21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

СВИДЕТЕЛИ ИЕГОВЫ
(JEHOWA'S WITNESSES)

Секта
Западная, Псевдохристианская

Секта также известна под названием "Библейское и трактатное общество сторожевой башни" ("Watchtower Bible and Tract Society")

I. Основные данные

1. Основатель: Чарлз Тейз Рассел (Charles Taze Russel). 1852 – 1917.

Родился 16 февраля 1852 г. в Питтсбурге, Пенсильвания, США в семье Джозефа Рассела, владельца сети галантерейных магазинов. До 25 лет работал управляющим магазинов отца. В возрасте 18 лет создал Библейский кружок. В 1876 г. ибран "пастором", хотя никогда не получал рукоположения ни в одной из деноминаций. В 1876 – 1878 гг. работал в журнале в Рочестере. В этот период Рассел увлекся популярными тогда идеями адвентизма и в 1877 г. провозгласил собственное "откровение" о Втором Пришествии Христа в 1914 г. Одновременно Рассел интересовался различными сомнительными идеями, напрмер, "тайным откровением", якобы зашифрованным в пирамиде Хеопса.

В 1879 г. Чарлз Тейз Рассел основал собственный журнал "Глашатай утра" ("The Herald of the Morning"), в котором провозглашал свои идеи. В 1880 г. женился на Мэри Экли. Развелся в 1906 г. До конца жизни Рассел занимался распространением своих идей, выступая с лекциями и проповедями. В 1884 г. он стал первым президентом "Библейского и трактатного общества Сторожевой Башни", из которого впоследствии возникли "Свидетели Иеговы".

Перу Рассела принадлежит множество статей, а также 6 томов библейских комментариев под названием "Изучение Писаний". Именно Рассел является автором основных положений доктрины Свдидетелей Иеговы, расходящихся с христианским учением.

Биография основателя секты была отнюдь не безупречна. Рассел участвовал в многочисленных судебных разбирательствах, бывал неоднократно уличен во лжи.

Чарлз Рассел умер в трансконтинентальном экспрессе во время очередной миссионерской поездки 31 октября 1916 г.

2. Время основания:

1870 г. – Библейский кружок,
1884 г. – Официально зарегистрировано "Общество сторожевой башни Сиона"
1931 г. – Свидетели Иеговы (Современное название дал приемник Рассела Джозеф Франклин Рутефорд).

3. Место основания:

Питтсбург, штат Пенсильвания, США.

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей в США.

5. Местонахождение руководящего центра:

25 Columbia Heights, Brooklyn, New York, 11201-2483.
В России: 189649 Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, 6.

6. Организационная структура:

Секта Свидетелей Иеговы имеет жесткую и развитую многоуровневую иерархическую управленческую и финансовую структуру.

Во главе организации стоит "Руководящая корпорация". Она состоит из 15 человек и контролирует деятельность 95-и филиалов по всему миру. Утверждается, что Руководящей корпорацией, как "верным и благоразумным рабом" управляет непосредственно Иегова. На местах Руководящая корпорация имеет уполномоченных представителей, которым подчиняются комитеты филиалов. Ниже стоят областные надзиратели, которым подчиняются районные надзиратели, контролирующие, в свою очередь, старейшин отдельных собраний.

Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России координирует деятельность общин на территории нашей страны и 9 других республик бывшего СССР, за исключением Украины, Молдавии и Прибалтийских государств.

7. Базовая литература:

"Тысячелетняя Заря" ("Изучение Писаний") – 7 томов. Первое издание: 1886 – 1917 гг., Библия (Перевод Нового мира Св. Писаний – "New World Translation of the Holy Scriptures").

8. Периодические издания:

Журналы "Сторожевая башня" ("The Watchtower") Тираж – 22 103 000 экз., "Пробудитесь!" ("Awayke!"), издается также журнал для внутреннего пользования "Правительство Царства".

9. Другие средства массовой информации:

В США существует сеть радиостанций, принадлежащих Свидетелям Иеговы.

10. Учебные заведения:

Библейская школа "Галаад", Теократическая Школа проповеднической деятельности.

II. Учение

1. Истоки учения:

Протестантизм (Хилиастические группы США), сильное влияние адвентизма. По сути, учение "Свидетелей Иеговы" является рецидивом арианства.

