18 декабря
Понедельник Адвента

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

ТАНТРА-ЙОГА (TANTRA JOGA)

Секта
Восточная, на основе индуизма

Известна также как "Движение Ошо Раджниша" ("The Osho Movement"). Сами последователи называют учение секты "Единственной религией" (По словам основателя).

I. Основные данные

1. Основатель:

Раджниш Чандра Мохан, известен больше под своими "псевдонимами" – Бхагван Шри Раджниш (в переводе с санскрита означает "Тот благославенный который Бог") и Ошо ("океанический", "растворенный в океане"). 1931 – 1990.

Раджниш Чандра Мохан родился в 1931 г. в семье джайнов. С самого детства Раджниша занимали философские вопросы. Особенно его волновал вопрос о том, что такое смерть. В дневнике 1979 года он признался, что ходил за похоронными процессиями, как другие ребята бегали за бродячим цирком. Со смертью будущий основатель "Единственной религии" встречался не единожды в своей жизни. Когда ему было 7 лет, умер его дед, который практически заменил Раджнишу отца, уделявшего ребенку не так уж много внимания. В 14 лет Раджниш сам чуть не утонул, что было неудивительно. Дело в том, что, дабы постичь тайны бытия, он "учил урок полного самоотречения", т. е. "сотрудничал с божественным промыслом во всем сущем". Так же как спустя несколоко лет он призовет своих учеников отречься от себя в пользу своих желаний, Раджниш отдавал себя в руки "божественного промысла": он бросался с высоких мостов в стремительные водовороты, которые уносили его в пучину, а потом возвращали обратно. Истины, добытые Раджнишем в этом нелегком учении, он уяснил хорошо: слова "не сопротивляйся" станут ключевыми в его доктрине.

21 марта 1953 г. Раджниш, по его словам, еще раз столкнулся со смертью. Как позже заявлял сам Раджниш, он "умер и родился вновь". Во время усиленной медитации с ним якобы произошло то, благодаря чему и появилась на свет "Единственная религия" – Раджниш "пришел к просветлению". "Я стал для себя вселенной", – объяснил он. Этим "завершился пост, начатый им 7 веков назад в прошлой жизни".

В 1957 г. Раджниш с отличием закончил университет и получил степень магистра. После столь блестящего завершения учебы его пригласили преподавать философию в двух университетах. Через 10 лет преподавательской деятельности Раджниш почувсвовал, что работать в университете – не его призвание. Он оставил это занятие и начал проповедавать новое учение, которое к этому времени уже было им достаточно осмыслено.

Первых своих учеников Раджниш посвятил в 1969 г. Комната в Бомбее, где он жил, всоре не смогла вмещать всех желающих учиться у него, и в 1974 г. Раджниш перебрался в Пуну. Там он снял несколько домов и основал свой ашрам ("общину", "коммуну"). Тогда же он сменил имя, провозгласив себя Бхагваном Шри Раджнишем. С этого момента секта начала неуклонно расти.

Раджниш стал одним из самых популярных гуру Востока, если не самым популярным. "Тот благославенный который Бог" прославился как "всемирно известный искатель удовольствий", "духовный террорист", "секс-гуру Америки". Вся деятельность секты, гремевшей не так давно на весь мир, связана с личностью ее основателя. Поэтому биография Раджниша неразрывно связана с историей секты.

2. Время основания:

1969 г. – посвящение первых учеников.
1974 г. – основание ашрама.

3. Место основания:

Пуна, Индия.

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей в США, Европе и Индии.

5. Местонахождение руководящего центра:

OSHO Commune International, 17 Koregaoh Park, Poona MS India – штаб-квартира движения.

Адрес в Великобритании: OSHO International, 24 St. James"s St, London SW1A 1HA, UK.
Адрес в США: OSHO Viha Meditation Center. P. O. Box 352, Mill Valley, CA 94942, USA.

6. Организационная структура:

Данных нет

7. Базовая литература:

  • Bhagwan Shree Rajneesh "Guida Spirituale" во вкладыше в Rajneesh Times. Vol. 4, № 22, 01. 01. 1987;
  • Bhagwan Shree Rajneesh "The Orange Book", Rajneeshpuram, OR: Rajneesh Foundation International, 1983;
  • Bhagwan Shree Rajneesh "Rajneeshism". Rajneeshpuram, Oregon, 1983;
  • "Дневники Бхагвана Шри Раджниша";
  • "No Compromise Declaration" ("Бескомпромисная декларация"), Rajneesh Press office, Poona, 1981;
  • Ошо. "Секс. Цитаты из бесед". М., Гуманитарный центр "Энроф", 1993 г.;
  • Ошо. "Медитация – искусство экстаза". М., Изд-во ЦДК "Единство", 1993 г.;
  • Выступления Раджниша, записанные на магнитофон, изданы в виде отдельных книг, число которых превышает шесть сотен.

