Протестантская миссионерская филантропическая организация.
Salvation Army – англ., Heilsarme – нем., Armee du Salut – фр.
Основатель – Уильям Бут (Booth). Родился в Ноттингеме 10 апреля 1829 года в семье крещеных евреев. В молодости был портным, бедствовал. С ранних лет чувствовал в себе проповедническое призвание. Это призвание заметили в юном Уильяме и методистские пасторы. В 1848 году ему предложили стать пастором, но он отказался и уехал в Лондон, чтобы посвятить себя миссионерской деятельности, как он сам ее понимал. С тех пор Бут появлялся в разных районах Англии, проповедуя по городам и деревням. Он женился на девушке по фамилии Мамфорд (Mamford), которая разъезжала с ним и помогала ему в его деятельности. Миссия Бута активно разворачивалась в наиболее многолюдных районах Англии: Шеффилде, Лидсе, Галифаксе, Честере, Бирмингеме и др.
Его основной идеей была проповедь вне храмов, миссионерская работа с людьми на улицах, для которой он использовал шумные грубоватые приёмы. Проповедям обыкновенно предшествовала музыка: при звуках барабанного боя, труб и флейт процессия его приверженцев с шумом проходила по городу и останавливалась в наиболее людных местах - на площадях, перекрёстках, в скверах и т. д. Там пелись гимны, произносились проповеди и молитвы. Затем в сопровождении того же оркестра всё шумное сборище направлялось в зал, арендованный для проповедей и там действо продолжалось в том же ключе. Проповеди заключались энергичными призывами к покаянию и присоединению к числу приверженцев Бута. После многих лет странствий, Бут вернулся в Лондон, где сосредоточил свою деятельность главным образом в самых бедных и грязных кварталах Ист-Энда.
Начало организации "Армии спасения" относится к 1865 году. В разных частях Лондона образовались группы под названием: "East London Christian Revival Society", затем "East London Christian Mission". В 1870 г. они стали называться просто "Christian Mission". С 1878 г. общество получило название "Salvation Army" и было организовано по военному образцу. Бут созвал своих единомышленников на "военный конгресс" на котором дал им инструкции, составленные на основе ряда руководств британской армии. Они получили название "Orders and Regulations for the Salvation Army". Согласно этим правилам, члены "Армии спасения" (салютисты) объединяются в "корпуса" или "станции", которыми командует капитан при помощи лейтенантов, сержантов и капралов. Несколько корпусов составляют "секции", "дивизии" и т. д., во главе их стоят майоры и полковники. В каждом отдельном государстве над всеми стоит "главный командир".
Члены "Армии спасения" имеют особую форму, которая состоит из кепи, кителя и брюк тёмно-синего цвета с красными кантами и красного жилета со значками соответственно званию (на воротнике – у офицеров, на рукаве – у рядовых). Женщины могут занимать все офицерские посты и у них также есть особая форма: синяя юбка, кофта и широкая коричневая шляпа, украшенная лентой с надписью: "Армии спасения".
Каждый корпус имеет своё знамя, свой номер, свою музыку и место для собраний, называемое "казармой". Сам Бут провозгласил себя "генералом армии" и при жизни пользовался непререкаемой властью среди своих подчинённых.
Вступающие в "армию" рядовыми, могут продолжать заниматься своими обычными занятиями, но должны в меру сил помогать "армии" в её деятельности. Они обязаны присутствовать на собраниях, распространять литературу, должны отказаться от безнравственных разговоров, безнравственного чтения, светских удовольствий. Офицеры полностью посвящают себя служению интересам "армии" и получают жалованье. Они обязаны постоянно пропагандировать идеи Бута, еженедельно устраивать митинги, ежедневно посвящать несколько часов посещениям на дому, помогать бедным и больным, собирать пожертвования и т. д.
Предписывается не пренебрегать никакими средствами для привлечения внимания публики – рекомендуются разного рода представления, а также завоевание покровительства влиятельных лиц. В "армии" существует система наград, отличий и повышений по службе.
"Армия спасения" выпускает ряд периодических изданий, которые частично продаются, а частично раздаются бесплатно. Наиболее известные из них "War Cry", "The little Soldier" (для детей) "En Avant" (во Франции) "Jongi Pokar" (в Индии), "Strids Rapet" (в Швеции).
