Квазиденоминация
Организация также известна под названием "Бостонское движение".
1. Основатель: Кип Мак-Кин (Kip McKean)
В 1979 году в небольшую протестантскую общину американского города Бостона был назначен молодой пастор Кип Мак-Кин. Большая часть прихожан покинула общину, когда Мак-Кин начал вместо Евангелия проповедовать собственное учение, однако некоторые поверили ему и остались. Вскоре к общине примкнули новые последователи. Среда для его проповедей оказалась весьма благоприятной и за 10 лет существования общины число последователей Мак-Кина выросло в несколько тысяч раз. Амбиции Кипа Мак-Кина четко просматриваются в его проповедях: "Время не бояться сказать: Я человек Бога! Я несу слово Бога. И это мое послание – послание Бога".
2. Время основания:
1979 г.
3. Место основания:
г. Бостон, штат Массачусетс, США
4. Регион распространения:
В настоящее время движение распространилось по всему миру. Большинство последователей в США.
"Церковь Христа" также действуют в России, на Украине, в Белоруссии и Эстонии. Наиболее многочисленные общины – в России и на Украине (около 6 тысяч членов).
В Санкт-Петербурге численность общины никогда не превышала 600 человек. Организованная в июле 1992 года (15 человек), к концу 1993 она выросла до 600 человек, и затем прекратила свой рост.
5. Местонахождение руководящего центра:
г. Бостон, штат Массачусетс, США
В России: Главный офис "Московской Церкви Христа" находится в Москве на Каширском шоссе.
6. Организационная структура:
Бостонская "Церковь Христа" управляет 24 "столповыми церквями" (из них 7 в США), которые, в свою очередь, основывают свои дочерние "церкви", отправляя "миссии" по всему миру. В каждом городе "Церковь Христа" носит название этого города, например: "Московская церковь Христа", "Лондонская церковь Христа" и т. д.
Общины построены по "пирамидальному" принципу:
Первичная ячейка "Церкви Христа" – "беседа" (от 3-х до 10-и человек). Периодически проводятся слияния и разукрупнения "бесед". Непосредственной задачей этой группы является проведение 1 – 2 раза в неделю бесед о Библии (отсюда название). Члены одной "беседы" или учатся вместе, или живут недалеко друг от друга. Во главе "беседы" стоит "лидер беседы". Он – наставник, ему можно доверить все. Он же осуществляет контроль за жизнью подопечных: посещаемостью общих собраний, усердностью в изучении Библии, активностью миссионерской работы, следит за "духовным ростом". У "сестер" имеется свой лидер.
Три-четыре "беседы" объединяются в "зону". Руководит зоной лидер одной из "бесед", входящих в "зону". Он – наставник и руководитель для лидеров "бесед".
Три-четыре "зоны" составляют "сектор" (около 100 человек). "Сектор" арендует зал для воскресной проповеди и будничных собраний. Лидер "сектора", ведущий также и "зону" и "беседу", – основной духовный авторитет для членов "сектора". Он ведет уроки по Библии "только для учеников" и проповедует по воскресеньям. Ему обычно сопутствует лидер женщин.
Несколько "секторов" составляют "регион", объединяющий людей, живущих и учащихся на значительной территории города. Лидер "региона" (не освобожденный ни от "сектора", ни от "зоны", ни от "беседы") – как правило хороший проповедник, иногда иностранец. Лидеры "зон", "секторов", "регионов" и их ассистенты – люди, работающие только на "Церковь Христа" и получающие за это зарплату.
Все "регионы" вместе являют собой "церковь", которая носит название в соответствии с местом расположения ("Московская", "Новосибирская" и т. п.). Лидер городской "церкви" как и некоторые лидеры "регионов" носит титул "евангелиста".
Вся система построена на отношениях ученик – лидер. Ученики ответственны перед лидером за каждый свой шаг. Этим достигается контроль над каждым членом организации и поддерживается строгая дисциплина.
7. Базовая литература:
Члены "Церкви Христа" утверждают, что основывают свое учение исключительно на Библии. Однако в действительности авторитет "наставников" имеет для них большее значение, чем Св. Писание.
Практическим руководством в "христианской жизни" служит книга "Первые принципы".
8. Периодические издания:
Данных нет
9. Другие средства массовой информации:
Ежемесячно в США выпускается видеожурнал новостей "KNN".
10. Учебные заведения:
Данных нет
1. Истоки учения:
протестантизм
2. Краткое изложение учения:
Целью "Церкви Христа", по словам ее руководителей, является "при жизни одного поколения осуществить евангелизацию всей планеты и возродить христианство в том виде, в каком оно было в 1-м веке".
Как и большинство подобных групп, "Церковь Христа" утверждает, что только она правильно интерпретирует Св. Писание и в точности следует заветам Спасителя. Само учение "Церкви Христа" весьма размыто. Большинство рядовых членов организации и даже "лидеров" не в состоянии его сформулировать. Такую расплывчатость доктрины приверженцы "Церкви Христа" объясняют тем, что их церковь все еще находится в процессе становления. Слово "богословие" как и слово "религия" имеет в "Церкви Христа" негативный оттенок. Эти понятия противопоставляются "живой вере", которая "не нуждается в учениях".
