Среди сект японского происхождения весьма немногие получили известность за пределами Японии. Представительства за границей имеют лишь такие крупные секты как "Сока гаккай", "Рэй ю кай" и "Аум Синрикё" ("Алеф"). При этом число их последователей среди не-японцев сравнительно невелико.
Общее число сект в Японии и количество их последователей не поддается точному определению, поскольку идет непрерывный процесс исчезновения одних групп и появления других. Кроме того, сведения о числе адептов базируются на данных, представляемых лидерами самих сект, которые, как правило, сильно завышены.
Исследователи выделяют среди современных японских сект следующие группы:
Значительная часть современных японских сект восходит к необуддийским сектам, возникшим в конце XIX – первой половине ХХ в. и связанных с нитирэнизмом. В американском религиоведении они получили название "новых религиозно-общественных движений". Сами японцы называют их просто "новыми религиями" (синко-сюкё) или "массовыми буддийскими движениями" (тайсю буккё ундо). Прообразом этих сект исследователи считают секту "Хоммон буцурю ко" .
По сведениям известного исследователя религиогзной жизни Японии Г. Е. Светлова, в середине 80-x годов ХХ в. в стране действовало свыше двух десятков необуддийских сект с сотнями тысяч и даже миллионами членов.
Примечательно, что практически все секты считают себя не религиозными объединениями, а сообществами мирян, и слово "секта" (сю) в названии многих групп заменено на "общество" (кай), как например Сока гаккай, Риссё косэй кай, Рэй ю кай и т.д.
Сегодня эти секты воспринимаются в Японии как неотъемлемая часть религиозной и общественной жизни. Кроме того, секты являются серьезной экономической и политической силой. Например, одна из крупнейших партий Японии – "Комэйто" ("Партия чистой политики") непосредственно связана с сектой Сока гаккай.
Такие синкретические секты как "Аум Синрикё" – сравнительно новое явление. Они возникли в результате попытки создать единое синтетическое учение на основе элементов буддизма, христианства и различных философских систем.