Согласие беспоповского старообрядчества
Согласие возникло в начале XIX столетия. Его основателем считается донской казак Гавриил Зимин, который в 1838 г. за распространение своих оригинальных толкований Св. Писания был сослан на Кавказ. В ссылке он собрал вокруг себя группу последователей, которая и стала ядром нового течения.
Важное место в учении этого согласия занимает представление о разделении истории на четыре "времени года". Период от сотворения мира до Моисея считается весной или "праотеческим веком", от Моисея до Христа – летом, "отеческим веком", от Рождества Христова до 1666 г. – осенью, "веком сыновним", а с 1666 г. – зимой или "веком Св. Духа".
Поскольку члены течения верят, что после Никоновой реформы истинная вера скрылась, то, согласно их представлениям, любые внешние проявления веры, такие как словесная молитва или обряды более невозможны. За отказ от словесной молитвы согласие и получило свое название. Вместо обрядов и молитвословий практиковалось "моление духом ума", т. е. молчаливое созерцание.
Св. Писание также трактуется "духовно", т. е. аллегорически. Из таинств немоляки признавали только крещение, которое совершалось пожилыми женщинами. Обрядов бракосочетания или похорон также не было. Брачный союз заключался только по обоюдному согласию жениха и невесты и с благословения родителей. Умерших хоронили без всяких молитв, песнопений и без поминовения. Посты и праздники полностью отвергались.
Особым авторитетом среди членов согласия пользовались те, кто умел "духовно" изъяснять Св. Писание, при этом никакого особого посвящения эти люди не имели.