21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

СЕКТА ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ САТЬЯ САИ БАБЫ

Секта
Восточная, на основе индуизма

I. Основные данные

1. Основатель: Сатья Нараяна Раджу, более известный как Сатья Саи Баба. (Род. 1926).

В переводе с санскрита его имя означает "истинные мать и отец". Сатья Саи Баба родился 23 ноября 1926 года в небольшой деревушке Путтапарти на юге Индии (штат Андхра Прадеш). Он был четвертым ребенком Педда Раджу и его жены Ишвараммы.

Приверженцы учения Сатья Саи утверждают, что уже детство Саи Бабы было полно чудес. Еще во время беременности его мать замечала, как в такт движениям ребенка внезапно начинали звучать музыкальные инструменты, а в постели новорожденного родители однажды нашли кобру – ядовитая змея извивалась, но так и не притронулась к ребенку. Для последователей индуизма такие свидетельства однозначно указывают на то, что в теле ребенка воплотилось божество. Рассказывают также, что, обучаясь в школе в городе Буккапатнам, он часто материализовывал различные предметы: пищу и одежду, ластики, карандаши, конфеты.

В возрасте 14-и лет, в 1940 году Сатья Нараяна Раджу прошел через необъяснимый стресс, длившийся около двух месяцев и характеризовавшийся сильными болевыми ощущениями и периодическими потерями сознания. После этой болезни у него якобы возникли парапсихологические возможности: способность к целительству и предсказаниям.

Он покинул школу и заявил, что является воплощением Саи Бабы из Ширди, и его преданные ждут его. Он вышел из дома, пошел в близлежащий сад и воспевал там для группы преданных, собравшихся вокруг него, первый свой бхаджан (гимн, восхваляющий божество). Несмотря на то, что родные, прочившие сыну карьеру государственного служащего, полагали, что в него вселился демон, Сатья Саи привлекал все новых и новых последователей, проповедуя свое учение и совершая "чудеса". Главные "чудеса" Саи Бабы заключаются в том, что он якобы материализует из воздуха различные мелкие предметы от "священного пепла" до золотых лингамов (символ мужского детородного органа). Вследствие этого среди своих последователей Саи Баба считается великим чудотворцем, но специалисты утверждают, что его "чудеса" являются не более чем ловкими фокусами.

Последователи считают Саи Бабу богом. Согласно собственным предсказаниям Саи Бабы, он умрет в 2022 г.

2. Время основания:

1940 г. Первая проповедь Саи Бабы

3. Место основания:

Деревня Путтапарти, штат Андхра Прадеш, Индия

4. Регион распространения:

Учение Сатья Саи Бабы особенно распространено в странах Юго-Восточной Азии, а также в Европе и США. Несмотря на индийское происхождение секты, индийцев среди ее приверженцев довольно мало.

5. Местонахождение руководящего центра:

В Индии находится несколько центров секты:

Ашрам Прашанти Нилайям ("обитель величайшего мира") в штате Андхра Прадеш;
Ашрам Бриндаван, неподалеку от города Бангалор;
Ашрам Кодаи Канал;

6. Организационная структура:

Секта последователей Саи Бабы не имеет четко очерченной организационной структуры; учение Саи Бабы предусматривает равенство всех членов секты, однако известно, что наиболее приближенные к гуру люди составляют особый круг "избранных", посвященных в тайны финансовых операций и "чудес" Саи Бабы. В тех странах, где учение пользуется популярностью, создаются организационные центры, ведущие пропаганду учения, организующие поездки в Индию, конференции, слеты и руководящие деятельностью медицинских и образовательных учреждений. Всего зарегистрировано около 1200 центров в 137 странах мира.

В России:
Санкт-Петербург: "Центр Сатьи Саи", 195426 СПб., а/я 302, ;
Москва: магазин "Путь к себе", м. Белорусская, Ленинградский проспект 10а, фирма "Према".

Молодёжный координатор русскоговорящих стран – Мария Пономарева-Степная Директор молодёжного лагеря, Молодёжный секретарь русскоговорящих стран – Олег Бондаренко.

7. Базовая литература:

1. Книги Сатья Саи Бабы:
Ряд книг представляет собой интерпретацию известных сюжетов древнеиндийской литературы и философии. Сатья Саи демонстрирует истоки своего учения в священных книгах, авторитет которых для последователей индуизма непререкаем.

