В России движение "Нью-Эйдж" стало набирать силу с началом перестройки. Именно синкретизм, лежащий в основе мировоззрения "Нью-Эйдж" стал характерной чертой постсоветского сознания. В умах россиян в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века причудливо переплелись элементы христианства, оккультизма и восточной философии. Возникли, например, такие курьезные сочетания как "православная астрология". В то же время, с советских времен сохранилось стремление к "научному обоснованию" любых идей, даже самых нелепых, поэтому большинство возникших синкретических доктрин было сдобрено паранаучной терминологией и облечено в форму скорее не религиозных, а оздоровительных учений. Такие понятия как "биоэнергетика", "экстрасенсорика", "парапсихология" стали выглядеть вполне респектабельно. "Альтернативная медицина" и "народное целительство" также сыграли огромную роль в распространении идей "Нью-Эйдж" в России. Особенную популярность приобрели "целители", такие как Анатолий Кашпировский и Алан Чумак и астрологи – Павел и Тамара Глоба. Финансовую основу большинства сект, идеология которых укладывается в рамки мировоззрения "Нью-Эйдж" также составило целительство. Повальное увлечение населения оккультизмом – астрологией, различными видами магии и мантики породило множество организаций, предлагающих за определенную плату гадание на картах Таро, составление индивидуальных гороскопов, снятие порчи, сглаза, привороты, заговоры на удачу и т. п. Через подобные организации с начала 1990-х годов прошли миллионы людей, и их доходы были поистине фантастическими. По всей России были созданы сотни высших учебных заведений, предлагающих приобщение за немалые деньги к "эзотерическим знаниям" и выдающие диплом "целителя", "мага" и т. п. В Петербурге появилась "Академия иррациональной психологии", "Санкт-Петербургский Институт Астрологии" и т. п. Этими "вузами" стали даже присваиваться "ученые степени", такие как "магистр астрологии" или "доктор эзотерических наук". Причем реклама подобного рода учреждений стала размещаться не только в бесплатных газетах, но также на радио и на телевидении. Большинство таких организаций сохраняет финансовую стабильность и сегодня.
Многие организации и группы, учения которых четко укладываются в рамки мировоззрения "Нью-Эйдж" не используют названия этого движения, однако поддерживают связи с другими подобными группами и участвуют в фестивалях "Нью-Эйдж". Что касается большинства рядовых россиян, фактически придерживающихся мировоззрения "Нью-Эйдж", то они, как правило, даже не знают о существовании такого движения на Западе еще с 70-х годов.
Российские секты "Нью-Эйдж" обычно формировались на основе групп последователей какого-либо одного целителя-экстрасенса или на базе организаций, предоставляющих "оккультные услуги" населению. Поэтому многие российские секты этого типа носят названия "школ", "академий", "оздоровительных центров" или "центров йоги" и редко бывают зарегистрированы как религиозные организации.
Сегодня секты, примыкающие к идеологии "Нью-Эйдж" существуют практически во всех городах России. Первый российский холистический центр "Путь к себе" был основан в Москве в сентябре 1991 года. Секты "Нью-Эйдж" не объединены в какую-либо одну всероссийскую структуру и действуют совершенно автономно, зачастую находясь в жестком противостоянии между собой (что отчасти объясняется элементарной конкуренцией). В то же время по всей стране ежегодно проходят конференции, конгрессы, фестивали и семинары ньюэйджеров, собирающие вместе представителей самых разных сект и течений.
Ю. Д.
Разделы:
9. Радастея
10. Последователи Григория Грабового
11. Тетрада
12. Храм Шеол
13. Центр Единение
14. Центр Кадуцей