21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

БОГОРОДИЧНЫЙ ЦЕНТР

Секта
Русская, псевдохристианская

Секта также известна под названиями: "Русская Православная Церковь Божией Матери Державная", "Российская Марианская Церковь", "Церковь Божией Матери Преображающейся", "Фонд Новой Святой Руси", "Фонд Мария, XXI век", "Вселенская Параклитская Богородичная Церковь".

Последователи секты называют себя "синими рыцарями".

I. Основные данные

1. Основатель: Янкельман Вениамин Яковлевич. Более известен как архиепископ, "магриарх" или "матриарх" Иоанн Береславский.

Янкельман Вениамин Яковлевич родился в Москве. С 3 февраля 1971 он наблюдался в психоневрологическом диспансере по поводу хронического душевного заболевания в форме параноидальной шизофрении, несколько лет являлся инвалидом 2 группы по психическому заболеванию, дважды находился на стационарном лечении в психиатрических больницах г. Москвы, с 1990 г. психоневрологический диспансер посещать прекратил.

В т. н. "Тихоновской катакомбной Истинно-Православной Церкви", не признанной Московским Патриархатом, он получил священный сан и стал отцом Иоанном Береславским. Впрочем, его заявления об "откровениях", якобы получаемых им от иконы Богоматери "Одигитрия" с 1984 г., не вписывались в рамки "катакомбного православия" и он был запрещен в служении, вместе со своими товарищами о. Петром (в миру – Большаков Сергей Юрьевич) и о. Серафимом (в миру – Александр Долаберидзе), "за отход от своих епископов в самочинное сборище, не подчиненное иерархии Тихоновской Истинно-Православной Церкви и распространение лжеучения о "Третьем Завете". В 1989 г. Береславским и двумя его сторонниками был зарегистрирован "Богородичный Центр", а в 1992 г. – Московская община "Церкви Божьей Матери Преображающейся". Произошел открытый раскол, в результате которого все трое были отлучены от Тихоновской Истинно-Православной Церкви, о чем сообщил в своем "окружном послании" от 3 июня 1992 г. ее глава схимитрополит Феодосий. Еще до выхода из Истинно-Православной Церкви Береславскому удалось получить архиерейскую хиротонию от иерархов Украинской Автокефальной Православной Церкви. С этого времени он именует себя архиепископом Иоанном. В настоящее время Береславский остается руководителем секты, сменившей уже множество названий, и продолжает издавать свои "откровения", которые вышли более чем в 20 книгах.

2. Время основания:

1989 г. "Богородичный Центр" был зарегистрирован как профсоюз.
1991 г. зарегистрирован благотворительный Фонд "Богородичный Центр".
1992 г. зарегистрирована Московская община "Церкви Божьей Матери Преображающейся".

3. Место основания:

г. Москва

4. Регион распространения:

Секта распространена преимущественно в России, однако отдельные общины последователей есть и в других странах СНГ. По утверждению руководства секты, его поддерживают более 700 общин в России и СНГ, однако по данным на 1997 г. официальную регистрацию в России имели только 4 общины.

5. Местонахождение руководящего центра:

В Москве и Санкт-Петербурге действуют т. н. "Международные Центры Русской Духовности".
Москва: 1-я Хуторская ул., 5а.
Санкт-Петербург: наб. р. Фонтанки, 53.
В провинции они называются просто "Центры Русской Духовности":
Выборг: ул. Титова, 4а.
Тверь: ул. Ротмистрова, 14а.

6. Организационная структура:

Духовным лидером секты является архиепископ Иоанн Береславский (Янкельман Вениамин Яковлевич). Административный руководитель – отец Петр (Большаков Сергей Юрьевич).

В секте числятся 7 епископов, около 100 священников, до 10 тысяч прихожан (по данным самих богородичников). Имеется монастырский комплекс и сельскохозяйственная ферма.

Раз в квартал проводятся сборы с участием гостей из других регионов.

7. Базовая литература:

Лидер секты "архиепископ" Иоанн Береславский успел издать более 20 книг об "откровениях", якобы полученных им от Божией Матери. Вот некоторые из них:

  • Иоанн Береславский "Богородичное Лоно";
  • Иоанн Береславский "Голгофские таинства";
  • Иоанн Береславский "На скрижалях сердца";
  • Иоанн Береславский "Родовой поток";
  • Иоанн Береславский "Три века Славы";
  • архиепископ Иоанн "Дневник с места откровения";
  • блаженный Иоанн "Царственный отрок или Христос Второго Пришествия";
  • блаженный Иоанн "Обжигающая Евхаристия";
  • блаженный Иоанн "Очами горнего Грааля";
  • блаженный Иоанн "Религия Грааля";
  • блаженный Иоанн "Свеча страстного".

