19 декабря
Вторник Адвента

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

НАРОДНЫЙ ХРАМ
(PEOPLE"S TEMPLE)

Cекта
Западная, Псевдохристианская

I. Основные данные

1. Основатель: Джим Джонс. 1931 – 1978.

Джим Джонс родился в маленьком фермерском городке Линн, штат Индиана в бедной семье. Его отец был расистом, членом Ку-Клукс-Клана, что в дальнейшем сыграло большую роль в жизни Джима Джонса. Будучи уже пастором, в пику отцу он всегда критиковал расизм, чем привлек немало сторонников среди чернокожих жителей Америки. На родине Джима Джонса, обыватели были весьма религиозны. В небольшом городке, где жила его семья, было 6 церквей. Маленький Джим любил играть в "церковь": он собирал у себя дома десяток соседских детей и читал им проповеди, а затем заставлял маршировать колоннами. Один сосед сказал тогда жене, что Джиму уготована судьба лидера, возможно, второго Гитлера. Очень рано Джим Джонс побывал под влиянием сектантства: соседка, некая мисс Орвиль Кеннеди приобщила его к т. н. "назорейской" вере. Джонс был достаточно способным юношей. Несмотря на то, что он происходил из бедной семьи, Джим смог поступить в колледж Университета Индианы. Впрочем, он вскоре бросил учебу. В 1949 г. в возрасте 18-и лет Джонс женился на Марселине Болдуин, которая была на 4 года старше его. В 1950 г. он решил продолжить обучение и стать пастором в Индианаполисе. Джонс закончил университет Батлера в Индианаполисе и в 1954 г. стал пастором протестантской общины "Ученики Христа".

В 1956 г. он основал собственную общину под названием "Народный Храм". Спекулируя на теме борьбы с расовой дискриминацией, Джонс завоевал огромную популярность, которая, вероятно, вскружила ему голову. В Филадельфии он познакомился с чернокожим проповедником Дивайном, который утверждал, что он – Бог. Возможно, именно через него Джонс воспринял идею собственной божественности. Он стал устраивать сеансы исцелений и "предсказывать будущее", наращивая свой авторитет среди последователей, для которых он стал "отцом" и "пророком Божьим". Свои пророчества Джонс использовал для решения проблем и давления на последователей. Так, после финансовых неудач в Индианаполисе, он, под предлогом явившегося ему "откровения", переселился с сотней последователей в Калифорнию. В Калифорнии Джонс еще быстрее стал превращаться из либерального протестантского пастора в лидера секты. Он изменил свой имидж: появилась мантия с атласом и темные очки. Службы стали длиннее, в них теперь обязательно участвовал оркестр. В довершение ко всему Джонс окружил себя вооруженной охраной. В 1972 г. был создан центр секты в Сан-Франциско. Благодаря дружбе с мэром Джорджем Москоне, Джонс мог позволить себе бесконтрольно управлять сектой, не опасаясь привлечь внимание властей нарушениями прав и свобод своих последователей. А эти нарушения становились все более многочисленными. Джонс стал вторгаться в личную жизнь своей паствы: нередко заключались браки по приказу или осуществлялись насильственные разводы. В рамках секты даже было создано брачное бюро. Сам Джонс неоднократно вступал в интимные отношения с некоторыми из своих последователей, причем как с женщинами, так и с мужчинами. Имел место и шантаж на сексуальной почве. В проповедях Джонса все большее место стало отводиться теме секса. Тогда же стали развиваться и апокалиптические настроения. Когда о наиболее вопиющих злоупотреблениях стало известно журналистам, власти вынуждены были оказать давление на Джонса. В итоге он принял решение покинуть Соединенные Штаты и переселиться вместе с последователями в глухие джунгли Южной Америке, где вдали от "испорченной" цивилизации можно построить "идеальное общество". В 1977 г. Джонс переехал в Гайяну, где по его приказу был основан Джонстаун – город Джима Джонса. "Идеальное общество" в представлении Джима Джонса выглядело как концентрационный лагерь. Построение межрасового коммунизма проходило за колючей проволокой, под наблюдением многочисленной вооруженной охраны. Атмосфера в лагере, где все делалось только по команде Джонса, была невыносимо тяжелой: за малейшее нарушение дисциплины лидер секты жестоко наказывал своих последователей. Психическое состояние Джонса в Гайяне явно ухудшилось: он все чаще стал говорить об Апокалипсисе, готовил последователей к массовому самоубийству.