  • "Бхагавата Вахини" ("Повествование о Славе Господней");
  • "Видья Вахини" ("Поток просветляющего духовного знания");
  • "Гита Вахини" (Толкование философии Бхагавад Гиты);
  • "Джнана Вахини" ("Поток Божественной Мудрости");
  • "Дхарма Вахини" ("О Праведности");
  • "Дхьяна Вахини" ("О Медитации");
  • "Прашноттара Вахини" ("Поток Вопросов и Ответов");
  • "Рамакатха Расавахини" ("Сказание о Господе Раме");
  • "Сатья Саи Вахини" ("Поток Божественной Милости Саи");
  • "Сутра Вахини" (Толкование Брахма-сутр);
  • "Упанишад Вахини" (Толкование 11 известных Упанишад) и др.

Также пользуются популярностью статьи и речи Саи Бабы, письма студентам, юмористические рассказы и притчи, например:

  • "Чинна катха" ("Притчи и истории");
  • "Летние ливни в Бриндаване", 1972 – 1974, 1990 – 2002 (Курс лекций по индийской культуре и духовности);
  • "Сатья Саи говорит", том I – XXVIII (Лекции с 1953 по 1995 гг.);
  • Интервью журналу "Блиц", 1976 г.;
  • Джон С. Хислоп "Беседы с Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой";
  • "Шри Сатья Саи Баба о духовном назначении Организации Сатьи Саи".

2. Индийские и европейские авторы о Сатья Саи Бабе и его учении:

  • Лукас Рели "Послание Саи к тебе и ко мне" (в пяти томах);
  • Шри Саи Сатчарита "Библия о Саи Бабе из Ширди";
  • Н. Кастури "Сатьям Шивам Сундарам";
  • Н. Кастури "Прашанти – Путь к Миру";
  • "История жизни Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы" (в 4-х томах);
  • Г. В. Субба Рао "Саи Ишвара", "Интервью, внутренние горизонты и сокровенные видения", "Поразительные чудеса Сатья Саи" и др.;
  • Виньяк Кришна Гокак "Сошествие Сатья Саи";
  • Филлис Кристал "Обуздание нашего обезьяньего ума", "Воссоединение с энергией любви", "Саи Баба. Наивысший Опыт" и др.;
  • Самюэль Сандвайс "Саи Баба. Святой и... психиатр", "Дух и ум";
  • Лайтсторм "Певчая птичка Саи Бабы", "Золотая революция Саи";
  • Говард Мерфет "Саи Баба – Чудотворец";
  • Марио Маццолени "Священник и Аватар" ("Католический священник встречает Саи Бабу");
  • "Guide to Indian Culture and Spirituality, based on the Divine Teachings of Bhagawan Sri Sathya Sai Baba";
  • "The Power and The Potency of The Gayatri Mantra, as Taught and Expounded by Bhagavan Sri Sathya Sai Baba";
  • "Meditation, as explained by Bhagwan Sri Sathya Sai Baba";
  • "Compassion Come In Human Form": Sai Baba and Jesus Christ;
  • "Official Sources of Information about Sri Sathya Sai Baba".

8. Периодические издания:

Ежемесячный журнал "Саратан Сарати" ("Вечный колесничий"). Издается на нескольких языках. Кроме того, свои журналы выпускают местные последователи Саи Бабы. Например, в Екатеринбурге издаются журналы "Даршан", "Свами" и "Амрита".

9. Другие средства массов ой информации:

Радио "Thought for the Day (As written at ashram today)".

Сайты в Интернете:
www.sathyasai.org – Официальный международный сайт Организации Шри Сатья Саи;
http://www.eaisai.com/baba/ – Саи Даршан;
http://www.srisathyasai.org.in/ – Сайт Прашанти Нилаям;
http://saipages.com/nilayam/ – Prashanthi Nilayam.

На русском языке:
www.saibaba.ru
www.saipress.novoch.ru/ – "Саипресс" Центр Сатья Саи "Атма" г. Новочеркасск;
www.vinnica.ua/~sss/ – "Саиаватар";
www.sathyasai.ru/ – сайт Московской организации;
library.uraic.ru/~swami/ – г. Екатеринбург.

