Японская секта на основе нитирэн-буддизма
Выделилась из «Рэй ю кай»
Название секты переводится как "Общество по утверждению истинного закона и совершенствованию сообщества верующих".
Основателями секты являются Нивано Сикадзо (Никкё) и Наганума Маса (Мёко).
Нивано Сикадзо родился в 1906 г. в зажиточной крестьянской семье в префектуре Ниигата. Еще юношей он отправился на заработки в Токио, служил у торговца рисом, затем в лавке угольщика. Сикадзо закончил лишь шесть классов начальной школы, но отличался большой любознательностью – в свободное время он посещал вечернюю школу, много читал. В этот период своей жизни Сикадзо начал интересоваться оккультизмом. Он стал изучать различные магические практики, связанные с китайским даосизмом, с культом буддийского божества Фудо мёо, а также с популярным в народе культом "семи богов счастья" (ситифукудзин). Вскоре Сикадзо был призван в армию. После демобилизации он вернулся в Токио, обзавелся семьей и занялся торговлей маринованными овощами. Однако торговля приносила мало дахода, и в семье счастья не было – дети постоянно болели. Серьезная болезнь дочери побудила Сикадзо обратиться за исцелением в "Рэй ю кай". После ее выздоровления он вступил в секту. Сикадзо стал изучать Сутру лотоса, которая произвела на него чрезвычайно сильное впечатление, и он решил посвятить свою жизнь распространению содержащихся в ней идей. Сикадзо даже сменил профессию – он стал молочником, чтобы, развозя молоко, общаться с людьми – проповедовать им учение "Рэй ю кай". В результате его деятельности появилось много новообращенных женщин, в основном домохозяек.
Одной из таких женщин была Наганума Маса. История ее жизни удивительно похожа на биографию лидера "Рэй ю кай" Котани Кими. Маса родилась в деревне, семья была бедной, мать умерла, когда девочке было всего шесть лет. После окончания школы Маса стала прислуживать в ресторане, затем работала служанкой в нескольких богатых семьях, позднее уехала в Токио, где устроилась работать на военный завод. Трудная жизнь сопровождалась семейными проблемами: первый брак оказался неудачным, к тому же единственная дочь умерла в двухлетнем возрасте. Маса вышла замуж во второй раз, но осталась бездетной, из-за чего очень переживала. В итоге ее нервная система была совершенно расшатана – у нее начались галлюцинации, и она решила, что одержима духами-защитниками буддийского учения, культ которых был очень популярен в народе. Маса стала практиковать различные виды магии и вскоре обрела репутацию целительницы, хотя сама все время болела. После знакомства с Сикадзо и вступления в "Рэй ю кай" она почувствовала себя лучше, что окончательно убедило ее в истинности учения секты.
Постепенно Нивано Сикадзо и Наганума Маса приобрели значительный авторитет среди последователей "Рэй ю кай", настолько, что лидеры секты – Кубо Какутаро и Котани Кими стали воспринимать их как конкурирующую пару. Формальной причиной конфликта стали разногласия по поводу пропаганды Сутры лотоса. Сикадзо регулярно выступал с лекциями о Сутре лотоса, за что подвергался критике со стороны Котани Кими, считавшей эти выступления несвоевременными, поскольку люди еще не достигли того духовного уровня, который позволил бы им понять философию Сутры лотоса. Сикадзо, со своей стороны, критиковал Кими за то что она отдает предпочтение магической практике, пренебрегая изучением и пропагандой Сутры лотоса. В действительности сподвижница Сикадзо – Наганума Маса точно также как и Котани Кими, практиковала целительскую магию, и ее популярность держалась именно на этом.
Однако в результате конфликта произошел раскол. В 1938 г. вместе с 30 сторонниками Нивано Сикадзо и Наганума Маса вышли из "Рэй ю кай" и создали собственную организацию.
Основав новую секту, Сикадзо и Маса изменили имена: Сикадзо стал называть себя Нивано Никкё, а Маса – Наганума Мёко. Никкё стал председателем, а Мёко – заместителем председателя "Риссё косэй кай", хотя именно Мёко являлась фактическим духовным лидером секты. Никкё же занимался теоретическими разработками и организационной деятельностью.
Чтобы избежать в своей секте расколов подобных тому, который привел к ее возникновению, Никкё и Мёко уделяли большое внимание постоянному поддержанию контактов с рядовыми членами секты, проводя регулярные собеседования с ними. Эта практика, получившая особое развитие после Второй мировой войны, позволила "Риссё косэй кай" стать одной из наиболее сплоченных и жизнеспособных японских сект.
Роль секты в общественной жизни Японии также неуклонно возрастала. "Риссё косэй кай" стала одним из инициаторов проведения с 1970 г. международных конференций религиозных деятелей в защиту мира. Начиная с 1974 г. по инициативе "Риссё косэй кай" проводятся "поездки раскаяния", смысл которых заключается в том, что отправной точкой новых отношений Японии с азиатскими странами должно быть раскаяние за содеянное в прошедшей войне. В 1982 г. секта участвовала в сборе подписей под призывом предотвратить угрозу ядерного конфликта.
В настоящее время "Риссё косэй кай" остается одной из наиболее влиятельных религиозно-общественных организаций Японии.