19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ДЖАЙНИЗМ

Религия
Политеистическая, национальная
Одна из традиционных религий Индии

Название и символика

Название этой религии (на санскрите джайна-дхарма) происходит от одного из имен (титулов) ее основателя – Джины Махавиры. Последователей джайнизма называют джайнами.

Символами джайнизма (аштамангала – "восемь благих эмблем") являются: вардхамана, свастика, лабиринт (надьяварта), завиток волос (шриватса), трон (бхадрасана), сосуд для воды (калаша), зеркало (дарпана) и знак "две рыбы" (матсья-югма). В качестве символа религии джайнов также используется священное колесо (сиддха-чакра).

История возникновения и развития

Джайнизм возник приблизительно в V в. до Р. Х. в шраманский период индийской цивилизации на северо-востоке Индии (Магадха, совр. Бихар).

Основатель джайнизма Вардхамана (досл. "процветающий") Джнятрипутра, называемый также Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"), был старшим современником Будды. Он родился 30 марта 599 или 540 г. до Р. Х. Вардхамана был сыном Сиддхартхи (другие имена – Шреямса и Яшашви), правителя государства Вадджи в племени личчхавов, владевшего их столицей Вайшали. Мать Вардхаманы звали Тришала (также Видехадатта или Приякарни). По джайнскому преданию, уже в утробе матери Вардхамана начал практиковать принцип ахимсы ("ненанесения вреда"), стараясь не двигаться, чтобы не причинять боль своей матери. Вардхамана получил блестящее образование, подобающее царевичу, считается, что он проявлял особые способности, а также невероятную смелость. Позднее он женился на дочери царя Калинги царевне Яшоде (Яшодхаре), и у него родилась дочь.

После кончины родителей Вардхамана испросил у старшего брата разрешение уйти из мира и в возрасте 30-и лет начал аскетические странствования, отдав даже свои волосы богу Индре. Двенадцать лет он вел суровую жизнь аскета. Спустя шесть лет Вардхамана присоединился к будущему лидеру философской школы адживиков Маккхали Госале (еще через шесть лет Вардхамана разошелся с ним).

Как и его родители, Вардхамана следовал предписаниям "ордена" Паршвы. (Паршва или Натха считается в джайнизме 23-м тиртханкаром, предшественником Джины, жившим примерно за 250 лет до него). От членов ордена требовалось соблюдение четырех основных обетов: не вредить (ахимса), не присваивать чужого, хранить целомудрие и воздерживаться от лжи. Однако Вардхамана реформировал орден. К обетам Паршвы он добавил отказ от одежды, бодрствование, суровые посты и длительные медитации.

В 557 г. до Р. Х. на десятый день луны месяца вайсакх (май – июнь), в местечке Амбхигриям у дерева на берегу речки Риджупалика Вардхамана достиг всеведения (кевала-джняна). По учению джайнов, оно "бесконечно, превосходно, не имеет препятствий и полно...". Он также узрел все состояния всех живых существ в мире – что они думали, говорили и делали в каждый момент своего бытия. Именно с этого времени он стал Джиной – победителем своей кармы.

На следующий день после обретения "всеведения" Джина дошел до селения Модхьям Пава и остановился в саду, где 11 жрецов собирались совершить жертвоприношение. Джина объяснил им бессмысленность жертв и ритуалов, и они стали его первыми учениками – ганадхарами. Наиболее знаменитыми из них были Индрабхути и Судхарма, а также ученица Чанданабала, возглавившая впоследствии джайнских монахинь.

Последние два года своей жизни Махавира усердно постился и проповедовал свое учение. Он скончался (по учению джайнов, "ушел в нирвану") в возрасте 72 лет в 527 или 468 году до Р. Х. Это произошло за полтора часа до рассвета в городке Пава (близ совр. Патны) недалеко от берега Ганга. Хранителем учения Махавира оставил Индрабхути.

На четырнадцатый год после достижения Махавирой "всеведения" среди его последователей произошел раскол: его зять Джамали подверг критике его учение и увел с собой 500 монахов.

Джайнизм достаточно быстро распространился. Еще при жизни Джины общину его учеников поддерживали некоторые восточногангские правители. Вскоре к учению джайнов примкнули многие аристократы и даже царь Магадхи Бимбисара.

Первые датированные сведения о джайнах относятся к эпохе Маурьев. Они содержатся в наскальных надписях царя Ашоки (III в. до Р. Х.). Возможно, приверженцами джайнизма были Чандрагупта и внук Ашоки Сампрати.

