Секта, разновидность хлыстовства
Секта также известна под названием иоаннитов.
Данная секта возникла на почве суеверного почитания известного православного проповедника протоиерея Иоанна Кронштадтского (1829 – 1908). Его необычайная популярность приводила к возникновению в народной среде массы мифов и суеверий, связанных с его именем.
Основательницей секты стала мещанка Матрена Ивановна Киселева. Секта появилась в Кронштадте, затем ее центром стал Ораниенбаум (нынешний Ломоносов), куда Киселева переселилась в 1895 г. Оттуда учение стало распространяться по всей России.
Организованная секта хлыстов – почитателей Иоанна Кронштадтского существовала уже в 1902 г. Сектанты старались привлечь паломников, во множестве стекавшихся в Кронштадт на богомолье, и через них доносить свое учение до самых удаленных уголков страны.
Киселевцы считали Иоанна Кронштадтского воплощением всей Троицы. В их литературе он именовался "селением Божиим", "жилищем Св. Троицы – Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нем почивают". Утверждалось, что "в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в Духе, показал себя ангелом и в народах проповедан" и т. п.
По некоторым сведениям, сектанты причащались из чаши с изображением о. Иоанна, считая это печатью, по которой он узнает их в день Страшного суда и спасет их.
Основательница секты Матрена Киселева почиталась как "богородица" Порфирия, "порфира Царя царей". Ее считали "великой праведницей", имевшей дар пророчества и прозорливости, действовавшей по внушению Духа Божия, говорившей по благодати Духа Святого на разных языках, потрудившейся для Бога более равноапостольных жен и обладавшей "божественной" полнотой. В сектантских сочинениях она также именуется "госпожой не от мира сего", "дщерью Царя Небесного", "непоколебимым столпом Церкви" и "мученицей". В честь Киселевой слагались песнопения, она изображалась на иконах. После смерти Киселевой 12 ноября 1905 г. ее могила в Ораниенбауме стала местом поклонения, оставшиеся после нее вещи и песок с могилы почитались сектантами как величайшая святыня.
У Матрены Киселевой было четыре главных сподвижника: крестьянин Назарий Димитриев, именовавшийся "старцем" или "отцом" Назарием, который почитался за Христа, Василий Федорович Пустошкин, почитавшийся за "духа святого" и Матфей "болящий", именуемый также "Псковским" – за архангела Михаила. Эти трое, а также Михаил Иванович Петров признавались "небожителями", "богоносцами", "святыми, "столпами Церкви", "сподвижниками Христа", которым при вторичном их пришествии поклонятся все цари и князи мира сего.
Как и все хлысты, киселевцы считали супружество грехом и разлучали супругов, вступавших в секту. В то же время поощрялись "духовные супружества". Сектанты также пугали обывателей скорым Судом Божьим и уверяли, что им уже открыты год и месяц второго пришествия Христова.
С 1906 г. секта начала издавать еженедельный журнал "Кронштадтский маяк", а также выпускать отдельные брошюры. В частности, были выпущены брошюры со следующими названиями: "Правда о секте иоаннитов", "Как нужно жить, чтобы богатому быть и чисто ходить", "Прошло красное лето, а в саду ничего нет", "Голос истинной свободы", "К свободе призвал нас Господь", "Ключ Разумения", "XX век – о кончине мира и Страшный суд", "Той земли не устоять, где начнут уставы ломать" или "Церковь Христова в опасности", "XX век – отчего разрушались царства", "Еще днем закатится солнце", "IV Всероссийский миссионерский съезд и современные ревнители православия", "Подражайте в вере Божьей о. Иоанну Кронштадтскому", "Мысли последователей о. Иоанна Кронштадтского", "Наши стражи благочестия", "Суд иоаннитов". Сектой был также составлен собственный "акафист" Матрене Киселевой.
В 1912 г. Священный Синод Российской Православной Церкви определил: