Среди всех восточных религий индуизм представляет собой наиболее благоприятую почву для возникновения и развития сектантства. Индуизм обладает целым рядом качеств, которые играют весьма важную роль в формировании сект. Прежде всего, индуизм является наиболее "аморфной" из религий, он не имеет единой строгой системы вероучения, и вообще далек от какого-либо единства, являясь скорее совокупностью самых разнообразных культов и школ. Такая "мозаичность" и аморфность индуизма создает благоприятные условия для "растворения" в нем любых чужеродных верований: новые божества просто добавляются в общий пантеон, со временем приобретая специфические черты, присущие индийской религиозной традиции. Так, индуизму удалось в значительной мере переработать и вобрать в себя элементы буддизма, ислама и христианства. Не удивительно, что синкретические религиозные и философские учения, характерные для абсолютного большинства сект, проще всего формируются именно на основе индуизма.
В то же время, из индуизма происходит традиция почетания "гуру" – непогрешимого религиозного наставника, пользующегося абсолютной властью. Наличие подобного "учителя" является одним из важнейших признаков сект не только восточного, но и западного происхождения. Показательно, что слово "гуру" постепенно превратилось в религиоведческий термин, обозначающий лидера секты вообще.
Эти особенности индуизма в сочетании с популярностью на Западе восточной, в частности, индийской экзотики, пик которой пришелся на конец 1960-х гг., стали причиной того, что доктрины огромного числа сект основаны именно на индуизме. Те или иные элементы индийской религиозной философии (вера в перевоплощение, понятие "кармы", учение об иллюзорности материи, безликом Абсолюте и т. д.) присутствуют в вероучениях большинства сект, как восточных, так и западных. Не приходится уже и говорить об идеологии движения "New age", где индуизм является одним из базовых компонентов.
Необходимо отметить, что, несмотря на разнообразие течений в индуизме и отсутствие четко сформулированного вероучения, все же существуют некие общие принципы, позволяющие определить индуизм как единую религию. Так, среди принципов, характерных для индуизма в целом можно выделить безусловное признание авторитета Вед, а также веру в незыблемость кастовой системы, которая имеет, прежде всего, религиозное значение. Дело в том, что духовная эволюция последователя индуизма и, в конечном счете, спасение, возможны только если он родился в данной системе, т. е. от рождения принадлежит к одной из каст. Миссионерская деятельность, таким образом, полностью исключается. В сектах же, ведущих активную проповедь на Западе, соблюдение этого условия в принципе не возможно. Авторитет Вед, в связи с этим, тоже нередко ставится под сомнение.
Именно поэтому религиозные группы индийского происхождения, действующие на Западе, могут быть классифицированы как секты на основе индуизма, а не как течения в рамках индуизма. Основой их учений является скорее неоиндуизм, а не классическая индийская религиозная традиция.
Ю. Д.
Разделы:
1. Ананда Марга
2. Бабаджисты
7. Кришнаиты
9. Общество развития своих способностей
10. Последователи Шри Ауробиндо
12. Сатья Саи Баба