В III в. до Р. Х. состоялся первый джайнский собор (в Паталипутре), посвященный хранению и передаче авторитетных текстов. В это же время часть групп отделилась от общины и последовала на юг за мудрецом Бхадрабаху.

В первые века по Р. Х. джайны стали активно переселяться на юг Индии (возможно, причиной этого был голод). Именно в это время единая община стала распадаться на два направления. Оставшиеся на севере стали называться шветамбары, а те, кто отправился на юг – дигамбары. Каждое из течений настаивало на том, что именно оно является аутентичным наследником Джины и ганадхаров.

Джайнизм стал весьма популярен на юге Индии – в Карнатаке и Тамилнаде. Здесь он пользовался поддержкой многих царствующих династий: Сатаваханов (до III в. по Р. Х.), Кадамба (IV – VI вв.), Чалукьев (VI – VIII вв.), Паллавов (V – IX вв.). В V в. на юге джайнизм стал доминирующей религией. Его идеологическим центром стала т. н. "сангха Ваччхирананды", созданная в 470 году в г. Мадураи.

С VI – VII вв. под влиянием индуизма в джайнизме начинается активное строительство храмов. Архитектурные памятники свидетельствуют о значительном распространении джайнизма также в Гуджарате и в Центральной Индии. Один из наиболее известных храмовых комплексов находится на горе Абу на юго-западе Раджастхана.

Хотя в Х – XII вв. индуисты серьезно потеснили джайнов в южных регионах, джайнизм продолжал удерживать здесь свои позиции. С XIII в. южноиндийский джайнизм стал клониться к упадку, к концу XVI в. джайнская община на юге заметно ослабла. Однако, в отличие от буддизма, джайнизм не исчез и после мусульманского вторжения и позднее нашел способы адаптации к правлению Великих Моголов.

Священные тексты

Джайнизм не признает святости и безоговорочного авторитета Вед. В то же время джайны создали значительную по объему собственную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая, помимо канонических текстов и комментариев к ним, включает трактаты по логике и эпистемологии, политике и праву, грамматике и поэтике, а также эпическую и дидактическую поэзию и гимнографию.

Священные тексты джайнизма называются Агама или Сиддханта. Считается, что первые последователи Джины Махавиры сохранили его учение в устном предании в виде 14 разделов, называемых пувва ("первые"). Впоследствии каждый из 11 ганадхаров составил по одной анге ("часть") – книге поучений. Они образуют ядро джайнского канона. В 12-ю книгу были включены 14 разделов, но она утрачена.

В I – II вв. Умасвати кодифицировал как собственно религиозное, так и философское наследие всего джайнизма в Таттвартхадхигама-сутре. Главная часть канона была утверждена на соборе в Паталипутре в III в до Р. Х. Окончательная кодификация канона произошла только в V в. на соборе шветамбаров в Валабхи (Гуджарат), т. е. через девять веков после смерти Джины Махавиры.

Как и буддийский канон, джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой передачи. Основные вехи этой передачи связаны с первыми последователями основателя учения, затем с деятельностью первых кодификаторов устного собрания текстов на соборе в Паталипутре, с хранением и передачей текстов монахами-рецитаторами (вачака), о которых свидетельст вуют надписи первых веков новой эры и, наконец, с письменной фиксацией текстов на джайнском пракрите.

Дигамбары этого канона не признают, считая, что первоначальный священный текст утерян. У них есть собственные авторитетные тексты более позднего происхождения.

Вероучение и мифология

Джайнизм, как и буддизм, стал альтернативой традиционному брахманизму с его окостенелым ритуализмом. В противовес распространенному в его время фатализму Джина предлагал практическую "философию действия" – путь освобождения от колеса перерождений через суровую аскезу и ненасилие. Согласно вере джайнов, человеку лучше получить ранение или даже принять смерть, нежели самому причинить насилие.

Богословие в европейском понимании в джайнизме практически отсутствует. Джайнизм утверждает: нет необходимости говорить о Создателе или Первопричине мира, т. к. Вселенная вечно существовала и вечно будет существовать. Символом вечного круговорота бытия является калачакра – "колесо времени". Бесконечные изменения мира естественны и не связаны с вмешательством каких-либо божественных сил. Вселенная проходит чередующиеся восходящие и нисходящие циклы развития, время совершения которых неисчислимо. Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху.