8. Периодические издания:

  • Журнал Sannyas;
  • Medina Rajneesh Body Center Programme и др. программы;
  • Rajneesh Times;
  • Листовки издательства Kalptaru Rajneesh Books.

9. Средства массовой информации

Данных нет

10. Учебные заведения:

Частные "Центры медитации".

II. Учение

1. Истоки учения:

индуизм

2. Краткое изложение учения:

Раджниш заявляет, что пришел к просветлению, завершая пост, начатый 7 веков назад в прошлой жизни. Это случилось 21 марта 1953 г. после усиленной медитации. Медитация же легла в основу духовной практики в секте. Поэтому прежде чем стать полноценным санъясином последователь Бхагвана проходит курс "динамической медитации", с помощью чего "снимаются последствия предыдущего жизненного опыта, обретается энергия". Это самый безобидный вид медитации, который практикуется в секте. Вот как это происходит: "Вход в стрессовое состояние достигается быстрым хаотичным дыханием… Затем чувства, доселе скрытые, выплескиваются при очищении, выражающемся в криках визге, плаче, смехе и прочих подобных проявлениях. Далее происходит третья стадия, когда медитирующий подпрыгивает, размахивает руками и выкрикивает: "Ух! У-у-ух! У-у-у-ух!" И лишь после этих трех стадий, каждая продолжительностью 10 минут, медитирующий расслабляется и затихает в неподвижном положении". Неудивительно, что после нескольких дней такой медитации начинающий санъясин готов принять "новую доктрину".

"Медитация приведет тебя к твоей природе… Она принесет понимание, любовь, раскованность, ответственность. Она благословит тебя и все твое существование ", – учил Раджниш. "Медитация" для санъясина – широкое понятие, включающее часто сексуальные оргии. Смысл этих "духовных упражнений" в том, чтобы достигнуть просветления, раствориться в нирване, добиться отсутствия желаний, "стать Богом или умереть". "Просветление – прыжок в неизвестное", и, чтобы совершить его, нужно "отказаться от себя" и отдаться во власть собственных инстинктов. "Путь к отсутствию желаний лежит через желание". Указывая санъясинам кратчайшую дорогу к освобождению от желаний, Раджниш говорил: "Развивайте вашу сексуальность, не подавляйте себя… Нет ничего грешного в чистом простом сексе". Нередко "прыжок в неизвестное" в ашрамах происходит с помощью наркотиков. Греха, по учению Бхагвана, не существует, Бога (как личности) – тоже. Каждый сам может стать для себя Богом, т. к. "Бог – это состояние сознания… это способ наслаждения жизнью прямо здесь и сейчас". "Ты можешь быть Христом, так к чему тебе становиться христианином?". "Бог Евреев очень завистлив. Он не хочет, чтобы люди стали равны Ему. Он – не любящий отец… Знание – не грех… Я советую вам есть с дерева познания".

Так сей "любящий отец" призывает своих чад к внебрачным связям, разрыву семейных пут, поощряет все, что требуют от человека его желания. В результате должна вырасти раса новых, "идеальных", людей, сродни сверхчеловеку Ницше. Нового человека, способного радоваться полнокровной физической жизни и одновременно достигать вершин духа, Раджниш назвал Зорбой-Буддой . Вторая часть имени символизирует силу духа, а первая – жизнелюбие (Зорба – герой романа греческого писателя Казандиакиса, отличающийся своей непомерной жизненной энергией). Как и многие другие "пророки" Востока и Запада, Раджниш предсказывал глобальную катастрофу: кризис начнется в 1984 г. и закончится в 1999 г. В результате выживут только раджнишисты. "Раджнишизм – вот Ноев ковчег сознания, уголок спокойствия в центре тайфуна". И своей задачей Раджниш ставит ни больше ни меньше, как спасение человечества, т. е. создание идеальных условий для появления людей с новым сознанием.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1969 г. Бхагван Шри Раджниш посвятил первых своих учеников. Санъясины ("монахи", "отшельники") – последователи Бхагвана – принимали новые имена, которые давал им "благославенный" в знак отречения от прошлого и передачи своей воли в руки Раджниша. Они носили одежды алого или оранжевого цвета, как и основатель секты, за что во многих странах сторонников Тантра йоги позже прозвали оранжевыми людьми (The Orange People), а также санъясины носили портрет Раджниша на ожерелье из 108 бусин сандалового дерева, которое называлось "мала". В 1974 г. Раджниш перебрался в Пуну, где основал свой ашрам. Тогда же он сменил имя, провозгласив себя Бхагваном Шри Раджнишем. Уже к середине 70-х годов число желающих вручить свое сердце (и все остальное) в руки пробудившегося достигало семи тысяч. Таким образом, небольшая община превратилась в крупный и достаточно богатый центр. Выступления Раджниша записывались на магнитофон и позже были изданы в виде отдельных книг (число которых сейчас превышает шесть сотен). Дневники и книги Бхагвана, а также видео- и аудиозаписи его проповедей распространяла корпорация Раджниш Фаундейшн Интернейшинал. Ежегодно до пятидесяти тысяч искателей духовной истины со всего мира наносили регулярные визиты в Пуну, чтобы лицезреть нового "пророка". Известно, что в это время, помимо прочих путешественников, Раджниш принимал многих западных популярностей, в том числе Дайану Росс, Руфь Картер Степлтон.

