Религиозное движение, распространенное в XIX – XX вв. среди крестьян Поволжья и Кавказа.
Некоторые исследователи относят его к сектантским, другие, напротив считают беседников разновидностью православных братств.
По одной из версий, общины беседников состояли из бывших сектантов, в частности, хлыстов, принявших православие и противостоявших сектантству. Особое распространение это движение получило в районах, где православного духовенства не хватало и роль миссионеров брали на себя благочестивые миряне. Их собрания, на котрых читалось и разъяснялось Св. Писание и велись благочестивые разговоры, назвались беседами или "беседками", а их участники именовали себя "беседниками" или "беседчиками".
Некоторые из беседников придерживались строго православного учения, другие, возможно, по причине недостатка образования или в силу не до конца изжитого сектантского прошлого, допускали еретические идеи. В частности, они толковали Св. Писание исключительно "духовно", т. е. аллегорически, отрицая реальность библейских событий и даже историческое существование Христа. Утверждалось, например, что "вне человека Бога нет". Такой подход к толкованию священных текстов сближает эту часть беседников с сектами т. н. духовных христиан.
Часть беседников несомненно испытывала на себе влияние хлыстовства. Об этом, в частности, говорят титулы "пророков", "апостолов", "архангелов", "богородиц", "христов" и "саваофов", которыми наделялись их наставники. Примечательно, что это были всего лишь титулы, распределявшиеся "по степени святости", поэтому "богородицами" могли быть и мужчины. Однако, в отличие от хлыстов, беседники не верили в возможность воплощения Христа или Богородицы в каком-либо из членов движения.
Некоторая часть беседников жила общинами, устроенными наподобие монастырей, причем над мужчинами начальствовала женщина, а над женщинами – мужчина. Все члены таких общин носили черную одежду.
Характерно, что беседники с подчеркнутым уважением относились к Православной Церкви, исполняли все обряды, посещали храмы, исповедовались, причащались и делали большие пожертвования на церковные нужды, что, несомненно говорит о том, что движение в целом не было сектантским.
Ю. Д.