В каждом цикле в мир приходят тиртханкары – своеобразные духовные проводники, способные указать путь к выходу из цепи перерождений. Всего в цикле их 24: Ришабха, Аджита, Самбхава, Абхинандана, Сумати, Падмапрабха, Супаршва, Чандрапрабха, Сувидхи (Пушпаданта), Шитала, Шреямса, Васупуджья, Вимала, Ананта, Дхарма, Шанти, Кунтху, Ара, Мали (по учению шветамбаров, – единственная тиртханкар-женщина), Мунисуврата, Неми, Ариштанеми, Паршва и Махавира. В каждом цикле бывает 63 великих личности (шалака-пуруша), в их число входят тиртханкары, 12 всемирных императоров (чакравартинов) и 9 триад героев – баладэв, васудэв и пративасудэв.

В восходящие периоды (утсарпини) люди увеличиваются в размерах, возрастает продолжительность их жизни, нет необходимости в законах и собственности, т. к. все потребности удовлетворяются. В периоды упадка (авасарпини), напротив, уменьшаются размеры людей и их силы, деградирует нравственность, и человек становится безвольным существом.

Сейчас, по учению джайнов, человечество живет в эпоху упадка, и последний из 24-х тиртханкаров (им считается Джина Махавира) уже приходил.

Джайнская космология утверждает, что Вселенная делится на мир и бесконечно большой не-мир, не доступный восприятию и проникновению, в котором нет ничего, кроме пространства. Мир отделен от не-мира трехслойной бездной из густой воды, густого ветра и тонкого ветра. При этом мир по форме состоит из трех усеченных конусов, из которых верхний и средний сложены основаниями, а нижний и средний соединяются вершинами. Нижний конус – Аддхалока, верхний – Урдхвалока, средний – Мадхьялока. Есть также неканоническое представление, по которому мир имеет форму человеческого тела (Лока-пуруша).

Каждый из миров-конусов в свою очередь состоит из слоев: нижний – из семи, верхний – из десяти (у дигамбаров – из одиннадцати) слоев и 62-х (у дигамбаров – 63-х) подслоев.

В центре среднего мира лежит круглый континент Джамбудвипа, вокруг которого концентрическими кругами расположены другие бесчисленные океаны и континенты. Крайний континент и океан называются Сваямбхурамана. Посреди Джамбудвипы находится мировая гора Мандара или Меру, являющаяся центром мира. У ее основания и по склонам располагаются райские рощи Бхадрашила, Нандана и Сауманаса, в каждой из которых есть по четыре храма, ориентированных по сторонам света, и по четыре священных лотосовых пруда. В Нандане и Сауманасе среди прудов стоят дворцы, принадлежащие божествам Шакре и Ишане. Джамбудвипа разделена шестью горными цепями на семь земель, а по окружности материка возвышается алмазная стена и решетка из драгоценных камней.

Обитатели мира делятся на растения, низших животных, высших животных, людей, жителей ада, божеств и сиддхов (джив, достигших освобождения). Сиддхи не сливаются с Абсолютом, но сохраняют свою индивидуальность. Они живут в имеющей форму диска Сиддхакшетре над небесами верхнего мира.

В джайнизме имеются многочисленные списки и классификации божеств и духов. Общее число богов не поддается счету. Согласно мифологии джайнов, в среднем мире у каждой местности, горы, водоема или дерева есть свое божество. Как правило, в текстах об этих божествах не сообщается ничего, кроме имен, обычно совпадающих с названием предмета, в котором они обитают.

Кроме того, выделяется 4 класса божеств, обитающих в нижнем и верхнем мирах:

  1. Бхаванавасины, живущие в Ратнапрабхе – верхнем слое нижнего мира;
  2. Вьянтара или ванамантара, живущие в слое, отделяющем Ратнапрабху от среднего мира;
  3. Джйотишка – божества светил, обитающие в пространстве между землей и верхним миром;
  4. Вайманика – небесные божества, живущие во дворцах (виманах) верхнего мира.

Боги каждого класса отличаются продолжительностью жизни, частотой дыхания и принятия пищи, размерами тела, способностью трансформации и т. п. Каждый класс делится на подклассы и районы обитания (северные и южные). Правитель каждого подкласса богов носит титул ндры. Индры имеют жен, советников, слуг, войска и военачальников, часто воюют друг с другом.