10. Учебные заведения:

Сатья Саи Баба уделяет большое внимание образовательным программам. Он основал несколько высших и средних бесплатных учебных заведений, среди которых самыми известными являются Сатья Саи Институт (основан в 1981 г.), Путтарпати Кампус (для мужчин), Анантапур Кампус (для женщин), Институт Музыки в Путтарпати (основан в 2000 г.), средняя и начальная школа Шри Сатья Саи, Высшая Школа Ишвараммы, старое и новое общежитие для мальчиков, планетарий Шри Сатья Саи, а также Институт Высших Медицинских Наук им. Шри Сатья Саи.

ПРИМЕЧАНИЕ

Для Сатья Саи "цель оправдывает средства". Он, не стыдясь, говорит о том, что и прежние воплощения бога, наделенные меньшей, чем он сам, силой и властью, ради выполнения своей миссии могли жертвовать жизнями "мешавших" им людей. И хотя он утверждает, что нынешний Аватар призван предотвратить ядерную катастрофу, к которой в противном случае неизбежно придет погрязшее во зле человечество, остается неизвестным, к каким мерам он сочтет необходимым прибегнуть, если ощутит препятствие на своем пути.

II. Учение

1. Истоки учения:

индуизм

2. Краткое изложение учения:

Божественность Саи Бабы.

Саи Баба проповедует существование Единого бестелесного бога, который воплощается на земле, когда человечеству грозит опасность. Каждое из воплощений выполняет определенную миссию, а потому наделено разными силами и способностями. Учение о воплощениях (аватарах) бога Вишну является одним из центральных в доктрине ортодоксального индуизма, и Сатья Саи утверждает, что нет никакого различия между появлениями бога в виде Рамы, Кришны или Саи. "Рама пришёл взрастить корни истины и справедливости, затем Кришна лелеял саженцы мира (покоя) и любви. Саи – нынешний Аватар – пришёл наделённым абсолютной космической силой (властью) ради спасения дхармы (справедливости) от анти-дхармы", – провозглашает Саи Баба. Саи также имеет три воплощения: Ширди Саи, Сатья Саи и Према Саи. Предыдущий Аватар, Ширди Баба, прожил жизнь мусульманского святого в деревне Ширди и умер в 1918 году. Своей жизнью и деятельностью Ширди заложил основу индусско-мусульманского единства в Северной Индии, тем самым предрекая объединение всего человечества в единую "касту", и дал людям послание о том, что долг – это работа. Перед смертью он предсказал, что вновь родится спустя 8 лет в качестве Сатья Бабы. Миссия нынешнего Аватара, Сатья Саи, якобы состоит в том, чтобы заставить каждого осознать, что Бог или божественность находится в каждом. Люди должны уважать и любить друг друга и помогать друг другу независимо от цвета кожи или вероисповедания. Таким образом, любая работа может стать поклонением. Сатья Саи Баба заявил, что в возрасте 96 лет (в 2022 году) он покинет свое физическое тело и воплотится вновь через 8 лет в деревне Мандья в Карнатаке, чтобы закрепить шпиль на храме, им построенном, и закончить работу любви. Он будет известен как Према Баба и закончит миссию из цикла трех воплощений. Према Саи, третий Аватар, будет распространять благие ("евангельские") вести о том, что не только Бог пребывает в каждом, но также что каждый – это Бог. Это будет заключительная мудрость, которая позволит каждому мужчине и женщине идти к Богу. Три Аватара несут тройное послание служения, поклонения и мудрости.

Таким образом, Сатья Саи Баба провозглашает себя не пророком или даже посланником бога, а самим богом, и все свои, даже неблаговидные, поступки объясняет проявлением божественной воли и необходимости. Он говорит: "Мое могущество нельзя измерить. Моя истинная природа непостижима, не объяснима словами... Моя воля свершится; мои планы будут претворены в жизнь. Я воплощение Истины, а Истина не сомневается, не страшится, не отступает... Я непостижим, какие бы тщательные обследования и скрупулезные измерения вы ни производили. Только те, кто принял мою любовь и познал эту мою любовь, могут утверждать, что им приоткрылось мое подлинное бытие".

Бог и назначение человека.

