Религия
Монотеистическая, национальная
Название
Иудаизмом принято называть национальную религию еврейского народа, как древнюю, так и ныне существующую. Однако это не совсем правильно. Современный иудаизм является по сути продолжением только одного из религиозных направлений, существовавших в Израиле в древности. Свое оформление он получил уже в христианскую эпоху, поэтому фактически современный иудаизм младше христианства. В то же время, последователи иудаизма всячески подчеркивают его преемственность с древнееврейской религией, существовавшей до разрушения Иерусалимского Храма.
Впервые термин "иудаизм" (евр. yahadut) появляется в среде грекоязычных евреев в I в. н. э. В еврейской раввинистической литературе он практически не встречается. Изредка это понятие можно встретить в средневековых текстах, но широкое распространение оно получает лишь в Новое время.
История возникновения и развития
Иудаизм, каким он известен сегодня, зарождается на основе фарисейского (раввинистического) течения в древнееврейской религии в I в. н. э. Акцент в этом течении делался на строгом соблюдении заповедей и предписаний Торы, поэтому наиболее разработанной и строго закрепленной в иудаизме является именно нормативная часть. В то же время, собственно вероучительные положения не были жестко канонизированы, что привело к возникновению множества различных школ и течений, следовавших толкованиям отдельных раввинов. Точное число догматов иудаизма так и не было определено. В III в. н. э. школа рабби Симлая учила, что иудаизм насчитывает 613 догматов. В Средние века одним из наиболее авторитетных раввинов был Маймонид (1135 – 1204), разработавший 13 принципов иудейской веры. Некоторые раввины утверждали, что в иудаизме вообще нет догматики.
В V веке, когда было закончено составление Талмуда, в иудаизме наметилось два важнейших направления: консервативное, отвергавшее все Писания, кроме Торы, и не признававшее сам институт раввината, и прогрессивное, стремившееся приспособить иудаизм к конкретным историческим и географическим условиям.
В XII – XIII вв. популярным учением среди еврейских религиозных мыслителей становится Каббала – философско-мистическое течение в иудаизме.
В XVIII в. среди евреев Восточной Европы возникает течение хасидов, которое надолго становится доминирующим в европейском иудаизме.
В XIX в. возникают те основные направления иудаизма, которые существуют и сегодня: ортодоксальное, консервативное и реформистское. Ортодоксальное направление настаивает на неизменном сохранении всех традиций и предписаний, сложившихся в раннее средневековье. Консервативное также придерживается важнейших иудейских традиций, но не отвергает возможности развития иудаизма и его приспособления к современным условиям. Реформистское движение возникло в Германии в начале XX в. как реакция на чрезмерную строгость иудейской ортодоксии.
Священные тексты
Основу еврейского Священного Писания (Сфарим) составляет Тора (Закон), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Все эти три части называются Танах, по первым буквам каждого из составляющих его элементов. Составление Танаха было закончено примерно к III – II вв. до н. э. В конце II – начале III вв. н. э. на основе комментариев к Торе иудейских законоучителей (таннаев) был составлен сборник правовых норм – Мишна ("Повторение"). В Мишну входит свод нормативных актов – Галаха ("Закон") и собрание рассказов и притч, поясняющих фрагменты Танаха и Галахи, – Агада ("Предание"). В IV – V вв. толкователи (аммораи) добавили к Мишне новые законодательные положения, которые получили название Гемара ("Завершение"). Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд ("Учение"). Существует Иерусалимский Талмуд, составленный в Палестине и Вавилонский Талмуд, составленный иудеями диаспоры. Талмуд стал основой законодательства и этики иудаизма.
Вероучение
В основе вероучения современного иудаизма лежит идея богоизбранности еврейского народа, с которым Бог через Авраама заключил особый союз, Завет. Если, согласно христианскому вероучению, на смену этому Завету пришел Новый Завет в Иисусе Христе, и новым народом Божиим стали все верующие во Христа, то иудаизм по-прежнему считает избранным народом только евреев. Иисуса Христа большинство последователей иудаизма считает самозванцем и преступником. Отдельные раввины называют его "сыном проститутки". Даже те, кто уважительно относится к Иисусу как историческому лицу, тем не менее, не признают в Нем Христа. Иудеи еще ждут своего Мессию.
В настоящее время иудаизм все более утрачивает собственно религиозное содержание, концентрируясь на сохранении национальных традиций и обрядов. Фактически иудаизм является идеологией национальной консервации евреев как этноса.
Культ
После разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. н. э. и уничтожения наследственного священства, культ как таковой в еврейской религии отсутствует. Жертвоприношение не совершается, а богослужение сводится к чтению Торы, проповеди, молитве и пению гимнов.