Обитатели адов – нарака населяют земли нижнего мира. Всего насчитывается 8 400 000 горячих и холодных адов. Ады описываются как ямы, где живут, непрестанно мучая друг друга, бесполые дурно пахнущие существа, похожие на черных ощипанных птиц.

Этика

Согласно Махавире, рождаясь, человек оказывается в ситуации полного одиночества перед лицом и жизни, и смерти. Идеал Махавиры – аскет и мудрец, устранившийся от мира, предвидящий кармические последствия своих действий и способный полностью контролировать их.

Цель человеческой жизни состоит в стремлении к "трем драгоценностям" (триратна):

  1. Правильным воззрениям (самьягдаршана);
  2. Правильному познанию (самьягджняна);
  3. Правильному поведению (самьягчарита).

1. Под правильными воззрениями подразумевается джайнское представление о мире.

Джайнизм признает существование бесчисленных вечных духовных существ – джив, которые способны самостоятельно действовать и познавать себя. Джива имеет тело (шарира) и ауру (лешья).

Кроме того, существует неживая природа – аджива. Она атомистична, встречается в различных комбинациях и отношениях и не осознает себя. Существует пять типов адживы: пространство (акаша), условия движения (дхарма), условия покоя (адхарма), материя или вещество (пудгала) и время (кала).

Дживы взаимодействуют с кармической материей, в результате чего обретают тела и рождаются в мир в виде живых существ, попадая в круговорот рождений и смертей (сансара). Их целью является полное освобождение от уз материального мира – мокша.

В каждом материальном объекте есть, по крайней мере, одна аджива, в растениях – две, в животных – три и более. Разрешается употреблять в пищу только то, что содержит не более двух аджив: молоко, фрукты, воду, орехи и овощи. Есть пищу, содержащую три адживы категорически запрещается.

2. Правильное познание. включает средства познания (прамана) и методы (найя). Особую роль в джайнской теории познания играет доктрина "неодносторонности" (анэкантавада), утверждающая, что всякое высказывание об объекте познания условно и неполно, поэтому лучший метод – метод возможного. Утверждение А есть Б не исключает возможности того, что А не есть Б, поскольку каждую вещь мож но рассматривать с разных точек зрения. Всего их 350.

3. Правильное поведение предполагает подвижничество и самодисциплину. Подвижничество позволяет преодолеть карму, а самодисциплина предотвращает приток нового "кармического вещества". Выйти из колеса перерождений могут только подвижники-аскеты.

И миряне, и монахи начинают с выполнения пяти "великих обетов" (махаврата), называемых также ану-врата: воздержания от нанесения вреда любым живым существам (ахимса), правдивости (сатья), неприсвоения чужого (астея), целомудрия (брахмачарья) и отказа от суетных привязанностей (апариграха).

Есть также восемь дополнительных обетов (шила-врата). Пять из них носят название "дисциплинарных" (шикша-врата).

Джайнам запрещается заниматься сельским хозяйством (т. к. это связано с уничтожением растений и убийством мелких животных и насекомых, живущих в земле). Необходимо процеживать воду и носить специальную повязку, чтобы случайно не проглотить летящее насекомое). Прежде джайны также носили с собой специальные метелки, чтобы подметать перед собой дорогу, а в ночное время вообще не выходили из дому.

Нарушение обетов и "правильного воззрения" называется в джайнизме атичара.

Чтобы еще дальше продвинуться по пути самосовершенствования, миряне могут совершать паломничества, заниматься медитацией, соблюдать дважды в месяц посты и приносить покаяние (хотя бы в сезон дождей).

Джайнизм – одна из самых аскетических религий. К любым чувственным удовольствиям джайны относятся как к греху. Культивируется безразличие как к удовольствию, так и к боли. Идеальным завершением жизни джайна (особенно аскета) считается смерть от голода в результате поста (саллекхана).

Культ

В джайнизме выделяется три вида ритуальных действий:

  1. Ритуалы мирян;
  2. Ритуалы монахов и аскетов;
  3. Храмовые ритуалы.

1. Миряне должны дважды в день утром и вечером читать парамештха-мантры и соблюдать шесть повседневных обязанностей (авашьяка):

  • Полное соблюдение основных обетов в течение 48 минут (самайика). Это время проводится в медитации или чтении священных текстов;
  • Восхваление тиртханкаров;
  • Почитание аскетов и учителей (вандана);
  • Покаяние за совершенные проступки;
  • Отказ от намерений совершать вредные действия;
  • Временное "отречение от тела".

