19 декабря
Вторник Адвента

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

6
0
0

МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБЩЕСТВО СОЗНАНИЯ КРИШНЫ
(INTERNATIONAL SOСIETY FOR KRISHNA CONSCIOUSNESS – ISKCON)

Секта
Восточная, неоиндуистская

Известна также как "Движение сознания Кришны" или "Движение Харе Кришна". Существует несколько других, менее известных, вариантов названий: "Движение санкиртаны", "Движение Господа Чайтаньи" (не путать с сектой "Миссия Чайтаньи"). Кришнаиты также часто называют свое движение "вайшнавским" (вайшнавы – почитатели бога Вишну).

I. Основные данные

1. Основатель: Шри Шримад Абхаи Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада (Шрила Прабхупада). 1896 – 1977.

Основатель "Общества сознания Кришны" родился в Калькутте. Его настоящее имя Абхаи Чаран Де. До 1959 г. он был менеджером фармацевтической фирмы. Однако еще в 1922 г. Абхаи Чаран Де примкнул к организации "Миссия Гаудия", стремившейся возродить идеи религиозного реформатора XVI в. Шри Чайтаньи. Учителем нового члена движения стал Шри Шримад Бхактисиддханта Госвами. В 1933 г. Абхаи Чаран Де принял посвящение в "Миссии Гаудия" и получил от Госвами новое имя Абхаи Чарнаравинда ("Тот, кто бесстрашно ищет покровительства у стоп Господа"). Вместе с именем он также получил наказ нести на Запад "сознание Кришны". В 1947 г. в знак признания его благочестия и учености Абхаи Чарнаравинда получил титул "Бхактиведанта". В 1956 году, после того как Госвами третий раз явился ему в видении с призывом к проповеди, Чарнаривинда отрекся от семьи и собственности, чтобы провести свою жизнь "в преданном служении Кришне". Тогда же он взял себе имя Абхаи Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1965 году, в возрасте 70 лет Прабхупада эмигрировал в США. Сначала его увидели распевающим мантры в нью-йоркском Томпкинс-парке. В 1966 году в Нью-Йорке он открыл центр и возобновил издание журнала "Back to Godhead" (он уже издавал его в Индии во время Второй Мировой войны, в 1952 и 1956 гг.). Так в США возникло Международное общество сознания Кришны.

Прабхупада много ездил по всему миру, выступая с лекциями и посвящая учеников. В 1971 г. он посетил Советский Союз. Наследством Прабхупады стали свыше 60 томов комментированных переводов классических индуистских текстов. "Его божественная милость", как называют Прабхупаду кришнаиты, скончался в 1977 г.

2. Время основания:

1966 г.

3. Место основания:

г. Нью-Йорк, США

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей в США и Европе. В самой Индии последователи Прабхупады особенной популярностью не пользуются. Международное Общество Сознания Кришны воспринимается большинством индусов как секта.

5. Местонахождение руководящего центра:

Руководящий центр секты находится в США.
В России:
Москва: Хорошевское шоссе, д. 8, корп. 3.
Санкт-Петербург: Бумажная ул., 17, храм "Новая Навадвипа".

6. Организационная структура:

Международное Общество Сознания Кришны управляется Советом – "Governing Body Council" (GBC) из тридцати "преданных", которые ежегодно встречаются, чтобы избирать секретарей для управления географическими зонами. Храмы, молельные центры и более мелкие структуры действуют на принципах самоуправления.

7. Базовая литература:

Кришнаиты признают священной всю ведическую литературу и книги, написанные Свами Прабхупадой. Полезными для духовного развития считаются также книги индийских духовных учителей прошлого, священные книги некоторых мировых религий, в том числе Библия (поскольку Христа, наряду со многими известными деятелями, кришнаиты считают аватарой бога Кришны).

Однако из всей священной литературы кришнаиты выделяют наиболее важные книги, которые, по их мнению, "выражают самую суть духовного знания". Эти книги получили название "Бхакти-шастры" – "книги о преданном служении Богу". К "Бхакти-шастрам" относятся все книги, распространяемые кришнаитами. По большей части, это сочинения Свами Прабхупады. Даже те произведения, которые относятся к ведической литературе – "Шримад-Бхагаватам", "Шри Йопанишад", "Бхагавад-гита" и др. – изданы не в оригинальном виде: индийские тексты даны во фрагментах с комментариями Прабхупады (соотношение комментируемого текста и комментария – приблизительно 1:10). К "Бхакти-шастрам" относится латература, выпущенная издательством "Бхактиведанта Бук Траст", которое было основано в 1972 г. самим Прабхупадой. В настоящее время книги кришнаитов, по их собственному утверждению, переведены почти на 75 языков мира.