Предпринятое властями США расследование деятельности секты подтолкнуло Джонса к роковому решению: он приказал своим последователям покончить с собой, и большинство из них послушно исполнило его волю. Отказавшиеся добровольно расстаться с жизнью были застрелены охранниками. Сам Джонс и его любовница Мария Катцарис были убиты выстрелами в голову. Жена Джонса была отравлена. После того, как воля Джонса была исполнена, на поле в Джонстауне осталось лежать более 900 тел. Записка на теле одного юноши гласила: "Отец, я не вижу выхода, я согласен с твоим решением, я только боюсь, что без тебя мир так и не придет к коммунизму".

2. Время основания:

1956 г.

3. Место основания:

Индианаполис, штат Индиана, США.

4. Регион распространения:

Секта была распространена преимущественно в США, затем основная масса последователей Джонса переселилась в Гайяну (Южная Америка).

5. Местонахождение руководящего центра:

Последний центр "Народного Храма" в США располагался на бульваре Джири в Сан-Франциско. Затем центром секты стал Джонстаун в Гайяне.

6. Организационная структура:

Первоначально секта существовала как сеть "Народных храмов" с центром в Сан-Франциско. После переезда в Гайяну она стала монолитным целым, и все управление сосредоточилось непосредственно в руках Джима Джонса.

7. Базовая литература:

Сами сектанты считали свое движение христианским, поэтому Св. Писание оставалось единственной священной книгой. Однако библейские истины принимались в секте исключительно в трактовке Джима Джонса.

8. Периодические издания:

газета "Народный форум" (тираж 300 000 экз.)

9. Другие средства массовой информации

В 1972 г. секта получила 30 минут эфира на городском радио Сан-Франциско.

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

либеральный протестантизм, социалистические идеи.

2. Краткое изложение учения:

Долгое время учение Джима Джонса ничем не отличалось от доктрин большинства либеральных протестантских церквей. Особый акцент делался на межрасовом братстве и единстве всех людей. Однако со временем в его проповеди появились новые неортодоксальные мотивы: он начал говорить о скором приближении Апокалипсиса и необходимости построения на Земле идеального коммунистического общества. Центральным пунктом учения Джонса стала мысль о его избранничестве и особом предназначении в деле спасения человечества. В результате его воля стала восприниматься сектантами как воля Самого Бога. Джонс полностью контролировал умы своих последователей, видевших в нем "пророка" и "отца", и готовых исполнить любой его приказ, в том числе приказ об убийстве и самоубийстве.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1956 г. Джим Джонс, бывший пастор церкви "Ученики Христа" основал собственную церковь под названием "Народный Храм". В своих проповедях он делал основной акцент на борьбе с расизмом и открытом сочувствии левым политическим идеям. Джонс даже усыновил 7 детей разных национальностей. Обладая несомненным проповедническим даром, Джонс сумел привлечь немало последователей, ставших прихожанами его церкви. Популярность "Народного Храма" росла. Вскоре Джонс стал заявлять об открывшихся у него "новых способностях": "божественном предчувствии" и даре целит ельства. Его проповеди постепенно превратились в шоу, непременным атрибутом которых стали пророчества и "чудесные" исцеления. Теперь он уже не был просто пастором: последователи называли его "отцом" и "пророком Божьим".

Тем не менее, власти и общественность не замечали тенденции превращения "Народного храма" в секту. За расовый диалог мэр Чарлз Босуэл назначил Джима Джонса директором городской комиссии по правам человека. Однако вскоре его постигли финансовые неудачи, и, чтобы избежать скандала, Джим Джонс заявил в своем новом "пророчестве" о видении грядущего ядерного Апокалипсиса. В откровении Джонса говорилось, что его паства должна последовать за ним в Рэдвуд Вэйли, штат Калифорния. 100 человек послушались "пророка" и переехали в Калифорнию. Здесь Джонс продолжал выступать как "пророк" и "целитель". Он проповедовал в Филморе, пригороде Сан-Франциско. На новом месте Джонс также поддерживал дружеские отношения с властями. Вскоре "Народные Храмы" появились в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. В 1972 г. журналисты Лестер и Кинсолвинг отметили сектантские тенденции в общине Джонса. После этого он отвернулся от журналистов. Джонс предпочитал "покупать" положительные отзывы о себе и "Народном Храме". За "профессиональную журналистику" он назначил премию в 4.400 $. Хвалебная статья о Джонсе появилась даже в "Вашингтон пост".

