем временем Пелагий приобрел симпатию палестинских епископов. Однако св. Иероним и прибывший из Африки пресвитер Павел Орозий обвинили его в ереси. Акцент был сделан на утверждении Пелагия, что человек может быть безгрешным если только захочет. На двух поместных Соборах в Иерусалиме и Лидде в 415 году Пелагий был оправдан, поскольку он заявил: "да, я говорил, что человек может быть безгрешным, но не говорил, что это возможно без помощи Божьей". Его объяснения были признаны удовлетворительными, но окончательное решение вопроса было оставлено за Папой. Пелагий отправил ему свое исповедание веры, в котором говорил об общепризнанных вещах, стараясь обойти сущность вопросов, обсуждавшихся на Соборах 415 года. Тем временем в Карфагене Собор 416 г., подтвердив осуждение Целестия, распространил его и на Пелагия. Собор обратился за подтверждением приговора к Папе Иннокентию I и получил его.

После смерти Иннокентия I Пелагий обратился к его преемнику Зосиме. В Рим также прибыл Целестий. Целестий настаивал, что учение Пелагия не относится к вопросам веры, в которых они оба полностью согласны с Католической Церковью, а является лишь делом рационального исследования и поэтому не может быть ересью. Папа Зосима обратился к африканским епископам с просьбой смягчить приговор. Однако они настаивали на том, что Пелагий и Целестин скрывают правду. В 418 г. на Соборе в Карфагене с участием испанских епископов было заявлено, что приговор Папы Иннокентия окончателен и не может быть отменен. Рассмотрев дело внимательнее, Папа Зосима отказался от своего заступничества. В окружном послании ко всей Церкви он объявил об осуждении новой ереси. Некоторые епископы Италии не признали этого осуждения Пелагием и покинули свои кафедры, став защитниками пелагианства. Преемник Зосимы на Престоле Св. Петра Бонифаций I всячески способствовал искоренению ереси. Между тем сам Пелагий скончался. Год и обстоятельства его смерти неизвестны.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)