На русском языке изданы следующие книги Прабхупады:

  • "Бхагавад-гита как она есть" (832 стр.).
  • "Шримад-Бхагаватам", (пять томов).
  • "Источник вечного наслаждения" (896 стр.).
  • "Нектар наставлений" (112 стр.).
  • "Нектар преданности" (512 стр.).
  • "Шри Йопанишад" (178 стр.).
  • "Легкое путешествие на другие планеты" (96 стр.).
  • "Совершенные вопросы, совершенные ответы" (128 стр.).
  • "Жизнь происходит из жизни" (208 стр.).
  • "Учение Шри Чайтанйи" (384 стр.).
  • "Наука самоосознания" (480 стр.).
  • "Кришна";
  • "Путешествие вглубь себя";
  • "Учение Господа Капилы";
  • "По ту сторону рождения и смерти";
  • "Раджа-видья – царь знания";
  • "Бесценный дар";
  • "На пути к Кришне";
  • "Совершенство йоги";
  • "Проповедь – наша миссия".

Все сочинения Прабхупады, построенные на ведических сюжетах и высказываниях индийских учителей, сводятся к проповеди кришнаизма в форме т. н. "бхакти-йоги" и критике современной эпохи материалистов – века Кали.

Другие публикации издательства "Бхактиведанта Бук Траст", вышедшие после смерти основателя секты:

  • Сатсварупа дас Госвами "Прабхупада";
  • Сатсварупа дас Госвами "Очерки ведической литературы";
  • Сатьяраджа дас "Так написано в Библии?";
  • Адираджа дас "Ведическое кулинарное искусство";
  • Ямуна деви "Любимые блюда индийской вегетарианской кухни";
  • Ачьютанда Свами, Джаяшачинанда дас "Песни ачарьев-вайшнавов";
  • Харикеша Свами "Культура, неподвластная времени";
  • "Нектар санкиртаны".

Книги с модными, на первый взгляд не связанными с религией названиями предлагают познакомиться с восточной культурой, философией, искусством; с оздоровительными методами и йогой; с модной сейчас вегетарианской кухней и т. д. Однако в поваренной книге наряду с вегетарианскими рецептами читатель найдет и кое-что о пище для души. А сочинения о восточной культуре будут убеждать в том, что индийская цивилизация является самой древней на земле и только в ее недрах таится знание об абсолютной истине. Ненавязчивые выводы всех авторов-кришнаитов будут одинаковы. Большинство из них предложит обратиться за дополнительной информацией по одному из адресов.

8. Периодические издания:

"Journal of Vaishnava Studies";
"Back to Godhead";

На русском языке:

Журналы:
"Санкиртанам";
"Вишнуизм: открытый форум" (Москва);
"Истоки";
"На пути к Богу" (приложение к альманаху "Реверс", СПб) – до 1992 г.

Газеты:
&qu ot;Мир Харе Кришна" (Минск);
"Ишта-гоштхи" (Москва);
"Хочу все знать" (Санкт-Петербург).

Периодические информационные материалы:
Вестник (New"s letter) "Харе Кришна сегодня" (Москва) и др.

В некоторых городах выходят местные периодические издания.

9. Средства массовой информации:

В Москве круглосуточно работает радиостанция "Кришналока". С 1 февраля 1997 года она транслируется в Санкт-Петербурге.

10. Учебные заведения:

Начальные и средние учебные заведения кришнаитов называются "гурукулы". В них детей с пятилетнего возраста воспитывают в духе "сознания Кришны". В России гурукулы открыты в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Красноярске и в некоторых других городах.

В Индии, США и ряде других стран есть высшие учебные заведения кришнаитов. В России для взрослых участников движения предусмотрены образовательные курсы по ведической философии, культуре и духовной практике (соответственно, в кришнаитской трактовке).

II. Учение

1. Истоки учения:

индуизм

2. Краткое изложение учения:

Рассказывая о себе, кришнаиты, дабы не оттолкнуть сразу потенциального приверженца, сглаживают восточный колорит. Они используют индийские термины только в случае крайней необходимости, стараясь описать свое учение нейтрально. Поначалу не даются описания колоритных индийских божеств и их развлечений. В самых общих чертах кришнаитское учение выглядит весьма безобидно:

Бог – единственный Владыка, единственный Источник и Первопричина как духовного, так и материального мира. Он не только творит, но и поддерживает творение, каждый его атом. В одно и то же время Он един со всем и отличен от всего. Будучи единым, Он проявляет себя во множестве воплощений. Бог – Абсолютная Истина, Абсолют, постигаемый в трех аспектах, существующий в трех формах: 1) Брахман – безличное сияние; 2) Параматма – присутствующая всюду Сверхдуша или энергия Бога; 3) Бхагаван – верховная личность Господа (Кришна). Из этих трех личностный аспект наивысший.