В сентябре 1972 г. Джонс купил за 122 000 $ пустующий зрительный зал на бульваре Джири в Сан-Франциско и там создал свой центр. Для удержания имиджа протестантской церкви, Джонс старался найти поддержку среди негров-протестантов. Его, в частности, поддержал пастор церкви "Македония" Джордж Брэдфорт. Вскоре число последователей "Народного Храма" достигло 7 000 человек. Джонс даже начал издавать собственную газету под названием "Народный форум" и получил 30 минут эфира на городском радио. Джонс по-прежнему поддерживал левых политиков, благодаря чему он подружился с мэром Джорджем Москонэ. Джонс обеспечил ему победу на выборах за счет голосов своих последователей и за это 18 октября 1976 г. получил место в городской комиссии по жилищному управлению. Джонс рассчитывал, что дружба с властями позволит ему бесконтрольно распоряжаться судьбами своих последователей и в секте начались многочисленные злоупотребления на сексуальной почве. Кроме того, Джонс стал проповедовать приближение скорого Конца света, нагнетая апокалиптические настроения среди сектантов. Однако расчеты Джонса полностью не оправдались. Злоупотреблениями в секте заинтересовались независимые журналисты и, в конце концов, власти вынуждены были обратить внимание на происходящее. Больше всего Джонс подвергался критике со стороны правых политиков за сочувствие коммунистам и проповедь социалистических идей. Конфликт разрастался.

Джим Джонс принял решение переехать с большей частью своих последователей в Гайяну (бывшую британскую Гвиану), латиноамериканскую страну, получившую независимость в 1966 г. В конце 60-х годов Джонс посетил эту страну с миссионерской поездкой и остался весьма доволен: в Гайяне было социалистическое правительство и много незаселенных территорий, где можно было построить "коммунизм на межрасовой основе". В декабре 1973 г. 4 эмиссара "Народного Храма" прибыли в Гайяну, чтобы найти место для будущего поселения. В результате был куплен глухой участок в джунглях, в 6 милях от Порт-Кайтума. Там был заложен поселок, получивший название Джонстаун ("Город Джонса"). К концу 1977 г. Джонс и большинство его последователей, продав все имущество переселились в Гайяну. В США остались 100 человек, которые должны были высылать в Джонстаун продовольствие и необходимые материалы для строительства, которые нельзя было достать в Гайяне.

В поселке, полностью оторванном от внешнего мира, Джонс дал волю своим диктаторским замашкам. В Джонстауне установился жесткий тоталитарный режим: подъем и еда только по команде, за нарушение дисциплины – телесные наказания. Жестоко наказывали не только взрослых, но и детей. Из лагеря никого не выпускали – кругом была вооруженная охрана. При этом сектантов постоянно "готовили" к Апокалипсису, приучая к мысли при необходимости совершить самоубийство, приняв яд. Несколько раз происходили "репетиции" массовых самоубийств.

Всякая связь с внешним миром пресекалась, однако отдельные сведения о злоупотреблениях в лагере Джонса все же просочились. В США правительство начало беспокоиться о судьбе своих граждан, затерянных в джунглях Гайяны. В итоге Джиму Джонсу был предъявлен ряд обвинений. Конгрессмен от штата Калифорния Лео Райян в сопровождении группы репортеров отправился в Гайяну.

Узнав об этом Джонс решил приблизить приход Небесного Царства. 18 ноября 1978 г., когда на аэродроме Порт-Кайтума приземлился самолет конгрессмена Райана, сектантские боевики встретили его выстрелами. 5 человек было убито. Когда весть об этом дошла до лагеря, Джонс приказал всем принять яд. Сначала отравили детей, дав им лимонад с цианидом, затем яд приняли взрослые. Пытавшимся бежать стреляли в спину. В итоге более 900 человек, включая самого Джонса, погибли. Так трагически завершилась история "Народного храма".

2. Современная деятельность

В настоящее время секта не существует.

IV. Ответвления

Данных нет

V. Библиография

  1. Ли Ричард, Хиндсон Эд, "Ангелы обмана", "Протестант", М., 1994;
  2. Привалов К.Б. Секты: досье страха.– М.: Политиздат, 1987;

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)