Перу самого Бута принадлежит ряд брошюр: "Salvation Soldiery", "Training of Children", "Letters to Soldiers", "Holy Living" и др. Его жена также стала автором серии брошюр: "Practical Religion. Agressive Christianity", "Godlessness, Life and Death", "The Salvation Army in relation to Church and State" и др. В распространении идей Буту также активно помогали его дети. Энергичной деятельницей, унаследовавшей энтузиазм родителей была старшая дочь Кэтрин, которая уже с ранней молодости вела пропаганду в людных центрах Англии, а затем во главе особой экспедиции в Европе: во Франции, Швейцарии и Бельгии. Не менее видным деятелем был старший сын Бута, Брамуэлл, начавший проповедь в 15 лет и в последствии назначенный начальником генерального штаба "Армии спасения". Другой сын Бута, Баллингтон учредил в Северной Америке в 1896 г. автономную секцию "Армии спасения" под названием "Volunteers of America". С точки зрения вероучения, "Армия спасения" является протестантской деноминацией. Сколько-нибудь своеобразной доктрины она не имеет. Первоначально главной задачей "армии" было спасение как можно большего числа душ, для чего от новообращённых требуется покаяние, молитва, отречение от греховной жизни и посвящение себя заботам о бедных и деятельности на пользу "армии". Необходимо также подчинение дисциплине и вера в божественное происхождение "Армии спасения". Для спасения низших слоев общества, по мысли Бута, необходимо и повышение их материального благосостояния, что поможет им избежать порока. Для этого "Армия спасения" создало целую сеть благотворительных учреждений. Уже в конце 1890 г. организация имела только в Лондоне 5 дешевых ночлежных домов, несколько столовых, больницу для пьяниц, ясли для детей бедняков и 33 приюта для бывших проституток. В 1889 г. во время большой стачки портовых рабочих "Армия спасения" устроила множество народных кухонь с очень дешёвой пищей.
В 1890 г. Бут в книге "In darkest England and the way out" предложил план систематической помощи малоимущим. В первой части книги он описывает ужасные условия жизни, в которых прозябала беднейшая часть населения Англии в конце XIX века. Во второй части – предлагает план устройства сети учреждений для привлечения социальных низов к честной трудовой жизни. Бут выступает против революционных идей и не доверяет медлительным реформам исходящим от правительства. Он разработал идею создания трех типов "колоний": городских, сельских и заморских. Под городскими понимаются приюты, столовые и мастерские, где людям предоставляется возможность честно трудиться, внимая одновременно духовным проповедям. Самых трудолюбивых и честных вывозят загород в сельские колонии, где они вырываются из порочной обстановки больших городов и на лоне природы сочетают земледельческий труд с благочестивыми размышлениями. Затем колонистам предоставляется право выбора: остаться или отправиться в заморские колонии, где они вдали от пороков цивилизации могли бы жить и трудиться на кооперативных началах. Для этой цели Бут предполагал приобрести участки в малонаселенных районах Африки, Канады и Австралии.
Кроме этого Бут предлагал создать целый ряд учреждений: приюты для падших женщин, больницы для излечения алкоголизма, организация помощи бывшим заключённым, юридические консультации для бедных, биржи труда, кассы взаимопомощи, брачные конторы, дневные приюты, ясли и школы для брошенных детей, подвижные госпитали, институт сестёр милосердия для городских трущоб (Sisters of Slum) и др. Причем, по мысли Бута большинство этих учреждений должно было окупаться. Книга имела большой успех. Она была издана в ноябре 1890 г., а к маю 1891 г. уже разошлась тиражом в 140 000 экземпляров и переводилась на многие европейские языки, в том числе и на русский. Бут получил поддержку многих влиятельных людей в Англии. Он без труда собрал сумму, необходимую для реализации большинства своих идей.
С 1880 г. началась активная пропаганда идей "Армии спасения" за пределами Англии. Наибольшего успеха удалось добиться в США и Австралии. В Европе "Армия спасения" получила широкое распространение в основном в протестантских странах: Германии и Швеции, а также на Юге Франции. В России "Армия спасения" появилась в 1911 г.
Штаб-квартира "Армии спасения" находится в Лондоне.