Целью Прабхупады стала адаптация восточного учения для Запада. Он понимал, что западная культура выросла на христианстве, где в центре Бог-Личность. Поэтому Прабхупада постоянно подчеркивал личностный аспект, высвечивал в кришнаизме аллюзии христианства. В трояком разделении Бога кришнаиты часто пытаются углядеть сходство с христианством, утверждая, что христианство – версия учения Кришны. Однако Отец, Сын и Дух Святой – не то же, что формы кришнаитского Бога. Это легко можно понять, рассмотрев более подробно учение кришнаитов, не ограничиваясь их краткими самосвидетельствами и справками, предназначенными для непосвященных.

Для начала рассмотрим отдельно три формы Бога в кришнаизме.

Брахман, безличное сияние, не сравним с Богом-Отцом, который является Личностью. Христианский Бог слышит, видит, говорит, заповедует, о чем свидетельствует Библия. Подобные качества присущи только Личности.

Параматма – "сверхдуша, аспект Верховного Господа Вишну (Вишну здесь – имя Кришны), находящийся в сердце каждого существа" ("Шримад-Бхагаватам" т. 2, с. 645). Это особая энергия Бога, сверх-Я, которое составляет часть души человека: душа человека состоит из индивидуального "Я" и "сверх-Я", которое направляет индивидуальное "Я". Задача человека – самоосознание, т. е. осознание, что его душа вечна, отличается от материального тела, является частью Абсолюта, стремится к общению с ним, т. к. только с ним она может быть счастлива. Результатом самоосознания является понимание собственной природы, которая заключается "в преданном любовном служении Кришне под руководством истинного духовного учителя". Таким образом, параматма – особая энергия Кришны, с помощью которой он "управляет" людьми. Кришнаиты сравнивают Параматму с христианским Святым Духом. Однако это сравнение совершенно искусственно, поскольку Св. Дух, в отличие от "сверхдуши", является Божественной Личностью.

Кришна, соответственно, сравнивается кришнаитами со Христом. По их мнению, Христос – тот же Кришна, но пришедший в другую эпоху к другому народу, Христос – аватара Кришны. Разумеется, ни один христианин не согласится с таким утверждением. Образу Кришны, вокруг которого строится вся кришнаитская система, следует уделить особое внимание.

Формы Кришны. Кришна, верховный бог, существует в двух формах. Со Христом сравнивают обычно вторую форму Кришны.

1) Вишва-рупа – всепроникающая вселенская форма Кришны. В основе космологической концепции кришнаитов лежит их концепция "вират-рупа" или "вират-пуруша" (близкая к пантеистическому пониманию божества). Согласно ей, Вселенная представляет собой тело Господа, различные части Вселенной – части тела вселенской формы Кришны. Свою вселенскую форму Кришна являет крайне редко. Однажды он явил ее своей приемной матери Йошоде (она увидела "всю вселенную и себя" во рту у Кришны). Как описано в "Бхагавад-гите", Кришна явил "вишва-рупу" Арджуне (и тот убоялся). Любопытна, с христианской точки зрения, природа этого облика: "Многие лики, глаза, руки, бедра, ноги, чрева и многие устрашающие зубы… Я не могу сохранить равновесие при виде твоих пламенеющих смертоносных ликов и устрашающих зубов… все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами…". ("Бхагавад-гита", гл. 11, текст 21 – 33). Довершает яркое зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна ("Бхагавад-гита", гл. 11, текст 15). Невольно вспоминается фраза Г. К. Честертона "Квинтон витал в небесах Востока, где пострашнее, чем в преисподней Запада". Из многочисленных частей демонического тела вырастает Вселенная, в поры его тела она со временем свернется. Разумеется, подобной экзотикой кришнаиты сходу не потчуют. Они сами настаивают на предварительной подготовке непосвященного. Ближе западному обывателю второй образ Кришны, который кришнаиты и изображают повсеместно на своих картинках, причем в несколько европеизированном, сглаженном виде (кожа цветом не черной грозовой тучи, как в тексте, а слегка голубая; черты лица иногда приближены к европейскому.

2) Четырехрукий или двурукий Кришна (часто зовется Нарайаной). В этом виде Кришна пребывает на своей планете Ваикунтхе с преданными душами. В образе двурукого мальчика с синеватой кожей он явился на землю. На земле он являл и свой четырехрукий образ особенно преданным "бхактам". Атрибуты Кришны составляют символику кришнаитов. Это раковина, чакра (диск), лотос и булава, которые он обычно держит в руках. Также символикой кришнаитов является вертикальный знак, который "преданные" наносят на лоб и другие части тела священной глиной или сандаловой пастой. Этот же знак украшал и Кришну.