Местом молитвенных собраний иудеев служит синагога, (в переводе с греческого – "соединение", "собрание"), которая является не храмом, а только домом собрания верующих. Название "синагога" характерно для консервативного иудаизма, в ортодоксальном и реформистском иудаизме чаще используются понятия шул или штиблах. В синагогах ортодоксального направления практикуется мехица – раздельное местопребывание мужчин и женщин, Тора в них читается с возвышения – бимы, расположенной посреди молящихся. В реформистском и консервативном иудаизме в синагоге может использоваться орган.
Наиболее важными обрядами иудаизма являются:
Обрезание (брит-мила) – символ Завета с Богом;
Посвящение 12-летних девочек и 13-летних мальчиков в полноправные члены иудейской общины (бат-мицва и бар-мицва). С этого момента они могут создавать семью, а родители более не несут ответственности за их поступки. Отец возносит благодарственную молитву за то, что с него снимается ответственность за ребенка.
Многие обряды связаны с празднованием субботы (шаббат), в частности, ритуальное зажигание свечей, произнесение молитв и благословений.
Иудеи молятся три раза в день. Утренняя молитва называется шахарис, полуденная – минха, вечерняя – малив.
Праздники
Раздел талмудического права, посвященный праздникам, называется Моэд. Годичный цикл праздников открывает еврейский Новый год – Рошат-Шона, который приходится на сентябрь – октябрь (1 – 2 число еврейского месяца тишрей). Последующие дни называются "10 дней раскаяния". Они посвящены духовному переосмыслению жизни и подготовке к начинающемуся году.
10-го числа месяца тишрей наступает Йом-Кипур – судный день. Это день поста и молитвы, в который, по верованиям иудеев, Бог прощает грехи, совершенные за год. Считается, что именно в это время Бог решает, кто останется жить, а кто умрет в наступившем году.
15 – 23 числа месяца тишрей проходит праздничный цикл, включающий три праздника:
Суккот – праздник кущей, посвященный воспоминанию о странствовании евреев в пустыне, когда они жили во временных жилищах – шалашах (кущах). Праздник призван напоминать, о том, что земная жизнь человека – это непрестанное странствие.
Шмини-Ацарет – праздник, главным элементом которого является молитва о дожде.
Симхат-Тора ("Радость Торы") – завершение цикла чтения Торы в синагоге и начало нового чтения.
В ноябре – декабре (с 25 числа месяца кислев) празднуется Ханука – воспоминание о чуде, произошедшем в Иерусалимском храме во время Маккавейского восстания, когда малог о количества священного масла чудесным образом хватило до изготовления нового.
В феврале – марте (14 адара) празднуется Пурим – праздник в честь избавления в IV в. до н. э. еврейского народа от козней персидского визиря Амана. Эти события описаны в Книге Эсфирь.
Наиболее важный из еврейских праздников – Песах (еврейская Пасха). Он отмечается в апреле – марте (15 – 22 числа месяца нисана). Этот праздник восходит к событиям, описанным в Книге Исхода, он связан с освобождением евреев от египетского рабства.
В мае – июне (6 числа месяца сивана) празднуется Шавуот ("Праздник урожая"), который также считается днем, когда Бог дал еврейскому народу 10 заповедей. Поэтому этот день называется также праздником ниспослания Торы.
Помимо праздников в иудаизме вспоминается день траура – 9 число месяца ава (конец июля – начало августа). Именно в этот день были разрушены Первый и Второй Храмы.
Священным днем в иудаизме считается шаббат (суббота). В соответствии с библейской заповедью, этот день посвящен отдыху. В субботу (начинающуюся с вечера пятницы) запрещено работать (вне дома) и далеко уходить из дома.
Календарь
Еврейский календарь включает 13 месяцев – 12 постоянных и 1 "вставной":
Духовенство
После того как наследственная священническая традиция еврейской религии была прервана, священство как институт в иудаизме исчезло. Роль духовенства в настоящее время выполняют раввины – иудейские законоучителя. Подготовка иудейских служителей происходит в специальных высших религиозных школах – ешивах.
Организационная структура
Единого центра в иудаизме не существует. В каждой отдельной стране иудейская община абсолютно автономна и возглавляется главным раввином. В Израиле существуют два главных раввина – для евреев из Европы и США (ашкенази) и для евреев из восточных стран (сефардов).
В России действует два крупных союза, объединяющего еврейские религиозные организации: Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР), возглавляемый главным раввином Адольфом Шаевичем, и союз, объединяющий преимущественно общины хасидского направления во главе с главным раввином Берлом Лазаром. Главный раввинат и Главный раввинский суд находится при Московской Хоральной синагоге. Центр хасидов расположен в синагоге в Марьиной роще (Москва).
Распространение
В настоящее время иудейские общины существуют практически во всех странах мира, за исключением ряда мусульманских государств. Большая часть иудеев проживает в Израиле, США и Европе. В России существует несколько направлений иудаизма: ортодоксальный иудаизм (Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России), хасиды Любавичского направления (с центром в Марьиной роще в Москве) и реформистский иудаизм (Российский Союз Объединений Прогрессивного Иудаизма – РСОПИ).