2. Краткое изложение учения:

а) Существует один Бог – Иегова. Особый акцент делается на имени Бога. Свидетели Иеговы считают своей основной задачей провозглашение миру имени "Иегова". Он является Творцом. Существование Трех Лиц Пресв. Троицы отрицается. Создание учения о Троице приписывается ранней Церкви (начиная с Тертуллиана). Это учение, якобы, имеет целью скрыть от людей правду о Боге.

b) Иисус Христос является тварным божеством, меньшим Отца. До рождения на Земле он носил имя Архангел Михаил. На Землю пришел через бессемянное зачатие как совершенный человек для искупления грехов. Его жертва является "выкупом" Иегове за грехи человечества. Иисус умер прибитым к столбу (Отрицается символика креста). Воскресение Христа было не телесным, а "духовным". Воскрес только Его дух. Он восшел на небеса и незримо вернулся вновь в 1914 г. (Учение о парусии – незримом присутствии Христа на Земле). Сегодня Иисус Христос осуществляет на Земле "Теократическое" правление через Общество Сторожевой башни, называющее себя "Верным и благоразумным рабом". Только оно имеет монопольное право на толкование Св. Писания и управление свидетелями Иеговы во всех сферах их жизни и быта. Свидетели Иеговы являются подданными "Теократического царства", и поэтому не почитают национальных и государственных символов тех стран, где они проживают, считая это идолопоклонством. Они также отказываются от службы в армии (в т.ч. альтернативной).

с) Святой Дух – безличная сила Бога Иеговы, по характеру сравнимая с электричеством.

d) Человек не имеет бессмертной души. (На основании того, что "жизнь" человека по Библии, якобы, находится в крови, "Свидетели" запрещают своим последователям переливание крови). После смерти человек (как "душа") умирает и содержится во всеобщей могиле человечества, называемой "шеол". (Учение об аде и чистилище отрицается). После окончательной битвы Армагеддон, которая произойдет в самом ближайшем будущем (Последний раз дата конца света назначалась на 1975 год, теперь этот факт замалчивается), наступит тысячелетнее царство свидетелей Иеговы под главенством Христа. Затем состоится Суд, после которого 144 тысячи станут "невидимыми духовными творениями" и будут взяты на небо, а остальные ("другие овцы") будут вечно жить на обновленной Земле. Иллюстрации свидетелей Иеговы часто изображают рай на земле. Особенно подчеркивается межрасовый характер будущего человечества, отсутствие насилия и т. д.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Доктрина Свидетелей Иеговы неоднократно подвергалась пересмотру. До последнего времени факты таких изменений тщательно скрывались от членов секты, однако чейчас свидетели Иеговы утверждают, что они на протяжении времени "исследуют Библию", а следовательно приходят к новым выводам и отказываются от старых – ошибочных. Изменилась и символика секты. При Расселе она включала крест с короной, позднее от креста отказались.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1870 г. Рассел основал Библейский кружок. В 1879 г. вышел первый н омер "Глашатая Утра". В 1884 г. основано Общество сторожевой башни. В 1908 г. центр секты переместился в Бруклин. После несбывшегося пророчества о конце света в 1914 г. и смерти Рассела организация распалась на независимые группы.

Крупнейшую удержал при себе Джозеф Франклин Рутерфорд (1869 – 1942), ранее бывший адвокатом организации. Именно он в 1931 г., основываясь на словах Писания (Ис. 43, 10), назвал секту "Свидетелями Иеговы". В 1920 г. Рутерфорд опубликовал брошюру под названием "Миллионы живущих сегодня не умрут никогда", в которой он утверждал, что уже при жизни его поколения на земле установится Царство Божие. В падкой на сенсации Америке брошюра получила широкую известность. Ряды "Свидетелей Иеговы" значительно пополнились. Позднее Рутерфорд заявил, что конец света наступит в 1942 г. Именно в этом году он скончался.

С 1942 г. секту возглавил Натан Гомер Норр (1905 – 1977). При нем укрепилась структура секты и была разработана современная стратегия миссионерской деятельности "Свидетелей Иеговы". В 1950 г. был выпущен "Перевод Нового Мира Священных Писаний", в котором библейские тексты подогнаны под учение секты. В 1966 г. вышла брошюра "Жизнь вечная в свободе сынов Божиих", в которой указывалось на Второе Пришествие Христа в 1975 г. После очередного провала пророчества секта отказалась от провозглашения конкретных дат конца света, заявив однако, что он наступит при жизни поколения, родившегося в 1914 г.