Миссия Кришны на Земле. По словам кришнаитов, "Кришна – личность Господа". Люди – тоже личности, и в этом смысле каждый подобен Богу, но не в коем случае не равен, поскольку, в отличие от нас, Он – личность всесовершенная, всемогущая, всеведущая, всем владеющая и ни от чего не зависящая. Люди – крошечные частички Его энергии. Единственный смысл их бытия – любовь к Кришне. Эта любовь выражается в их бескорыстном преданном служении Ему. Поскольку способность к такому служению – "бхакти" – составляет сущностную природу живых существ, то счастливы они могут быть только на этом пути. Когда-то все существа находились в духовном мире – мире вечности, знания и блаженства. Но некоторые позавидовали Богу и попытались сравняться с Ним. Это закончилось тем, что они пали в материальный мир. Здесь, безуспешно пытаясь подражать Кришне, живые существа постоянно испытывают страдания, связанные с рождением, смертью , ст аростью и болезнями. Здесь подчеркивается сходство с христианским учением, благодаря чему кришнаизм так легко и принимается людьми, воспитанными на христианской культуре. Но явно и различие.

Углубляясь в восточные тексты, погружаешься в иной мир, в иную культуру, не имеющую в своей основе ничего общего с христианством. Кришнаиты же списывают все различия на эпохи и исторические условия. Кроме того, они считают, что сейчас, в наступившем веке Кали, когда на первое место выходят писания Вед, Библия потеряла свою актуальность.

Христиане же всецело полагаются на слова Библии, которую считают непреходящим и единственным Откровением. Из сравнения книг Прабхупады и текстов Библии явствует, что Христос и Кришна – совершенно разные личности, проповедующие разные учения. И если для христиан в божественной природе Христа нет сомнения, то кришнаитский бог скорее – банальный герой древнего эпоса, совершающий мифические подвиги. Неплохое сравнение кришнаитского учения с христианством на основе текстов провел Павел Столяров в статье "Христос и Кришна, одно ли это и то же?". Самое главное различие, помимо всего прочего, – в миссиях Христа и Кришны. Кришна пришел на землю явить свои трансцендентальные развлечения, явить свой лик праведникам и уничтожить демонов. Те, кто видел Кришну, поражались его красотой и могуществом. После встречи с Кришной нельзя жить иначе, как только любовью к нему, которая заключается не в следовании его примеру, а в непрестанном поклонении по системе санкиртаны. Таким образом, спасение в кришнаизме (избавление от круговорота сансары) – личное дело отдельной души.

Кришнаизм, утрерждая то, что Кришна регулярно приходит в виде разных аватар на землю, ставит Христа в ряд с аватарами Кришны. Миссия Христа, по учению кришнаитов, – такая же, как и Кришны, – не искупление людских грехов, а явление людям своей красоты, чтобы заставить их поклоняться себе, верховной личности Господа. Христос же явился на Землю, чтобы спасти людей, искупив их грехи, Он – единственный путь к спасению. Христос пришел в мир не развлекаться (как Кришна), а свершить великую миссию и, кроме того, дать пример чистоты и святости. Для христианина, Христос – высший образец, к которому следует стремиться в своем поведении. Кришнаизм отменяет необходимость искупительной жертвы Христа, делает слова Нового Завета бессмысленными. Зачем Христу надо было умирать на кресте, если человек спасается собственными усилиями, а суть закона кармы и так известена издревле?

В своих книгах Прабхупада старается высветить некоторые схожие моменты в биографии и учении Христа и Кришны. (В частности, он любит подчеркнуть некоторые моменты из жизни Кришны, напоминающие евангельские события. Однако смысл пребывания Христа и Кришны на земле невозможно даже сопоставить. В целом, жизнь Кришны на Земле представляет собой ряд "трансцендентальных" развлечений. Трансцендентальными они называются потому, что эти развлечения иной природы, чем обычные людские. Кришна одновременно присутствует на Земле и за ее пределами. Кришна в любой момент может проявлять сверхчеловеческие способности, преображаться в кого угодно. Кроме того, Кришна не испытывает удовольствий в земном понимании этого слова, он не привязан ни к одному из объектов своих развлечений и в любой момент может отказаться от них. В "Источнике вечного наслаждения" описаны многочисленные развлечения Кришны от детских проказ до развлечений в семейной жизни. В своей земной жизни Кришна убил многочисленных демонов, устроил хозяйство во Вриндаване (месте, где он провел детство), возвел удивительный город-крепость Двараку, призвал различных бхакт (преданных) и помог им разрешить их проблемы, например, выиграть войну. Он развлекался с гопи (пастушками) в танце раса (любовный танец), женился на самых преданных бхактах – гопи и царевнах – всего у него в конце земного пребывания оказалось более шестнадцати тысяч жен (любимая жена – Рукмени), и еще больше детей и внуков. Семейная жизнь Кришны, по мысли кришнаитов, должна служить всем примером. (Каждая жена ощущала себя единственной и любимой, поскольку с каждой Кришна пребывал постоянно в одном из своих образов).

