25 ноября
Св. Екатерина Александрийская, дева и мученица

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

НИТИРЭНИЗМ

Течение в японском буддизме

Основатель

Основателем течения является японский религиозный реформатор и философ Нитирэн (Ничирэн) Дайшонин (1222 – 1282).

О его происхождении известно крайне мало. Сам Нитирэн утверждал, что его родители принадлежали к низшим слоям японского общества (сэммин), и что его отец был простым рыбаком. В то же время, последователи Нитирэна периода Муромати приписывали ему аристократическое происхождение. Согласно составленным жизнеописаниям, отец Нитирэна был выходцем из военного сословия, а мать принадлежала к роду Киёвара. В общем, все источники сходятся на том, что Нитирэн был сыном человека, имевшего отношение к рыбной ловле, и, как считаeт большинство российских ученых, он, скорее всего, происходил из семьи управляющего приморской деревни Коминато в провинции Ава. Согласно японским источникам, отца Нитирэна звали Микуни но тайё, а мать – Умэгикунё. (По данным А. М. Кабанова, имя отца Нитирэна было Нукин).

В детстве будущего религиозного деятеля звали Дзэнничи маро. Имя Нитирэн появляется позднее, оно означает "солнце-лотос" (солнце как синтоистский символ света и жизни, лотос – буддийский символ чистоты и совершенства).

Учение

Нитирэн считал, что все учение буддизма сосредоточено в Сутре лотоса (Саддхармапундарика сутра). Он посвятил свою жизнь пропаганде Сутры лотоса и созданию ее культа. При этом Нитирэн утверждал, что для достижения спасения или приобретения благ знание текста и понимание философского содержания "Сутры лотоса" не обязательно, достаточно ее восхваления. А поскольку суть сутры заключена в самом ее названии, то весь ритуал сводился к многократному повторению фразы "Наму мёхо рэнгэ кё" ("О Сутра лотоса благого закона"). Заключенная в этой фразе сила помогает человеку открыть и реализовать в себе потенциального будду.

Согласно Нитирэну, существует "три тайных закона", являющихся путем достижения всеобщей гармонии:

1-й закон – "истинное почитаемое" (хондзон) – графическое изображение пяти знаков мё-хо-рэн-гэ-кё, иероглифов, которыми записывается "Сутра лотоcа";

2-й закон – место почитания хондзона (кайдан) – место обращения и монахов, и мирян в суть "истинного Закона". (Примечательно, что Нитирэн не делал различия между своими учениками – монахами и мирянами. Те и другие были в равной степени призваны стать распространителями его учения).

3-й закон – "истинная молитва" (хоммон но даймоку) и медитативная практика.

Нитирэн был ревнителем "чистоты буддизма". Одной из важнейших в его учении является концепция сякубуку ("сокрушение заблуждений"). В частности, причину неспособности правителей справиться с тяжелой ситуацией в стране Нитирэн приписывал их приверженности "еретическим учениям" других школ. Нитирэн считал, что так как от морали и религиозных взглядов правителей зависят судьбы народов, то построение идеального общества следует начать с обращения правителей в "истинную веру". Впоследствии этот принцип получил название обуцу мёго ("благое единение правителя и Будды"), и из него родилась идея единства религии и политики (сэйкё итти). Объявление государства, наряду с отдельной личностью, объектом религиозного спасения стало одной из особенностей нитирэн-буддизма, оказавшей огромное влияние на характер развития последующих необуддийских течений.

Несмотря на призыв Нитирэна к очищению буддизма, само его учение, по мнению исследователей, обладает "в высшей степени синкретическим характером", включая в себя заимствования из учений не только предшествовавших ему буддийских школ, но и частично синтоизма. Так верховная богиня синтоизма Аматэрасу была, по мнению Нитирэна, воплощением Абсолютного Будды. (Сам Нитирэн считал себя бодхисаттвой Дзогё, позднее он был отождествлен организацией "Нитирэн-сёсю" со вселенским Буддой).

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)