Начало активного распространения сект в Африке приходится на первую половину XIX века. Именно в этот период в христианских общинах, основанных европейскими миссионерами, происходят расколы, в результате которых возникают т. н. "независимые церкви". Эти молодые общины, как правило, избирали путь "приспособления" христианства к местным религиозным традициям, что неизбежно приводило к появлению элементов религиозного синкретизма в их учениях и, как следствие, к разрыву с христианской ортодоксией и образованию сект.
Первые "независимые церкви" появились в 1833 г. на Мадагаскаре, где конфликт между белыми миссионерами и их паствой был особенно острым. В 1850 г. такая церковь возникла в Намибии, а в 1887 г. "независимые церкви" появились у народов нама и витбоев.
К концу XIX столетия синкретические секты стали возникать у народов, говорящих на языках банту и у готтентотов. В 1892 – 1896 гг. была образована первая массовая "Эфиопская" или "Африканская церковь".
В 1910 – 1911 г. появились две крупнейшие синкретические секты, существующие и поныне: "Ибандла Лика Кристу" и "Назаретская баптистская церковь", выделившаяся из миссионерской баптистской церкви в Свазиленде.
Одновременно с племенами готтентотов и банту свои "независимые церкви" стали создавать и народы Западной Африки. В 1862 г. синкретическая секта возникла в Гане. В 80-х гг. XIX века движение за создание "независимых церквей" началось среди интеллигенции йоруба. Наиболее яркой фигурой в этом движении стал Дж. К. Кокер (1865 – 1945). В результате возникло синкретическое учение, получившее название "христианство йоруба".
В Нигерии из нескольких независимых общин в 1893 г. образовалась "Объединенная туземная церковь Африки" во главе с проповедником Джеймсом Кэмпбеллом, объявившим себя "патрирхом". На юго-востоке Нигерии действовала секта Харрика Сакари Брейда, объявившего себя Илией Пророком и исцелявшего возложением рук.
В Западной Африке центрами сектантства стали Либерия и Берег Слоновой Кости. Здесь в 1911 – 1915 гг. действовал "пророк" Уильям Уэйд Харрис (ок 1860 – 1929). Он родился Либерии, вначале посещал методистскую церковь. В результате политической борьбы Харрис оказался в тюрьме, где ему в 1912 г. якобы явился архангел Гавриил и велел проповедовать Евангелие среди чернокожих. Харрис переехал на Берег Слоновой Кости и начал активно проповедовать, завоевав огромную популярность. В 1915 г. он был выслан из страны, после чего отошел от дел.
В Восточной Африке секты стали возникать лишь в начале ХХ века. В 1907 – 1910 г. в Западной Кении создал свою "независимую церковь" Джон Овало. Его "церковь" одновременно являлась повстанческой организацией, которая в 1915 г. подняла антиколониальное восстание. В 1913 г. в Восточной Африке возникло движение "пророка" Оньяго Дунде, которое также участвовало в политической борьбе и в 1919 г. было разгромлено британцами.
В 1913 г. первая синкретическая секта появляется в Уганде. Здесь вождь Йосува Мугема и школьный учитель Малака Мусадмакава основали "Церковь единого всемогущего Бога". Ими был разработан особый очистительный ритуал, который должен был защищать адептов от злых духов. Одновременно был введен запрет на европейские методы лечения. В 1917 г. Малака был арестован колониальными властями, а в 1929 г. секта была запрещена. Однако некоторые родственно связанные с ней секты сохранились до настоящего времени.
Литература