Насколько видно, в основе кришнаитских писаний лежит совершенно иная логика, иное мировоззрение, чем в христианстве. Кришна часто, с точки зрения христианства, ведет себя прямо аморально. Однако, по логике кришнаизма, Кришна – Бог, поэтому ему дозволены любые развлечения. В своих развлечениях он прекрасен, человек должен восхищаться им, но не сметь подражать ему.

Другие боги. Помимо верховного Бога, кришнаиты верят и в других богов. Все иные боги не равны Кришне, происходят из его энергии. Поэтому их называют полубогами. Полубоги обитают на разных планетах (локах).

Кришнаиты верят, что весь мир одухотворен. В каждой вещи есть дух, который воплотился в ней в результате закона кармы. Подобное воплощение может быть обусловлено не только плохой кармой. В исключительных случаях преданная душа может воплотиться в какой-либо предмет, чтобы встретиться с богом или выдающимся гуру. Так, гопи позавидовали флейте, на которой играл Кришна. Они говорили: "Наверное, эта флейта совершила что-то особенное в прошлой жизни, раз сам Кришна касается ее своими губами". Некоторые из вещей и растений почитаются особо. Так, например, в общинах-ашрамах кришнаиты утром и вечером совершают специальную церемонию поклонения священному растению "туласи деви" (туласи – санскритское название полукустарника базилика, некоторые виды которого выращивают для получения эфирных масел и пряностей). Сектанты считают его слугой Кришны, живущим в телесной форме растения. Это отголосок древнего культа растений, который распространен и в современной Индии. Кришнаиты считают, что тот, кто поест, коснется листьев куста или только увидит их, освободится от всех несчастий и болезней. В кришнаитских храмах для "туласи" отведена специальная комната с люминесцентным освещением и увлажнителями воздуха. Забавно, что кришнаиты, осуждая стремительное развитие современной цивилизации, сами же используют в своем культе ее плоды.

Как уже говорилось, кришнаиты смысл жизни видят в самоосознании себя, своей истинной природы, в обретении "сознания Кришны". Сознание Кришны – не психологическая способность. Под сознанием Кришны сектанты понимают осознание себя преданным бхактой Господа Кришны. Человек, достигший сознания Кришны – его преданный бхакта. Чтобы осознать себя, по учению кришнаитов, необходимо жить по системе "санкиртаны". Санкиртана – в широком смысле слова, образ жизни бхакты, в узком, – пение имен бога. Распевание мантры "Харе Кришна" составляет основное занятие кришнаитов. "В наш век ссор и лицемерия единственным средством освобождения является пение священного имени Господа. Другого пути нет", – говорил Прабхупада. "Преданные" используют четки из 108 бусин, чтобы не сбиться со счета; они должны пропеть мантру по 16 раз на каждой бусине, проводя за пением в среднем от полутора до двух часов в день. Полный цикл составляет 1 728 мантр в день, или 630 720 мантр в год.Особенно полезным они считают публичное пение мантр, т. к. при этом и поющий, и случайный слушатель "приобщаются к Господу".

По учению кришнаитов, спасения, т. е. избавления от цикла перевоплощений, можно достичь, только следуя духовным упражнениям Общества Сознания Кришны и соблюдением его правил. Четыре правила Международного Общества Сознания Кришны – это "запреты против четырех унизительных занятий, которые ввергают человечество в плен похотливого материализма":

  1. азартных игр;
  2. интоксикации (запрещены алкоголь и наркотики, а также кофеин и никотин);
  3. секс вне брака (и с любым другим намерением, кроме продолжения рода);
  4. убийство животных (кришнаиты придерживаются вегетарианства, как и индуисты).

Кроме того, к этим четырем правилам Международное Общество Сознания Кришны добавляет еще 64, в том числе посещение храма Вишну, различные подношения боже ству и п ринятие юрисдикции духовных наставников Общества.

Санкиртана подразумевает не только соблюдение всех правил, публичное пение мантр, но и распространение литературы Общества Сознания Кришны – это весьма существенный момент в "духовной жизни" большинства членов секты. Членам Общества Сознания Кришны внушается, что покупка кришнаитской литературы может привести к спасению как самого кришнаита, так и покупателя. Распространению журнала "Back to Godhead" придается такое значение, что его редактор утверждает: "Говорить о журнале "Back to Godhead" столь же полезно, как говорить о Кришне".