В основе доктрины "Церкви Христа" лежит понятие "ученик". Особо подчеркивается, что название "христианин" применительно к последователям Иисуса Христа появилось сравнительно поздно, через 7 лет после Вознесения Христа. (Это описано в книге Деяний 11, 26: "и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами"). В то же время считается, что само понятие "христианин" в значительной мере скомпрометировано представителями традиционных Церквей, которые носят имя христиан, но живут "не как ученики". В представлении "Церкви Христа", чтобы "быть учеником" необходимо:
На этих, по сути вполне христианских требованиях, руководство "Церкви Христа" часто спекулирует, оказывая давление на рядовых членов. Например, призыв "отрекаться от себя ради Христа" может на деле означать требование ограничить себя в еде, отдыхе и свободном времени для того, чтобы постоянно распространять учение "Церкви Христа", а следование принципу "любить своих братьев и сестер" может вылиться в требование публично исповедовать перед ними грехи.
В действительности понятие "ученик" имеет в "Церкви Христа" весьма специфический оттенок. "Ученик" не самостоятелен и слаб, поскольку не имеет ни знаний ни опыта – он только учится, находясь в послушании у старших. Само слово "ученик" в отличие от "христианин" подчеркивает подчиненное положение рядовых членов "Церкви Христа". Полная покорность авторитету лидеров (которые сами, как правило, не обладают достаточным духовным опытом) выдвигается в качестве условия духовного роста. По словам одного из проповедников "Церкви Христа" Эла Бэйрда: "Мы подчинены и послушны нашим лидерам, даже если они не во всём уподобились Христу…", другой видный деятель "Церкви Христа" Джо Гэрмон заявил следующее: "Мы становимся подобными Иисусу, когда мы принимаем над собой власть… Иисус подчинился не только Отцу, но даже грешному человеку".
"Ученикам" внушается мыс ль о том, что христианская жизнь есть ничто иное как следование правилам, установленным в "Церкви Христа". Другого христианства просто не существует и не может быть, поскольку члены других церквей "живут не как ученики" и, следовательно, не являются истинными христианами и не могут рассчитывать на спасение.
Правила, существующие в "Церкви Христа", таким образом, воспринимаются как установленные Самим Богом и их нарушение считается грехом. В частности, "грехом" объявляется:
Человек, приходящий в "Церковь Христа", сразу попадает в ситуацию "конвейера", когда активная деятельность, которой заняты все (привлечение новых членов, постоянные встречи, собрания и т. п.), полностью захватывает его, не давая опомниться, и вынуждает быстро приспосабливаться к общему ритму. Выйти из этого ритма уже сложно, тем более, что в представлении последователей "Церкви Христа" только такая жизнь может считаться "христианской", т. е. единственно правильной.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Характерной особенностью "Церкви Христа" является детально проработанная система психологического давления на членов общины и на всех, кто попадает в орбиту их миссионерской деятельности. Это давление носит как личный, так и групповой характер. Используются такие методы как навязчивость, лишение свободного времени, ограничение сна, плохое питание, внушение комплекса вины. Вступающие в "Церковь Христа" обязаны прервать близкие отношения с представителями противоположного пола, даже в том случае, если в них, с нравственной точки зрения, нет ничего предосудительного. Даже придерживаясь чистоты в подобных взаимоотношениях, мужчина, будучи в "церкви", не может иметь невесту "из мира". То же касается женщин.
В "Итоговом заявлении" Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России" (16 – 20 мая 1994 г., Москва) записано: "Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению".
1. Основные этапы истории
В 1981 году руководство "Церкви Христа" выработало план евангелизации населения Земли в течение жизни одного поколения. Этот план предусматривал создание "Церквей Христа" в каждой стране. В рамках его реализации в 1982 году был организован первый филиал за пределами США, в Лондоне. К июлю 1994 года число последователей Мак-Кина в 63 странах мира составило свыше 87 000 человек (156 общин), а к концу 1995 г. в 89 странах имелось уже 242 общины, насчитывающие 118 000 прихожан. На апрель 1996 г. количество членов "Церкви Христа" в Москве составило 2245 человек, по всей России – 12300 человек.
Успех "Церкви Христа" объясняется, прежде всего, сочетанием крайне примитивного толкования христианства с психологически агрессивными методами воздействия на членов "церкви" и потенциальных неофитов. Цель этого воздействия на деле состоит не в обращении души к Богу, а в подавлении критического чувства и сведении к минимуму мыслительных способностей человека. Идея примерно такова: чтобы спастись, надо как можно больше слушаться и как можно меньше думать. К сожалению, многие люди, знающие христианство поверхностно, разделяют подобную точку зрения. Они и составляют основной контингент последователей Кипа Мак-Кина.
Впрочем, в истории "Церкви Христа" не всегда все было гладко: за радикализм ей было официально запрещено действовать в университетах США и Великобритании.
2. Современная деятельность
"Церковь Христа" осуществляет широкую и агрессивную миссионерскую деятельность. Ее приверженцы обычно подходят к прохожим на улицах или в метро и завязывают разговор с таких вопросов, как "Верите ли Вы в Бога?", "Можно ли Вас пригласить на проповедь?" и т. п. В случае, если человек хоть немного заинтересовался, его приглашают на проповедь. На собрании он сразу же попадает в атмосферу внимательного отношения, теплоты и заботы. Всеобщая вовлеченность усиливается поощрением творческой активности: проповеди сопровождаются концертами самодеятельности.
Атмосфера среди собравшихся нагнетается периодическими выкриками из зала: "Давай, брат!", "Давайте, братья и сестры, мы с вами!" При этом импульсивная, подчас истеричная, речь проповедника доводит аудиторию до экстатического состояния. Зал отвечает беспорядочными восклицаниями: "Аминь!", "Аллилуйя!" Постепенно всех присутствующих охватывает истерия, и новичок невольно вовлекается в общее настроение.
"Церковь Христа" зачастую действует и через различные общественные объединения. Ей, в частности, принадлежит благотворительная организация "Hope" ("Надежда").
Данных нет
Ю. Д.