Кроме того, в память о сожжении тела Ришабхи трижды в день (утром, днем и вечером) совершается обряд жертвоприношения огня.

Существуют и обряды "жизненного цикла", т. н. "пятнадцать священных действий". С зачатием и рождением связан обряд очищения – гарбхадхана. Затем совершается обряд пумвасана, обеспечивающий ребенку легкое рождение и счастливую жизнь. Во время родов семикратно призывают богиню Амбики. На третий день наставник (гуру) совершает обряд поклонения солнцу, вечером – луне. На шестой день в доме совершается ритуал почитания "восьми матерей" – богинь-защитниц: Брахмани, Махешвари, Каумари, Вайшнави, Варахи, Индрани, Чамунды и Трипуры.

Обряд наречения имени – намакарана связан с составлением гороскопа ребенка. Наставник называет имя ребенка старейшей женщине в семье, затем процессия направляется в храм, где совершается поклонение тиртханкарам. Здесь старейшая женщина торжественно произносит имя перед изображением Джины.

Начало обучения мальчиков сопровождается обрядом упанаяна. В возрасте пяти лет ребенок посвящается в тайны священного алфавита. От учителя ученики получают пояс и священный шнур (яджнопавита). После окончания обучения (обычно в возрасте 16 лет) проводится ритуал подношения пищи гуру.

Вступление в брак также окружено сложным ритуалом. Время свадьбы определяется астрологом. Затем в домах родителей жениха и невесты проводится обряд поклонения богиням-матерям: Шаштхи, Ганапати, Кандарпе и Кулакаре. Во время свадьбы совершаются обряды "призывания счастья", подношения молока и риса и т. п. Затем жениха и невесту несколько раз обводят вокруг священного огня.

Следующим в череде обрядов жизненного цикла является ритуал принятия временных обетов благочестия: врата и пратима. Обеты врата связаны с отвержением всего злого и принятием благочествивого образа жизни, а 11 обетов пратима вводят мирянина в сферу аскетической практики.

Последний ритуал связан с окончанием жизни благочестивого мирянина. Он длится несколько дней. Рядом с умирающим постоянно находится гуру, читающий мантры и молитвы. Перед смертью джайны передают пожертвования для храма, монастырей, аскетов и нищих. Затем они укрепляются в следовании заповедям джайнской религии и направляют свои мысли к пяти высшим божествам (Парамештхи). После смерти следует кремация. Траур соблюдается в течение десяти дней. В это время близкие умершего посещают храм, где поклоняются образу Джины, и монастырь, где им читают проповедь о бренности всего земного.

Несмотря на то, что в обрядах жизненного цикла постоянно встречается обращение к тем или иным божествам, джайны считают, что почитание богов не имеет большого значения для выхода из колеса перерождений. Этому, главным образом, способствует почитание тиртханкаров.

Из культовых практик джайнизма примечательна публичная исповедь (прати-крамана), во время которой, по верованиям джайнов, происходит духовное очищение.

2. Обряды монахов и аскетов разделяются на повседневные и специальные. Повседневные исполняются всеми без исключения монахами. В четыре часа утра монахи читают парамештхи-мантру, затем совершают процедуру ритуального очищения, медитируют, читают или переписывают священные тексты. Обычно в 10 часов утра монахи выходят на сбор милостыни. После возвращения в монастырь делается своеобразное "испытание совести" – обдумываются все прегрешения, которые монах мог совершить, собирая подаяние. Затем следует покаяние и обряд очищения. Пища принимается до захода солнца. В конце дня совершается медитация и снова читается парамештхи-мантра.

Специальные ритуалы связаны с посвящением в монашество, ученичеством и испытанием. Всего существует три этапа посвящения: брахмачарья, через три года – кшуллака (эта ступень связана с обрядом дикша, содержащим "пять отвержений" зла, и получением новых мантр). Затем, еще через три года – самайика-чаритра. Только на последнем этапе решается вопрос о том, останется ли человек монахом или вернется в мир в качестве домохозяина. Окончательное получение монашеского сана связано с обрядом правраджья, который совершается в специально выбранный астрологом день в чистом уединенном месте, на котором растет "благое дерево" или перед домом гуру. Здесь возводится алтарь, читаются гимны. Затем посвящаемому обривают голову, он получает новую одежду и новое имя. В прежние времена джайнские монахи вырывали себе руками все волосы на голове и на лице (обряд назывался кешалунчана). Затем новый монах (садху) совершает обряд поклонения своему гуру и монашеской общине.

