19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ДАОСИЗМ

Одна из традиционных религий Китая.

Название

Название «даосизм» (кит. даоцзяо) происходит от Дао – основной философской категории учения. В некоторых текстах встречается под названием «таоизм» (транслитерация англ. taoism)

История возникновения

Основателем даосизма считается Лаоцзы (в переводе «старый ребенок» или «старый философ»), настоящее имя Ли Эр, философ живший примерно в VII-VI веке до н.э. Фактов его биографии, не считая откровенно мифологических, практически не осталось, и некоторыми исследователями даже ставится под сомнение сам факт его существования. По самым скудным данным можно определить, что он работал в книгохранилище и архивах при чжоусских императорах, занимался изучением древней мудрости и самосозерцанием. Есть сведенья, что сам Конфуций был восхищён мощью ума Лаоцзы и приезжал к нему в столицу за советом. Когда, вознамерившись навсегда покинуть Поднебесную, Лаоцзы проходил через западную пограничную заставу, ее начальник, тоже немало продвинувшийся по пути духовного самосовершенствования, умолил его оставить частицу своей мудрости Китаю. Так, согласно преданию, появилась на свет «Дао Дэ Цзин» - «Канон Пути и Добродетели», где изложены основы учения даосов.

Священные тексты

  1. Дао Дэ Цзин (VI-V в. до н.э.) - основной канон даосизма, авторство которого приписывается самому Лаоцзы. Все прочие труды ссылаются именно на него. Достаточно короткое сочинение (всего 5000 иероглифов), содержит лаконичные философские размышления о Дао и наставления.
  2. Чжуан Цзы(IV-III в. до н.э.) - произведение, названное по прозвищу автора, настоящее имя которого Чжуан Чжоу. Философские идеи даосизма в нём переданы в форме рассказа.
  3. Начиная примерно с V века начинаются попытки собрать и систематизировать всё наследие даосизма. Так появляется сборник Дао цзан (Сокровищница Дао), в который в разные периоды входило от 250 до почти 1500 сочинений. Многие работы были утрачены в результате пожаров, разграбления или умышленного уничтожения. В настоящее время сборник состоит из 1120 томов.

Вероучение

Основной философской категорией Лаоцзы является Дао (道 букв. «путь», «дорога»). Дао это всеобщий закон и суть всех вещей, ему подчиняется всё, даже Небо (см. Конфуцианство). Дао недоступно органам чувств, оно безличностно и безформено. Дао существовало всегда и дало начало всему сущему. Проявляется же Дао через свою имманацию Дэ(德). Даосское восприятие Дао-Дэ схоже с философской трактовкой Брахмана-Атмана в раннем индуизме. (Практически все исследователи обращают внимание и на другие параллели с брахманизмом, тем не менее доказательств прямого заимствования нет).

Задача человека, смысл его жизни – познать Дао и слиться с ним. Одним из инструментов достижения Дао является такое понятие, как у-вэй (无为), что в переводе означает «недеяние». Естественно понимание его значительно глубже обычного бездействия, это жизнь в гармонии с законами Дао, непротивление естественному течению вещей. То есть, на практике это выражалось в стремлении к созерцанию, медитации, совершенствованию духа и тела, что, в конечном итоге, должно было принести бессмертие. Достижение гармонии с природой неразрывно связано с представлением о ци (气), всепроницающей энергии, от правильного течения которой и зависит та самая гармония. На основе этих представлений построены традиционная китайская медицина, учение фэн-шуй, гимнастика цигун, ушу и другие практики.

Культ

Уже к началу нашей эры даосизм испытывает сильное влияние традиционных местных суеверий и культов. Распространившись во всех слоях китайского общества, его философские идеи постепенно начинают уступать место оккультизму, практике гаданий, магии и знахарству.

Столь же неразборчив даосизм оказался и в развитии пантеона. Кроме Лаоцзы и Чжан Даолина, придавшему даосизму форму религии, в даосский пантеон вошли Конфуций и Будда, а так же, другие многочисленные божества, герои и святые. Некоторые культы носят местный характер, другие приобрели общекитайское значение. Среди наиболее популярных стоит отметить легендарного китайского императора Хуанди, первочеловека Паньгу, богиню Сиванму.

Распространение и развитие

Первые реальные формы даосизм приобретает в I веке, когда легендарный Чжан Даолин основывает школу «Небесных Наставников». В этот же период в Китай проникает буддизм, от которого даосизм перенимает институт монашества.

В конце II века, ознаменовавшегося кризисом династии Хань и многочисленными катаклизмами, в стране назревает народное восстание, во главе которого встаёт даос Чжан Цзюе. И всё движение, получившее название «восстание жёлтых повязок», встаёт под знамёна даосизма. Восстание было жестоко подавлено, но с тех пор большинство тайных обществ, сект и народных антиправительственных движений ориентировалось именно на даосское учение. Вместе с тем, традиционный даосизм, за исключением некоторых периодов гонений, преимущественно в правление монгольской и маньчжурской династий, продолжал спокойно развиваться в окружении конфуцианства и буддизма. С конфуцианством даосизм практически не имел точек соприкосновения, с буддизмом же шёл бок о бок, заимствуя для себя недостающие элементы учения, а также прекрасно сотрудничая в плане «обслуживания» простого населения.

После прихода к власти в Китае коммунистов в 1949 году даосизм как и другие религии подвергся гонениям, которое особенно усилилось во время т.н. «культурной революции». Но с началом с конца 70-х годов XX века отношение к даосизму в Китае заметно улучшилось. В настоящее время основной организацией в стране является Всекитайская Ассоциация Даосизма.

С.Т.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)