Итак, Сатья Саи Баба учит, что основа человеческой природы божественна и что целью жизни является осознание этой божественности и восстановление прямого пути к Богу. Этого можно добиться, ведя моральный образ жизни, бескорыстно служа всем людям, особенно нуждающимся, и развивая в себе любовь и уважение ко всем формам жизни. Бог – это человек минус желание, говорит Саи Баба. Желания не позволяют человеку прямо идти по пути к божественности и, в первую очередь, осознать единство всех людей, принадлежность к одной "касте". Поднять человеческое сознание выше существующего синдрома гнева, ненависти, насилия и войны и спасти мир от беды можно только возрождением братства человечества через Веды, Шастры и все религии с их благой вестью дхармы (справедливости) для освобождения человеческой расы от цепей кармы (цикла рождения и смерти, вызванного прегрешениями в прошлых жизнях). Сатья Саи призывает уважать различия между верами и признавать их действенность до тех пор, пока они не гасят пламя единства. В Ашраме Саи Бабы находятся не только индусские храмы, но и мечеть и христианская церковь, и внимание посетителей неизменно привлекает гора, на которой расположены статуи Ханумана, Кришны, Шивы, Будды, Заратуштры и Христа.

Однако, анализируя проповеди Ветхозаветных пророков, Христа, Будды, Заратуштры и Мухаммеда, Сатья Саи пришел к выводу, что во всех религиях упускается из виду, что Бог – это все формы и все наименования, любые атрибуты и всевозможные характеристики. Подлинная религия – это обобщение всего существенного, что содержится в различных односторонних вероучениях. Он утверждает, что не намерен основывать новую религию, но претендует на то, что его учение универсально и якобы объединяет в себе лучшие достижения всех религий.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

В 1940 году Сатья Нараяна Раджу объявил себя воплощением индийского подвижника Саи Бабы из Ширди. С этого времени вокруг него стали собираться последователи, со временем образовавшие крупную организацию Сатья Саи.

В России приверженцев Саи Бабы всегда было немного, но на волне массового интереса к восточным религиям и медитативным практикам секта постепенно расширялась. Группы последователей Саи Бабы возникли практически во всех крупных городах России, в том числе, в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Волгограде, Хабаровске, Воронеже и др. В 1999 году под городом Ступино Московской области был организован и проведён 1-ый межрегиональный слёт молодёжи Саи русскоговорящих стран.

Принимая во внимание особенности учения и деятельности движения, секта Сатья Саи Бабы в Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Н. В. Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А. С. Куликову (январь 1997 г.) – была отнесена к разряду деструктивных религиозных организаций.

2. Современная деятельность

В храмах на территории ашрамов Саи Бабы проходят молитвенные собрания и совершаются обряды, похожие на ритуалы традиционного индуизма. Статуи божеств омывают водой и кокосовым молоком, подносят им цветы и фрукты, собравшиеся поют гимны (бхаджаны) и погружа ются в медитативное размышление. Но главное, ради чего туда приезжают тысячи последователей, это проходящие два раза в день встречи с самим Саи Бабой, который благословляет собравшихся, отвечает на их вопросы и совершает "чудеса", исцеляя больных и материализуя различные предметы, в том числе вибхути – священный пепел.

"Чудеса" Саи Бабы – это то, что притягивает к нему все новых и новых последователей и, вместе с тем, вызывает бесконечные споры и скандалы вокруг его имени. Неясно, зачем воплощению Бога, сила которого, как утверждается, бесконечна, доказывать свою божественность, совершая материализации, очень напоминающие обыкновенные фокусы? Саи Баба говорит, что поступает так не из-за какой-либо необходимости или желания выставить напоказ свои силы. "Для меня это своего рода визитная карточка, чтобы убедить людей в моей любви к ним и убедить их в ответной преданности. Поскольку любовь бесформенна, я произвожу материализацию как доказательство моей любви. Это просто символ", – сказал он в интервью журналу "Блиц". А материализованные драгоценности, часы, кольца, браслеты – это своего рода талисманы, которыми он награждает преданных учеников. Тем не менее, те, кто разочаровался в Сатья Саи, утверждают, что материализации – не более, чем искусно выполненные фокусы. Те, кто замечает это, обычно молчат, считая, что Саи проверяет их веру. Конни Ларсон, долгое время возглавлявший движение Саи в Швеции, рассказал, что среди подаренных ему талисманов опытные ювелиры не обнаружили ни одного золотого, а драгоценные камни оказались простым стеклом, а в Хайдарабаде был обнаружен магазин, где доверенные лица Саи Бабы покупали вещи, которые потом "чудесным образом" возникали из ничего на глазах изумленных людей. Чтобы прекратить споры и выявить истину, в 1976 году университет Бангалора создал специальную комиссию. Было выявлено, что Саи Баба действительно прячет вещи за вазами и подушками на кресле, а иногда их подает ему помощник Радхакришна Менон. Обман был неоднократно запечатлен на фото- и видеопленку, но последователи Сатья Саи утверждают, что это монтаж, а если Саи и действительно, как кажется обычным людям, обманывает, то это ощущение возникает у них из-за несовершенства восприятия и неспособности постичь Бога.