Секте принадлежит издательство "Мир Софии".

8. Периодические издания:

Газета (названия постоянно меняются):
"Вестник богоцивилизации", "Вечная газета Блаженного Иоанна"

Журналы:
"Рыцарь веры";
"Оазис мира".

9. Другие средства массовой информации:

Секта имеет несколько сайтов в Интернете:

www.ioan.ru
www.avwmaria.ru
www.holygrail.ru

10. Учебные заведения:

Православная Церковь Божией Матери "Державная" имеет собственную духовную академию. С 2001 г. действует "Центр русской духовности", который также предусматривает образовательную деятельность.

II. Учение

1. Истоки учения:

  1. Искаженное православие;
  2. Софиология свящ. Павла Флоренского и мариология прот. Сергия Булгакова;
  3. Отдельные католические практики (почитание явлений Богородицы в Лурде, Фатиме и ряде других мест, чтение Св. Розария, культ сердца Марии и т. д.);
  4. Идеи гностицизма, отождествляющие Богородицу и Первую Ипостась в идее "андрогина";
  5. Оккультизм Е. П. Блаватской (Богородица отождествляется с египетской богиней Исидой).

2. Краткое изложение учения:

Учения секты основывается на "откровениях" Божией Матери, якобы переданных через Иоанна Береславского. Эти откровения почитаются сектантами как третий ("богородичный") завет. Последователи секты верят, что Береславский – "святой старец", через которого Богородица открывает свое учение, а богослужения, совершаемые им, происходят "с присутствием Божьей Матери".

В доктрине "Богородичного Центра" явно присутствуют т. н. "мариологические ереси", выражающиеся в тенденции к обожествлению Пресвятой Девы Марии. Например, Береславский учит, что, Богородица – подательница Духа Святого и Сама в ряде случаев отождествляется со Святым Духом. По учению секты, она – "премирна, надмирна, предмирна, участвует в сотворении мира". Она также имеет божественные свойства: она – дух, вездесуща, вечна, всеблага, обладает собственной божественной полнотой. В секте считается, что Богородица заменяет душу человека, подавая вместо нее особый "дух Матери Божьей". Она же является посредницей между человеком и Богом-Отцом, заменяя собой Христа, и спасительницей мира, имеющей власть "отменить" Страшный Суд. Более того, у нее есть свой "богородичный" крест, а для спасения необходима особая "богородичная святость". Сектанты также утверждают, что у Богородицы 500 "ипостасных имен".

Береславский заявляет, что "Церковь Христова не состоялась", поэтому необходима нов ая "Церковь Богородицы". Причем эта "Церковь" есть "сама Богородица". Для подтверждения этого тезиса сектанты используют цитаты из Песни Песней.

Помимо мариологических ересей, в доктрине секты присутствуют идеи, явно обусловленные психическими проблемами ее лидеров. Так, согласно учению богородичников, все мировое зло сконцентрировано в "женском начале", для обозначения которого Береславский вводит "мистическое" понятие "бляди". (Необходимо отметить, что проповеди архиепископа Иоанна и других "отцов" "Богородичного Центра" изобилуют ненормативной лексикой). Многие тексты, распространяющиеся в секте, вызывают серьезные сомнения в психическом здоровье их авторов.

Вот, например, цитата из статьи "архимандрита" П. Краснова "Советская мать – содомская священница": "...сатана прогрыз в тонком теле Евы дыру между ног, осрамил ее и внедрился в ее плоть, создав там свой престол, (...) сатана сделал гениталии центром личности Евы (...) вот почему нечестивая мать распространяет вокруг себя содомскую вакханалию, являясь бессознательно или осознанно поверенным лицом князя тьмы, его священницей. Она превращает мужа в сына и сына в мужа, постоянно погружая их в свою бездонную, разженную геенской похотью ненасытную утробу, сиречъ в утробу дьяволицы, священнодействуя на генитальном престоле, воздвигнутом сатаной..." и т. п. Сам Береславский пишет: "Земная мать – прообраз дьяволицы. Земной отец – прообраз сатаны".