В 1977 г. президентом "Общества Сторожевой Башни" был избран Фредерик Уильям Франц, автор упомянутой брошюры. Примечательно, что его племянник Фредерик Франц, занимавший один из руководящих постов в организации "Свидетелей Иеговы", разочаровался и покинул секту. Впоследствии он выпустил книгу "Кризис совести", где разоблачил учение и деятельность секты.

После Франца секту возглавил Милтон Хеншель (1920 – 2003). При его президентстве секта пережила серьезный кризис, связанный с тем, что поколение 1914 г. почти полностью ушло, а конец света так и не наступил. В итоге "Свидетелям Иеговы" пришлось отказаться от этого учения.

В 2003 г. главой секты стал Дон Эдамс, член организации с 50-летним стажем.

В России первые "Свидетели Иеговы" появились около 1877 г. К этому времени относится упоминание в "Сторожевой Башне" о том, что экземпляры журнала доставляются в Россию. В 1891 г. в Россию приехал сам основатель секты Чарлз Рассел. Учение секты активно проповедовал вернувшийся в Россию из США Симеон Козлицкий.

В советский период (с конца 20-х годов) "Свидетели Иеговы" наряду с другими сектами подверглись преследованиям, многие из них были сосланы, что способствовало распространению их учения в местах ссылки: в Сибири, Казахстане, на Дальнем Востоке.

В 1990 г. был зарегистрирован Управленческий центр организаций "Свидетели Иеговы в СССР".

В 2004 г. в России насчитывалось 138 552 "Свидетеля Иеговы".

20 апреля 2017 года Верховный суд Российской Федерации признал экстремистской деятельность "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" и запретил его деятельность на территории Росиии. Поданная "Управленческим центром Свидетелей Иеговы в России" апелляционная жалоба была отклонена Верховным судом Российской Федерации 17 июля 2017 года. 17 августа 2017 года Министерство юстиции Российской Федерации включило "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и его 395 местных религиозных организаций в список запрещённых в России организаций.

2. Современная деятельность

Основная деятельность свидетелей Иеговы – распространение учения секты и продажа литературы. Средства организации складываются за счет пожертвований сектантов, продажи книг и журналов, а также процентов с акций предприятий, принадлежащих "Руководящей Корпорации". Организация располагает возможностью осуществлять пропаганду через радио и телевидение.

IV. Ответвления

Ассоциация учеников Библии Зари (Они не пошли за Рутефордом).