В кришнаизме предпочтителет строгий аскетизм, включающий безбрачие. Кришнаиты считабт, что "женщина – это та сила, которая привязывает человека к материальному существованию" ("Шримад-бхагаватам" т. 2, стр. 353). Если человек всеже создает семью, то он должен преследовать одну цель – воспитание истинных бхакт Господа. Супруги имеютправо на сексуальные контакты лишь при соблюдении следующих правил: если хотят зачать ребенка, не чаще одного раза в месяц. Связь может произойти только после восьми часов пения мантр, которое очищает акт. Во всех прочих случаях супруги должны воздерживаться от сексуальных связей. Попытки следовать этим правилам сильно отражаются на семейных парах. В конце концов, у супругов пропадает влечение друг к другу. Более 75 % свадеб в Международном Обществе Сознания Кришны заканчиваются разводами.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Закабалению сектантов, подавлению их воли и разрушению личности способствует распорядок дня в кришнаитском ашраме (коммуне). Все встают в 3 – 4 часа утра. Первое "служение" начинается в 4:30 утра и продолжается полчаса, за ним следуют 2 часа медитации и воспевания с чётками. После этого изучение индийских ведических писаний и, наконец, завтрак. Позавтракав, сектанты идут заниматься делом: кто собирать пожертвования на улице, кто на свечной завод, кто на кондитерскую фабрику для приготовления "прасада". При коммуне существуют различные мелкие производства, типографии, на которых кришнаиты трудятся бесплатно "на благо Кришны". С работы возвращаются вечером; совершается вечернее служение. Во время служения кришнаиты воспевают мантры с чётками и поклоняются статуям (статуи Кришны считаются его аватарами). На служениях присутствует пища, которая, по их словам, становится телом божества после того, как ее принесут в жертву. Служение наполнено песнопениями на древних языках, множеством ритуалов. Служение сменяют занятия, потом все идут спать.

Существуют как ашрамы, посещаемые сектантами, живущими на собственных квартирах, так и ашрамы образованные по типу "священных городов". В таких коммунах жизнь устроена самым простым образом, как можно ближе к "естественным условиям", т. к. кришнаиты не принимают достижений "материального прогресса", считая их плодом кармической деятельности. Условия жизни в подобных каммунах очень тяжелы. По сути, "бхакты" трудятся, как рабы, на свяоих хозяев-гуру. Самая известная коммуна "Новый Вридаван" находится в штате Западная Вирджиния. Рекламные ролики, зазывающие в эту "райскую обитель", разосланы по всему миру.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Сами кришнаиты возводят истоки своего движения к деятельности Шри Чайтаньи (1486 – 1534?) религиозного реформатора, впервые ставшего почитать Кришну как верховное божество. После таинственного исчезновения Шри Чаитаньи в 1534 году движение его последователей пришло в упадок, но в XVII и XIX веках переживало периоды возрождения. Одним из движений, пытавшихся возродить идеи Чайтаньи в XIX веке, была "Миссия Гаудия". Второй руководитель миссии, Шри Шримад Бхактисиддханта Госвами, в 1922 году стал учителем менеджера фармацевтической фирмы по имени Абхаи Чаран Де. В 1933 г. он получил посвящение и наказ нести "сознание Кришны" на Запад. В 1965 году, в возрасте 70 лет Абхаи Чаран Де, который принял новое имя Бхактиведанта Свами Прабхупада, переехал в США.

В 1966 году в Нью-Йорке он открыл свой центр и начал издавать журнала "Back to Godhead". На основе этого центра возникло "Международное Общество Сознания Кришны" (МОСК).

Смерть Прабхупады в 1977 году породила внутренний кризис в движении. Лишенное законного наследника или какой-либо структуры управления Общество Сознания Кришны начали раздирать внутренние конфликты. Хотя за несколько месяцев до смерти Прабхупада назначил 11 гуру, у совета движения, который получил название "Governing Body Council" (GBC) почти сразу же возник с ними кнфликт. Стычки по поводу юридических и доктринальных вопросов привели к тому, что совет отстранил трех гуру от исполнения обязанностей сроком на 1 год. Однако это решение вскоре было отменено. Почитание гуру пошло на спад после того, как совет постановил, что большинство гуру будет назначаться именно им.

