Гностическая секта
Секта возникла во второй половине VII в. Ее основателем был Константин, происходивший из села близ г. Самосаты, где было сильно влияние гностицизма. В 660 г. Константин начал проповедовать свое учение, утверждая, что он восстановил чистое учение апостола Павла. Отсюда секта и получила свое название. Сам Константин назвал себя Силуаном (в честь известного подвижника апостола Павла), а своих учеников Титом, Тимофеем и Епафродитом. Свою общину он называл Македонией, а ее членов македонянами.
Доктрина секты была основана на гностицизме. Ее последователи считали Бога-Творца злым и противопоставляли Его "благому Богу" и Христу. Вследствие этого они полностью отвергали Ветхий Завет. Павликиане считали, что Церковь отступила от апостольского учения. Они отрицали крестное знамение, все обряды и внешние учреждения Церкви, утверждая, что христианство есть "религия духа". Утверждалось, что Св. Дух пребывает только на павликианах.
Первоначально члены секты придерживались суровой аскезы, однако со временем нравы становились все менее строгими.
Первым местом, где секта получила распространение стал г. Кибосса в Армении. После смерти Константина в 684 году секта не исчезла. Его дело продолжили ученики: Симеон (Тит), Павел, Гегнезий (Тимофей), Иосиф (Епафродит) и другие. Их стараниями учение распространилось по всей Малой Азии.
В начале IX века Сергий (Тихик) реформировал секту, став по сути вторым ее основателем. В период иконоборчества павликиане подвергались суровым преследованиям со стороны иконоборцев, хотя сами они резко негативно относились к иконам. Этими преследованиями иконоборцы старались продемонстрировать то, что не имеют отношения к гностическим ересям. Особенно жестокие гонения пришлись на период правления Льва Армянина. Многие павликиане во главе со своим главой Сергием нашли убежище у мусульман. Мелитенский эмир поселил их в г. Аргауме. Отсюда павликиане делали набеги на византийскую территорию, хотя сам Сергий этого не одобрял.
После смерти Сергия в 835 г. община павликиан получила демократическое управление. Постепенно их число увеличилось за счет недовольных политикой византийских властей. В период новых гонений общину возглавил Карвеас, бывший выдающимся полководцем и не раз успешно нападавший на Византию. Его пасынок Хрисохир прошел по всей Малой Азии, разграбил Никею, Никомидию, Анкиру и Эфес. Однако в 871 г. он попал в засаду и был убит, а его армия отброшена в горы.
В 970 г. император Иоанн Цимисхий предложил павликианам поселиться близ Филиппополя во Фракии для защиты границ империи, гарантировав им религиозную свободу. Здесь их большая колония существовала в течение столетия, имея полную самостоятельность в управлении.
В 1115 г. император Алексей Комнин основал в непосредственной близости от колонии павликиан новый город Алексиополь с населением, верным ортодоксальному христианству. В ходе противостояния секта постепенно ослабла и распалась, просуществовав до начала XIII века.
Идеи павликиан оказали влияние на формирование западноевропейских средневековых ересей, таких как альбигойцы и катары.