V. Библиография

  1. Бартошевич Э. М. Борисоглебский Е.И. "Именем Бога Иеговы", М., Госполитиздат, 1960;
  2. Бартошевич Э. М. Борисоглебский Е.И. "Свидетели Иеговы", М., Политиздат, 1969;
  3. Безуглов А. А. "Пришедшие из мрака", М., Госюриздат, 1960;
  4. Боярский Ф. "Пророки" (очерк), Алма-Ата, Казгослитиздат, 1960;
  5. Василевич И. С. "Религиозные секты баптистов и иеговистов" 2-е доп. изд. Иркутск. кн. изд., Иркутск, 1958;
  6. Гажос В. Ф. "Особенности идеологии иеговизма и религиозное сознание сектантов", АН МССР, Кишинев, 1969;
  7. Герасименко В. К. "С чужого голоса", "Таврия", Симферополь, 1975;
  8. Герасимец А. С., Решетников Н. А. "Правда об организации Иеговистов", Иркутск. кн. изд., Иркутск, 1960;
  9. Грудин Н. Н. "Иеговизм и дети", Вост-Сиб. кн. изд., Иркутск, 1965;
  10. Керн Герберт "Как противостоять свидетелям Иеговы?", "Андреев и согласие", СПб., 1995;
  11. Коник В. В. "Иллюзии свидетелей Иеговы", "Советская Россия", М., 1981;
  12. Коник В. В. ""Истины" Свидетелей Иеговы", Политиздат, М., 1978;
  13. Коник В. В. "Какого бога они свидетели? " (Несостоятельность учения свидетелей Иеговы о богах), Киев, 1977;
  14. Коник В. В "Критика эсхатологии свидетелей Иеговы: очередные пророчества о конце мира", "Знание" М., 1976;
  15. Левин В. Н. "Братья бруклинских апостолов" (О свидетелях Иеговы и их деятельности в Ставропольском крае), Ставр. кн. издат. 1978;
  16. Мансанарес Сезар Видаль "Воспоминания "свидетеля Иеговы"", "BIBLIOTHECA CHRISTIANA", Тбилиси, 1995;
  17. Морозова-Юргенсон З.С. "Слуги тьмы" (Заметки бывшей сектантки), Калинин. Н. Изд-во 1956;
  18. Москаленко А. Т. "Современный иеговизм", "Наука" сиб. отд., Новосибирск, 1971;
  19. Москаленко А. Т. "Секта иеговистов и ее реакционная сущность", "Высшая школа", М., 1961;
  20. Москаленко А. Т. "Кто такие иеговисты?", "Знание" М., 1959;
  21. "Нам не по пути с иеговистами" (сборник статей), Иркутск, 1960;
  22. Потапов В. Н. "Они ждут Aрмагеддона", "Казахстан", Алма-Ата, 1976;
  23. Притчина Е. А. "Свидетели Иеговы на службе империалистов" М., 1959;
  24. Прокошина Е. С., Чудникова А. А., Языкович В. Р., Короткая Т. П., ред. Ленсу М. Я. "Иеговизм", "Наука и техника", Минск, 1981;
  25. "Псевдоучение секты свидетелей Иеговы" (Методическое пособие), Иркутск. oбл. орг. о-ва "Знание", 1971;
  26. Рекемчук А. Е. "Двойное дно" (Документальная повесть) - Коми АССР. Госполитиздат, М., 1959;
  27. "Религиозная проповедь сегодня (о чем говорят на молитвенных собраниях свидетелей Иеговы)", Киев, 1989;
  28. Рид Дэвид А. "За кулисами Сторожевой Башни: разоблачение организации "Свидетели Иеговы"", Изд-во СПб. Университета, СПб., 1998;
  29. Рогозин П. И. "Лжесвидетели", М., 1993;
  30. Родес Рон "Вразрез со Священным Писанием: ложность учения свидетелей Иеговы", "Библейская лига", Минск, 1998;
  31. Роудс Рон "Рассуждая со Свидетелями Иеговы при помощи Писания" "Центр апологетических исследований", СПб., 2004;
  32. Франц Рэймонд "Кризис совести", "Триада", М., 1997;
  33. Семашко Н. П. Сухачев П. П. "Армагеддон не состоялся" (очерки), Томск. кн. изд-во, 1963;
  34. Томас Ф. "Ложные свидетели Иеговы": Исследование доктрин, содержащихся в учении свидетелей Иеговы. Sine loco et anno;
  35. Турчанинов Я. С. "Кто их "владыка"?", "Карпати", Ужгород, 1973;
  36. Фокин В. Н. "Критический анализ иеговистской трактовки библейской картины мира" (диссертация), ЛГПИ, Л., 1972;
  37. Швечиков А.Н. "Рай земной: новая сказка", "Кайрос", СПб., 1997;
  38. Яроцкий П. Л. "Эволюция современного иеговизма", Политиздат Украины, Киев, 1981;
  39. Яроцкий П. Л. "Кризис иеговизма", Наук. Думка, Киев, 1979;
  40. Bednarski Wlodzimierz "Pismo Swiete a nauka swiadkow Jehowy" Gdanskie Seminarium Duchowne. Oliwa, 1994,
  41. Bowman, Jr., Robert M. "Understanding Jehov ah"s Witnesses", Grand Rapids, MI: Baker Book House, 1990;
  42. . Bowser, Arthur "What Every Jehovah"s Witness Should Know", Denver: B/P Publications, 1975;
  43. Gruss, Edmund "Apostles of Denial" Nutley, NJ: Presbyterian and Reformed, 1978;
  44. Magnani, Duane "The Watchtower Files", Minneapolis BHP, 1985;
  45. Magnani, Duane and Barrett Arthur "Dialogue with Jehovah"s Witnesses" (2 vols.) Clayton, Calif.: Witness Inc., 1983;
  46. Martin, Walter and Klann, Norman "Jehovah of the Watchtower", Minneapolis, MN: Bethany House Publishers, 1981;
  47. Ross, Rev. J.J. "Some Facts and More Facts About the Self-Styled Pastor, Charles T. Russell", sine loco et anno;
  48. Rouston Pike "Jehovah"s Witness. Who They Are, What They Teach, What They Do", London, 1954;
  49. Szczepanscy H. A., Kunda T. "Pismo sw. przeczy nauce swiadk?w Jehowy" Kaplanski Ruch Maryjny, Czestochowa, 1988;

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)