Первый серьезный внутренний кризис был спровоцирован Киртананандой Свами Бхактипадой, руководителем Общества Сознания Кришны штата Западная Виржиния и основателем общины "Новый Вриндаван". В 1985 году на Бхактипаду совершил покушение бывший член секты, во время выздоровления Бхактипады в Лос-Анджелесе был убит еще один бывший член движения, который обвинял Бхактипаду в распаде своей семьи. В это же время Томас Дрешер, член общины "Новый Вриндаван", участвовал в убийстве бывшего члена секты в Сент-Луисе. Дрешер был приговорен к пожизненному заключению. В 1987 году "Governing Body Council" изгнал Бхактипаду из Международного Общества Сознания Кришны, после того, как было проведено федеральное расследование, и двое учителей из общины "Новый Вринаван" были обвинены в сексуальных домогательствах по отношению к детям. В 1991 году Бхактипада был приговорен к 20 годам тюремного заключения за вымогательство, мошенничество в виде получения нескольких миллионов долларов под видом сбора пожертвований и сговор с целью убийства двух членов Общества Сознания Кришны в 1983 и 1986 годах ("Bad Karma", One World, 31 декабря 1997; "New Vrindavana Rejoins ISKCON", Hare Krishna World, июль-август 1998, p. 1).

Общество Сознания Кришны пережило также несколько серьезных внешних кризисов. Наиболее значительный из них произошел в 1983 году и был связан с судебным процессом "Джордж против МОСК". Робин Джордж, бывший член секты, в 1977 году подала иск против МОСК, утверждая, что ее подвергли промывке мозгов. Второй крупный внешний кризис был связан с тем, что Общество Сознания Кришны проиграло судебный процесс "МОСК против Ли". В 1992 году по доходам кришнаитов был нанесен серьезный удар: Верховный Суд США постановил, что аэропорты не являются общественными местами, и, следовательно, руководство аэропорта вправе запретить кришнаитам сбор пожертвований на их территории.

В 1998 г. Общество Сознания Кришны потряс, возможно, самый крупный раскол за все время его существования. Один из ближайших учеников Прабхупады Харикеша Свами Вишнупад, будучи в то время одним из главных руководителей движения, назвал Международное Общество Сознания Кришны сектой и летом 1998 года объявил о своем выходе из его рядов. Его примеру последовало достаточно большое количество кришнаитов по всему миру. В частности, в Санкт-Петербурге, в раскольниках оказалось около 200 членов общины, в чьем владении так и остался ашрам кришнаитов. По словам Вишнупада, кризис в Обществе Сознания Кришны стал нарастать сразу после смерти Прабхупады и в конечном итоге перерос в огромное количество злоупотреблений и искажений, как в управлении движением и его практике, так и в его учении.

2. Современная деятельность

Сегодня существует два наиболее распространенных мнения о кришнаитах. С одной стороны это – вегитарианцы, пропагандирующие здоровый образ жизни и занимающиеся благотворительностью. С другой – сомнительная секта. В пользу второго обр аза Общества Сознания Кришны свидетельствуют многочисленные судебные процессы. В настоящее время Общество Сознания Кришны переживает очередной кризис, связанный с громким скандалом. Е. Берке Рокфорд-младший, социолог, изучающий эту организацию, недавно опубликовал в журнале Krishna свою работу, в которой рассмотрел сучаи жестокого обращения с детьми в "гурукулах" (принадлежащих секте школах-интернатах) в 1970-х и 1980-х годах. Когда в 1996 году 10 бывших учеников-кришнаитов подтвердили, что во время нахождения в кришнаитских школах-интернатах они терпели побои, сексуальные домогательства и отсутствие медицинской помощи, Международное Общество Сознания Кришны было вынуждено признать эти факты ("Hare Krishna Faith Details Past Abuse at Boarding Schools", New York Times, 9 октября 1998). Наиболее тревожная ситуация сложилась, предположительно, в Далласе, Сиэттле и "Новом Вриндаване". По словам юриста из Техаса Уиндл Терли, злоупотребления начались в 1972 г. в кришнаитском интернате в Далласе, а затем имели место еще в шести школах секты в США и в двух – в Индии. Сейчас Международное Общество Сознания Кришны стремится придти к мировому соглашению. Если МОСК удовлетворит иск на 400 млн. долларов, поданный 94-мя пострадавшими, секта окажется на грани банкротства. Директор по связям Международного Общества Сознания Кришны Ануттама Дас пытается создать специальный фонд для компенсации морального ущерба жертвам насилия, чтобы не платить по иску. В результате громких скандалов школы кришнаитов, действовавшие в 70-80-е годы ушедшего столетия в Америке, были закрыты. Школы, основаные позже этого времени действуют до сих пор.