Целительство, наряду с проповедями и материализацией предметов, играет в жизни Сатья Саи значительную роль. Секта поддерживает два крупных медицинских учреждения: Институт Высших Медицинских Наук им. Шри Сатья Саи со специализированным Супергоспиталем в Путтапарти и госпиталь Уайтфилд около города Бангалор в штате Карнатака. В госпитале Путтапарти работают пять отделений: кардиологии, института крови, урологии, неврологии и офтальмологии. Этот госпиталь, который часто называют "Храмом Выздоровления", был построен с благословения Саи Бабы в 1991 году. Он открыт для любого человека из любой части света и страны, необходимость медицинской помощи является единственным приоритетом для лечения в этом госпитале. Вся медицинская помощь, обслуживание и уход за больными предоставляются бесплатно. За 10 лет работы было проведено более 9 тысяч операций на сердце, общей стоимостью 10 753 000 долларов. В госпитале Уайтфилд в день проводится от 30 до 40 операций различных видов.

Основные задачи, которые ставят перед собой работники медицинских центров Сатья Саи таковы:

  • Глобализация медицины (оказание помощи всем нуждающимся вне зависимости от материального и социального положения, гражданства и вероисповедания);
  • Декоммерциализация медицины;
  • Приоритет общечеловеческих ценностей для всех работников этой сферы: врачи и обслуживающий персонал должны неукоснительно следовать принципам стремления к истине, правильному поведению, любви, миру и ненасилию;
  • Духовное исцеление должно стать частью общей оздоровительной программы.

Несмотря на благородные цели, которые провозглашаются Саи Бабой, в 1996 году против его госпиталей было выдвинуто серьезное обвинение: в интервью газете Lok Prabha крестьянин из района Латур в штате Махараштра заявил, что в Институте Высших Медицинских Наук им. Шри Сатья Саи ему должны были пересадить почку его сына Баладжи, однако, хотя почка была удалена, впоследствии оказалось, что отец ее так и не получил. Это сообщение дает повод подозревать, что институт занимается незаконной торговлей донорскими органами.

IV. Ответвления

Если мошенничество при совершении "чудес" и обвинения против госпиталей часто просто не принимают во внимание, объясняя это тем, что главная миссия Саи – это все же духовное наставление, то сексуальные домогательства со стороны гуру, которые испытали на себе многие его молодые последователи (от 8 до 30 лет), привели к закрытию школ Саи в странах Западной Европы и расколу секты.

Разочаровавшись в Сатья Саи, некоторые его последователи сплотились вокруг Бала Саи Бабы из Палгхата (штат Керала). Он провозгласил себя истинным Аватаром Саи, и, хотя он часто выступает с резкой критикой Сатья Саи, тем не менее подражает ему в одежде и совершает такие же "чудеса".

V. Библиография

  1. Новые религиозные организации России оккультного и деструктивного характера. Справочник. Белгород, 1997;
  2. Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. Изд-во "Республика", М., 1996;
  3. Conny Larsson "The Swami who deceived a whole world: Conny Larsson"s story of his disillusionment with Sai Baba over sexual abuse and faked miracles";
  4. Tal Brooke "Avatar of Night" of Spiritual Counterfeits Project;
  5. Dr. Dale Beyerstein "A Critical Study of Sai Baba"s Claims".

Е. К.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)