Национальная религия части курдов
Религия езидов до сих пор весьма мало изучена, поскольку на протяжении многих веков езиды скрывали свои религиозные представления. Более того, тайны их вероучения остаются закрытыми не только для иноверцев, но и для езидов-мирян.
Это обстоятельство не позволяет однозначно классифицировать езидизм. Некоторые исследователи считают религию езидов монотеистической, другие, напротив, называют езидов язычниками. Часть авторов вообще отказывается признавать езидизм религией, определяя его как синкретическую секту на основе ислама или зороастризма. Раньше езидов по недоразумению даже считали несторианами. Помимо этого среди окружающих народов, как мусульманских, так и христианских, езиды всегда имели репутацию дьяволопоклонников.
В настоящее время езиды представляют собой замкнутую этноконфессиональную группу. Миссионерство полностью исключается – езидом можно стать только родившись среди езидов. Не случайно в Советском Союзе езиды считались отдельной национальностью, которая указывалась в паспорте. В справочнике "Современный Ирак", (Москва, 1966 г., стр. 29) о езидах говорится: "Предполагают, что они переселились в эти районы совместно с курдскими племенами. Неизвестно также происхождение названия "езиды".
Название
Существует несколько версий происхождения и самого слова "езид":
Есть и другие версии.
История возникновения и развития
Относительно возникновения религии езидов также существуют различные мнения. Часть исследователей полагает, что езидизм является собственно курдской религией, исповедовавшейся большей частью курдов до того, как они приняли ислам. Такой версии придерживается, в частности, Н. Я. Марр.
В. П. Никитин в книге "Курды", (Москва, 1964 г., стр. 334) пишет: "… езидство, основанное, судя по дошедшим до нас данным, в XII в н. э. Основателем ее считается Шейх Ади ибн Музаффар (1073 – 1163), которого езиды считают своим пророком. Религия езидов синкретична и содержит элементы язычества, иудаизма, христианства и ислама".
Шейх Ади, вероятно, был не основателем, а реформатором религии езидов. Его полное имя Шараф ад-Дин Абу л-Фадаил Ади бен Мусафир бен Исмаил бен Муса бен Марван бен ал-Хасан бен Марван. Он родился между 1073 и 1078 годами в Бейт-Фаре, в области Баальбек, что в долине Бекаа (ныне Ливан). В юношеском возрасте Шейх Ади отправился в Багдад. Он был знаком с известными суфиями того времени ал-Газали и Абд ал-Кадиром ал-Гилани. Шейх Ади оставил после себя несколько религиозных трактатов. Покинув Багдад, он перебрался в горы Хакяри. На сегодняшний день большинство исследователей склоняются к тому, что Шейх Ади бен Мусафир пришел в курдские горы из Сирии (Шама). Об этом же свидетельствует езидская религиозная традиция. Например, в гимне «Мала бава» говорится: «Шейх Ади пришёл из Шама, в Лалеше [начал] творить деяния». Шейх Ади скончался в Лалеше в 1162 г. в преклонном возрасте. Позднее мосульский правитель Бадр ад-Дин Лу"лу" вместе со своими людьми раскопали могилу Шейха Ади и сожгли его останки.
В представлениях езидов Шейх Ади не просто историческая личность и реформатор езидизма. Он считается вторым по значению божеством. Как гласит легенда, не имея ни отца, ни матери, он был послан Мелек-Таузом научить избранный им народ, чтобы тот не сбился с пути. Шейх Ади не умер, но вознёсся на небо.
Священные тексты
Религиозное учение езидов изложено в двух священных книгах – Джилва («Книга Откровения») и Масхафе Раш («Чёрная книга»). Они написаны особым алфавитом, на южнокурдском диалекте. Письмо в езидских представлениях – вместилище тайной премудрости, которую нельзя открывать непосвященным, не только чужестранцам, но и своим мирянам. По этой причине священные книги не имели широкого распространения. Можно сказать, что религия езидов практически бесписьменная. Она передается из поколения в поколение как устная традиция.
У езидов есть религиозные гимны кавлы и бейты – песенные отрывки из мифологических поэм. Известны, например, "Кавле мызгина Мера", "Кавле Эзиде Мир".
Вероучение
Охарактеризовать представления езидов о Боге достаточно сложно. Некоторые учёные утверждают, что у езидов нет определённых молитв и жертвоприношений непосредственно Богу. На самом деле они есть, но их немного.
В езидизме совершенно определённо указано, что Бог только Творец вселенной. Правление миром предоставляется семи ангелам, созданным им. В этой религии Творец представляет всемогущего создателя мира, совершенно устранившегося от него и от его дел. По мнению А. А.Семенова, концепция Бога у езидов в некоторой степени похожа на идею Платона об Абсолюте.
Важное положение в езидизме занимает образ Мелек-Тауза. С ним связаны наиболее противоречивые сведения. Некоторые авторы считают, что Мелек-Тауз – олицетворение зла, а езиды – поклонники дьявола. Однако эти вымыслы не имеют ничего общего с представлениями самих езидов об этом божестве. Мелек-Тауз был первым из семи ангелов, созданных Богом. «И поставил Бог Мелек-Тауза правителем над всеми». Он занимает высокое положение в езидской космогонии. Другие учёные сравнивают его с Демиургом гностиков, поскольку в «Масхафе Раш» Бог говорит ему: «Я вложил всю материю в твои руки». У езидов Мелек-Тауз олицетворяет собой две стороны огня – огонь как свет и огонь как пожар, то есть одновременно Добро и Зло. Если каждый человек представляет собой смешение плохого и хорошего, то каждый езид носит в себе часть Мелек-Тауза. Немилость Бога к нему объясняется по-разному и имеет несколько истолкований. По одной из версий, Мелек-Тауз отошел от Бога из гордости, не желая поклониться созданному человеку. По другой легенде, это неповиновение объясняется его особой преданностью Богу.
Некоторые учёные полагают, что божеством третьего порядка в езидизме является Султан Езид (Эзид). С возникновением этого божества связанно много легенд. Следует отметить, что решение вопроса о его происхождении имеет очень важное значение, поскольку его именем названа сама религия. Езиды называют его «своим Господином». Например, в езидском символе веры говорится:
«Султан Эзид мой Господин,
Мелек-Тауз моё свидетельство и [моя] вера».
Главная отличительная черта езидизма от других религий (кроме зороастризма) – это то, что езидом можно только родиться, принять эту религию нельзя. Всё их общество основано на кастово-теократическом принципе деления.
В вероучении езидов существует множество предписаний, каждый правоверный езид должен придерживаться их и руководствоваться ими в своей повседневной жизни. Это вызвано главным образом заботой о сохранении чистоты религии. Существуют некоторые пищевые запреты. Ношение синего цвета категорически запрещено. Также имеется ряд табу, связанных с огнём, водой и землёй. Как нам представляется, это восходит к зороастрийскому предписанию, запрещающему осквернение вышеупомянутых стихий. У езидов много праздников, такие как праздник соблюдения поста, в честь Султан Езида, праздник Хыдыр Наби, Новый год и другие.
Литература