В России деятельность кришнаитов разворачивается весьма успешно. "Движение будет возрастать, – прогнозировал американский миссионер Киртирадж Дас в начале 1980-х. – Здесь, в бывшем СССР, для распространения учения плодородная почва, как нигде в другом месте". И действительно, в России очень благосклонно отнеслись к кришнаитам, в частности благодаря их благотворительным мероприятиям. Участие в благотворительности кришнаитов всячески подчеркивается ими в СМИ. Среди благотворительных программ, которые проводят кришнаиты, сами сектанты перечисляют: программа "Харе Кришна – Пища Жизни" (цель – "обеспечение полноценной горячей пищей всех нуждающихся, а также оказание духовно-психологической помощи обездоленным"); программа "Дайте этим людям шанс" (проведение благотворительных мероприятий в местах лишения свободы); программа помощи наркозависимым (осуществление бесед).

Кришнаиты, как и многие сектанты, постоянно пытаются представить себя традиционной религией и узаконить свое существование через различные официальные мероприятия и контакты с официальными структурами. В Российской академии госслужбы при Президенте РФ в рамках семинара, посвященного основным религиям России в апреле 2001 года был прочитан ознакомительный курс по кришнаизму для религиоведов и служащих региональных органов власти России. Курс прочитал член руководящего совета Центра Обществ Сознания Кришны в России брахман Радха Дамодар Дас (Сергей Зуев). Он рассказал об истории, сущности и социальной значимости кришнаитской традиции, подчеркнув необходимость "более активного взаимодействия госсектора с кришнаитскими общинами, которые обладают большим и пока невостребованным благотворительным потенциалом". (Отметим, что акцент сделан опять же на благотворительности).

Дабы подчеркнуть свою лояльность, кришнаиты активно распространяют специальный выпуск Информационного бюллетеня Центра обществ сознания Кришны в России, посвященного поездкам Президента России Владимира Путина в Индию в октябре и премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Россию в ноябре 2001 года. В этом издании публикуется сообщение о встрече Владимира Путина в Дели с президентом Ведического культурного центра Международного Общества Сознания Кришны Махамантром Дасом и уполномоченным по общественным связям Центра Обществ Сознания Кришны Мадана-Моханой Дасом. В ходе состоявшейся в Деле беседы "Президент Путин с благодарностью отметил роль Международного Общества Сознания Кришны в обеспечении духовных потребностей многотысячной индийской общины в России". (Подчеркнем, что Путин говорил лишь о роли кришнаитов в контактах с индийской общиной).

Сегодня кришнаиты – активная секта, стремящаяся участвовать в самых разных сферах жизни общества. Однако совершенно очевидно, что ее деятельность не сводится к благотворительности. Основной задачей секты остается привлечение новых последователей.

IV. Ответвления

1. "Миссия Чайтаньи" (откололась от "Международного Общества Сознания Кришны" в 80-е гг. ХХ в.)

2. Часть кришнаитов отказалась признавать юрисдикцию "Международного Общества Сознания Кришны" после ухода из него одного из высших руководителей Харикеши Свами Вишнупада.

V. Библиография

  1. Балагушкин Е. Г. "Критика идеологии и практики современного кришнаизма", Серия "Научный атеизм", № 10/84, "Знание", М., 1984;
  2. Баркер Айлин "Новые религиозные движения: практическое введение", Издательство РХГИ, СПб., 1997;
  3. Гурко В., Кочур Т. "Куда ведет "Сознание Кришны" // "Православная Церковь свидетельствует", вып. 2 "Вторжение индуизма в Россию", Пермь, 1997;.
  4. Дворкин Александр "Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу "Сектоведение", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
  5. Егорцев Александр "Тоталитарные секты: свобода от совести", "Сектор" и др., М., 1997;
  6. Макдауэлл Джош, Стюарт Дон "Обманщики", Изд-во "Протестант", М., 1993;
  7. Мартин Уолтер "Царство культов", Изд-во "Логос", СПб., 1992;
  8. Пемент Э. "Избавление от "божественности" // "Православная Церковь свидетельствует", вып. 2 "Вторжение индуизма в Россию", Пермь, 1997;
  9. Порублев Николай "Культы и мировые религии", Изд-во "Благовестник", М., 1994;
  10. Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна "Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России", СПб. Митрополия, СПб., 1994;
  11. "Современные секты в России". // Вестник Всероссийского Православного Молодежного Движения, СПб., 1994;
  12. "Тоталитарные секты – угроза XXI века". Материалы международной научно-практической конференции. Издательство Братства Св. Александра Невского, Нижний Новгород, 2001;
  13. Филип Х. Локхаас "Как противостоять восточным религиям", СПб., 1997;
  14. "Христос и Кришна, Свет и тьма", Западно-Сибирская Христианская Миссия, Новосибирск, sine anno;
  15. "Encyclopedic Handbook of Cults in America";
  16. "ISKCON: What is That?";
  17. "Biographical Dictionary of American Cults and Sect Leaders";

    Р. К.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)