Раса "сверхлюдей", создание которых ставил себе задачей Бхагван, быстро росла и множилась. Беспорядки в городе, вызванные поведением "просветленных", кражи и поджоги, многочисленные уголовные дела на членов секты не могли оставить правительство равнодушным. Расследование показало, что Раджниш Фаундейшн увязла в неоплаченных налогах, присвоении пожертвований на благотворительные цели. В 1981 г. правительство Индиры Ганди лишило ашрам Бхагвана права считаться религиозной организацией. Тогда Раджниш распродал имущество ашрама и 1 июня 1981 г. вместе с 17-ю ближайшими последователями тайно вылетел в США, задавшись новой целью – основать по всему миру "священные города", которые станут колыбелью суперрасы.

Вскоре после прибытия Раджниша в Америку центр медитации "Чидвилас Раджниш" покупает в штате Орегон ранчо Биг Магди (более 100 кв. миль) за 6 млн. долларов. В Биг Магди собираются преданные последователи Бхагвана из 16-ти европейских стран, чтобы принять участие в постройке "священного города". Добровольный труд 6-ти тысяч верных, который санъясины называли "проводить время в поклонении" (по 14 часов в сутки и без выходных), сотворил чудо: за короткое время в орегонской пустыне вырос город с торговыми улицами и парками, с респектабельными отелями и ресторанами, с казино и даже с аэропортом – первый и единственный священный город Раджниша – Раджнишпурам.

Помимо адептов, прибывающих в город, чтобы в нем остаться и "проводить время в поклонении", Раджнишпурам регулярно посещали "адепты-гастролеры", живущие вдалеке от гуру, но частенько переводящие на его счет внушительные суммы. Состояние Бхагвана постоянно увеличивалось. В начале 80-х оно достигало 200 млн. долларов. Кроме этого Бхагван владел четырьмя самолетами, вертолетом и 91 "ролс-ройсом". Каждый день ровно в 14 часов 30 минут "благословенный" садился в один из своих шикарных автомобилей и совершал объезд паствы: он торжественно проезжал по "дороге нирваны", вдоль которой выстраивались его верные, бросающие лепестки роз под колеса. "Мы хотели бы, чтобы у него было 365 "ролс-ройсов". Новая машина на каждый день в году", – сообщила корреспонденту журнала "Фигаро" фанатичная последовательница "пророка".

С такой же скоростью, как его состояние, росли и желания "пророка". В 1984 г. раджнишисты заняли близлежащий городок Энтелоуп и переименовали его в Раджниш. Жители городка подверглись постоянному надзору полицейских сил санъясинов, были обложены налогом в пользу секты и были вынуждены лицезреть в городском парке нудистский пляж, учрежденный городским советом, полным приверженцев Раджниша. Враждебно настроенные по отношению к секте жители Энтелоупа никогда бы не проголосовали за раджнишистов. Как же получилось, что в правительстве оказались почти одни санъясины? Для этого Бхагваном была проведена хитроумная операция "Подели жилище с ближним". По местному законодательству, достаточно прожить на территории штата 22 дня, чтобы получить право голоса на выборах в местные органы властей. Чтобы увеличить количество своих избирателей, санъясины стали созывать в крупных городах штатов бродяг для проживания в гостеприимном Энтелоупе. Так к моменту выборов в небольшом Энтелоупе собралось 3500 приверженцев Раджниша - алкоголиков и наркоманов. Было избрано новое правительство и город стал именоваться Раджнишем.