На практике, это приводит к тому, что рядовых членов секты принуждают отказываться от своих родителей, а также от всех семейных обязанностей. Береславский, в частности, учит: "Попечением о детях своих умножаете грехи их: тысячи бесов проникают в их психику и, как зловредные хирурги, производят поражения и раны".

ПРИМЕЧАНИЕ:

Согласно мнению специалистов, учение и практика "Богородичного" центра наносит серьезный вред психическому и физическому здоровью последователей секты. Первое специальное комплексное экспертное психолого-психиатрическое исследование по постановлению прокуратуры было проведено в конце 1994 года комиссией при Государственном научном центре социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского. Экспертами, в частности было отмечено, что в литературе, издаваемой "Богородичным Центром", содержатся призывы, направленные на причинение физического и психического вреда здоровью граждан, а так же содержатся призывы к невыполнению гражданских обязанностей, таких как отказ от брака, семьи, воспитания детей, учебы, общественного полезного труда; что поведение лиц, вовлеченных в секту является результатами усвоения ими учения "Богородичного Центра" и соответствует положениям этого учения. В качестве примера, демонстрирующего опасность для здоровья доктрины "Богородичного Центра" можно привести рассуждения Береславского о вреде ночного сна: По его мнению, сон – это "родовой гипноз", в который ввергают человека демоны. "Сон – преисподняя греха. Сон – погружение в ад" и т. п. Сектантам рекомендуется многократно произносить: "Убью себя, но не усну".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Иерархия "Богородичного Центра" ведет свое происхождение от последователей митрополита Истинно-Православной Церкви Геннадия (Секача). Членом т. н. "Тихоновской катакомбной Истинно-Православной Церкви" стал Вениамин Янкельман (Береславский), который, вместе с другими будущими руководителями секты Сергеем Большаковым и Александром Долаберидзе, получил в этой Церкви священническое рукоположение. Позднее состоялась и архиерейская хиротония Береславского, которая была произведена по благословению архиепископа Иоанна (Бондарчука) епископатом Украинской Автокефальной Православной Церкви.

В 1984 г. в Смоленске Иоанн Береславский якобы начал получать от иконы Богоматери "Одигитрия" откровения Божьей Матери. За распространение учения, сформированного Береславским на базе этих "откровений", он и его последователи о. Петр (Большаков) и о. Серафим (Долаберидзе) были запрещены в служении руководством Тихоновской катакомбной Истинно-Православной Церкви. Однако часть "катакомбников" поверила Береславскому. Именно эти люди составили костяк будущей секты.

В 1989 г. группой последователей Береславского под видом профсоюза был зарегистрирован "Богородичный Центр. В апреле 1991 г. был создан благотворительный фонд с тем же названием. (В последующем, в 1993 г. название Фонда было изменено на "Фонд Новой Святой Руси"). В связи с расширением числа приверженцев "Богородичного Центра", в 1992 г. была зарегистрирована Московская община "Церкви Божьей Матери Преображающейся". Произошел окончательный раскол с "Тихоновской катакомбной Истинно-Православной Церковью". Ее руководство, в лице схимитрополита Феодосия и митрополита Епифания отлучило Береславского и его приспешников от Церкви.

До середины 1993 г. в "откровениях" Береславского преобладали пророчества о близости конца мира, наступлении эпохи "церковного запустения и всемирных катаклизмов". России и всему миру предрекались всевозможные бедствия, если народ не покается и не признает его учение. Утверждалось, что спасутся лишь немногие праведники, которые должны преодолеть все мирские соблазны, в том числе отречься от семьи, родных, отказаться от собственности, передав ее секте, и т. п. Столь радикальная проповедь, в сочетании с авторитарным руководством "Богородичным Центром", привела к кризису организации. После т. н. "IV Богородичного собора", произошедшего в конце 1992 г., не согласившись с отрицанием семьи, к которому призывал Береславский, от "Богородичного Центра" отошли несколько его прежних сторонников: епископ Феодор (Коробейников), иеромонах Тихон и многие другие.

На первом этапе доктрине организации соответствовала и ее деятельность. Известны, например, случаи организации последователями Береславского беспорядков в здании районной библиотеки г. Москвы на ул. Берзарина, д. 6 на Рождество 1992 года, пресеченных столичным ОМОНом, и столкновения с ОМОНом у ДК Мосгортранса в январе 1993 г. Деятельность "Богородичного Центра" и его учение не могли не вызывать противодействия со стороны общества. Так, 28 марта 1994 г. Отделом по надзору за исполнением законов о межнациональных отношениях прокуратуры г. Москвы, в отношении руководителей и активных участников "Богородичного Центра" было возбуждено уголовное дело. Основанием для возбуждения дела стали результаты проверки обращения "Комитета по спасению молодежи" о причинении вреда здоровью граждан в результате деятельности секты. После суда секта не была запрещена, однако ее руководство, несомненно, сделало для себя определенные выводы о необходимости улучшения имиджа и налаживания контактов с "респектабельными" религиозными организациями.