Особые ритуалы связаны с посвящением монаха в звание чтеца (вачана), учителя (упадхьяя) и мастера (ачарья). Самым торжественным является обряд посвящения в ачарьи.

Смерть монаха также сопровождается специальными ритуалами. Траур длится 10 дней.

3. Храмовая служба начинается в 6.30 утра, когда служитель (пуджари) после омовения открывает храм. При этом он произносит слово "ниссахи" – формулу, которая означает, что он оставил все мирское. Затем пуджари окрашивает специальной пастой идол тиртханкара, совершает жертвоприношение перед изображением свастики и поклонение всем тиртханкарам. Далее, приняв специальную позу йогамудрасана, он читает гимны и мантры. После этого пуджари звонит в колокол и произносит формулу "ависсахи", означающую его возвращение в мир. На э том служ ба заканчивается. В некоторых школах джайнизма в открытом почитании тиртханкаров могут участвовать миряне.

Особые ритуалы связаны с созданием идолов Джины (ратиштха). Обряд предваряется очищением места, где будет создаваться изображение, астролог выбирает благоприятное время. После завершения работы идол обмывают и с торжественной процессией вносят в храм. Затем устраивается ритуальная трапеза для духов и божеств – церемония разбрасывания печенья (бхутабали). После этого читаются мантры и совершается поклонение благим божествам. Идол обмывают, затем всем божествам, находящимся в храме подносят питье и гирлянды цветов. В особых случаях вывешиваются флаги со священными символами (существует множество типов таких флагов для каждого из тиртханкаров и других божеств. Обряд длится 8 дней. Подобные же церемонии проводятся при обновлении идола.

Раз в году проходит специальная храмовая процессия – ратхаятра, в память о процессии мирового царя Махападмы, главного покровителя джайнизма.

Праздники

Главный священный праздник джайнов – Парьюшана отмечается, согласно предписанию Джины Махавиры, в сезон дождей. Он начинается с поста. Затем миряне принимают обеты и живут как монахи, проводя целые дни в медитации и молитве в монастыре или в уединении.

30 марта в честь годовщины со дня рождения Джины Махавиры отмечается праздник Махавир джаянти.

В октябре – ноябре празднуется общий с индуистами праздник Дивали. Джайны в этот день зажигают огни в память о нирване Махавиры. В храмы приносят сладости, совершается особое паломничество в Паву.

В пятый день осеннего месяца карттика (ноябрь – декабрь) отмечается праздник праведного знания Джняна-панчами. В этот день поклоняются священным текстам и проводят обряд очищения книг от пыли и насекомых.

Дважды в год, весной и осенью джайны в течение девяти празднуется Сиддха-чакра-пуджа – праздник всех святых. В эти дни в храмах почитают священное колесо сиддха-чакру. Каждый день его омывают в пруду.

В праздники джайны не устраивают народных гуляний или танцев, поскольку веселье считается не подобающим суровой реальности жизни. Праздники джайны проводят в постах и молитвах, отправляются в паломничества к святыням.

Духовенство

Наибольшим авторитетом у джайнов пользуются монахи и аскеты. К монахам как правило обращаются за совершением необходимых ритуалов. Однако у части джайнских общин сохранилась кастовая система, поэтому у них существуют жрецы-брахманы, совершающие богослужебные обряды в храмах и частных домах.

Специальные храмовые служители называются пуджари.

Ответственность за джайнские общины несут упадхьяи – знатоки авторитетных текстов и ачарьи – духовные наставники.

Организационная структура

Сам Махавира заложил основы четырехчастной структуры джайнской общины: монахи, монахини, миряне и мирянки. Общины делились на группы, возглавляемые руководителями – ганадхарами. Махавира составил "уставы", а также правила "исповеди" для каждой из перечисленных категорий своих последователей.

Распространение

Джайнизм зародился в Восточной Индии оттуда широко распространился по всей стране. Со временем центром джайнизма стала Западная Индия, в частности, штат Гуджарат. В современной Индии всего около 3 млн. джайнов (0,5 % населения). Несмотря на весьма небольшую численность, джайны имеют значительное влияние в индийском обществе, т. к. они традиционно занимались торгово-ростовщической деятельностью и сегодня занимают ключевые позиции в экономике.

Литература

  1. "Словарь: индуизм, джайнизм, сикхизм" Издательство "Республика", М., 1996.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)