Теперь присутствие целой гвардии нахлебников в "священном городе" стало более чем нежелательно. Однако бродяги не желали уходить из ими же провозглашенного города, трудиться они тоже не хотели. С этих пор в окрестностях Раджнишпурама время от времени стали появляться трупы недавних избирателей: люди как будто засыпали, умерщвленные неизвестным ядом. Почувствовав опасность, Бхагван решил устраниться от светских дел и принять обет молчания. Пока "благословенный" молчал (а это продолжалось четыре года), дела секты вела его последовательница Шила Сильвермэн.

Тем временем бесчинства санъясинов не прекращались. Под воздействием общественного мнения полиция, а позже и ФБР, возбудила дело против секты. Раджниш решил заговорить, но было уже поздно. Около четырех десятков следователей ФБР вели расследование непосредственно в Раджнишпураме. Ими были обнаружены склады оружия, лаборатории по производству наркотиков, которые добавлялись в пищу сектантам. 27 октября 1985 г. Раджниш был арестован. После скоротечного судебного процесса Бхагван был депортирован из США. 21 страна запретила ему въезд, и "благословенному" ничего не оставалось, как вернуться на родину в Индию, в Пуну.

В Пуне движение возобновилось в слегка измененном виде. Раджниш взял новое имя – Ошо (океанический, растворенный в океане), призвал старых последователей и нашел новых и расширил свои психотерапевтические и медитативные программы, распространяя их под новым названием – Мультиверситет. Ошо умер в 1990 г. При жизни ему не удалось вернуть былой популярности. После скандала 80-х учение Раджниша стало встречать активное противодействие общественных организаций во всем мире. Однако спустя некоторое время после смерти Раджниша и после периода неопределенности вновь стали появляться центры, проповедующие философию Ошо и предлагающие самые разнообразные терапии и упражнения, ведущие к самопросветлению. Некоторые недовольные санъясины, покинувшие Бхагвана в 80-е годы, но все еще преданные основным положениям его учения, проповедуют его идеи под другими названиями и даже основали собственные движения (Международная Академия Медитации Пауля Лёвэ). Внутри самого движения также существует несколько относительно независимых течений. Одно из них – так называемый Гума-университет (Humauniversiti), которым руководит голландец Вериш санъясин. "Там, где есть хоть один мой санъясин, там есть я", – говорил Раджниш. Сегодня сторонников Тантра йоги более 300 тысяч…

2. Современная деятельность

Гуру "Тантра йоги" умер в 1990 г. Культ, возникший на безусловном поклонении одной яркой личности, казалось бы, должен был придти в упадок после смерти основателя. О днак о тантрическая (сексуальная) йога становится все более популярной, и это не случайно. "Я даю вам полную свободу… Я пытаюсь вам помочь найти самих себя… Людям не надо мне верить. Я разъясняю им свой опыт", – говорил "благословенный". Неудивительно, что сегодня, когда любое обещание душевного здоровья и внутренней свободы не останется без внимания, секта обретает все новых поклонников. Центры Раджниша, возглавляемые сейчас его последователями (санъясинами), существуют более, чем в 20-ти странах (в т. ч. в России). "The Orange People" приглашают всех желающих посетить занятия по технике дыхания, разработанной самим Раджнишем, предлагают приобрести литературу собственного издательства секты (Kalptaru Rajneesh Books) и видеокасеты по тантра йоге. Для уже "просветленных" организованы выездные семинары с довольно разнообразной программой: практическая тантра йога, парные упражнения, преодоление барьеров в выборе партнера ...

IV. Ответвления

Международная Академия Медитации Пауля Лёвэ (Paul Lowe"s International Academy of Meditation);
Гума-университет (Humauniversity), руководитель – голландец Вериш санъясин.

V. Библиография

  1. Баркер Айлин "Новые религиозные движения", СПб., 1997, с. 243 – 247;
  2. Мартин Уолтер " Царство культов", СПб., 1992, с. 185 – 296;
  3. Ли Ричард, Хиндсон Эд "Ангелы обмана", М., 1994, с. 203 – 206;
  4. Привалов К. Б. "Секты: досье страха", М., 1987;
  5. Хвыля-Олинтер А. И., Лукьянов С. А. "Опасные тоталитарные формы религиозных сект", М., 1996.

Р. К.

Разделы:


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)