Для получения поддержки, в том числе, финансовой, богородичники не раз обращались на Запад, выдавая себя за "притесняемых Московской Патриархией православных почитателей Божией Матери" или даже за русских католиков. Рассказы о почитании в их "церкви" явлений Божией Матери в Лурде и Фатиме помогали сектантам втереться в доверие к некоторым неосторожным католическим священникам и даже епископам. Этому способствовало и то, что один из руководителей секты – о. Петр (Сергей Большаков) одно время был католиком. Установлено, что целый ряд католических общин на Западе поддерживал контакты с "Богородичным центром". Обман вскрылся далеко не сразу. После того как правдивая информация о российских богородичниках дошла до Запада, католики разорвали все отношения с сектой.

Тогда в "Церковь Божией Матери Преображающейся" установила контакты с "Вселенской Марианской Церковью" – раскольнической организацией, отпавшей от Р имско-Католической Церкви. Укрепление связей богородичников с Вселенской Марианской Церковью в 1994 – 1995 гг. привело к некоторым изменениям в доктрине секты: наиболее радикальные ее элементы были постепенно "забыты", а название заменено на "Российскую Марианскую Церковь". Впрочем, вскоре между Вселенской Марианской Церковью и российскими богородичниками возникли серьезные трения. Предположительно, их основной причиной стал отказ Вселенской Марианской Церкви признать Береславского "пророком" Божьей Матери.

К концу ХХ века название секты было вновь изменено. Теперь она именуется "Русская Православная Церковь Божией Матери "Державная". В конце ноября 2001 в Москве прошел XXI Всероссийский собор, на который собрались более 5 000 последователей секты. Наиболее многочисленные делегации, возглавляемые "епископами", прибыли из Санкт-Петербурга (около 500 человек), Украины и Белоруссии. Береславский служил "литургию" с пятью епископами и 120-ю священниками. На соборе прошла церемония "освобождения человечества от прегрешений за последние 2000 лет", основным элементом которой было сожжение стопки бумаг, символически означающей грехи людей. Завершился собор презентацией театра мистерии, существующего при "Центре русской духовности".

2. Современная деятельность

В качестве основной цели своей деятельности, богородичники провозглашают "возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном Писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в 20 веке". В уставе секты предусмотрена "благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность".

В действительности, деятельность богородичников направлена почти исключительно на поиск и вовлечение в секту новых последователей. При этом они не брезгуют маскироваться под священнослужителей Русской Православной Церкви, в частности, для проникновения в систему образования, государственные и военные структуры по линии духовников. На XXI Всероссийском соборе в Москве в ноябре 2001 г. богородичники не без гордости рассказывали о своих связях с московскими подразделениями МВД и казачеством.

В настоящее время секта продолжает держать курс на улучшение имиджа, в частности, начато постепенное изъятие литературы "Богородичного Центра" ранних периодов. Береславский начал менять тональность своих проповедей. В его "откровениях" Богородица предрекает уже не скорый конец мира и страшные бедствия, а рождение Новой Святой Руси. Постепенно начало меняться в секте отношение к семье.

К началу нового тысячелетия деятельность богородичников несколько пошла на спад, однако секта продолжает существовать и время от времени обращает на себя внимание проведением тех или иных громких публичных акций. Так, в конце мая 2002 г. богородичники организовали в Москве I-ю Межконфессиональную конференцию "За нравственность в современном мире", на которой обвинили Московскую Патриархию в потакании распространению гомосексуализма.

IV. Ответвления

Данных нет;

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Введение в сектоведение: учебное пособие к курсу "Сектоведение"", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 1998;
  2. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  3. Под ред. Митрополита С-Петербургского и Ладожского Иоанна "Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России", СПб. Митрополия, СПб., 1994;
  4. "Просветители от Богородицы" // "Рабочая трибуна", 9 февраля 1996 г.
  5. "Современные секты в России", сборник, Вестник Всероссийского Православного Молодежного Движения, СПб., 1994.

Ю. Д.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)