Японская секта на основе буддизма
Название секты переводится с японского как "Общество мирян учения Хоммон, основанное Буддой" (Хоммон – вторая часть "Сутры Лотоса").
Основатель
Основателем секты стал Нагамацу Сэйфу (1817 – 1890), известный также под именем Ниссэн сёнин. Он родился в семье зажиточного киотского торговца, получил хорошее образование. Нагамацу любил учиться, с семи лет изучал каллиграфию, с девяти – рисование, затем традиционную поэзию. Сохранилось 3380 его собственных коротких поэтических произведений. В возрасте 17 лет Нагамацу стал изучать основы национальной науки (кокугаку) и со временем стал признанным экспертом в этой области. Позднее он погружается в изучение буддийской теологии, знакомится со всеми основными школами буддизма. На 32-м году жизни Нагамацу становится монахом и поселяется при храме Рюсэндзи на острове Авадзи. Храм принадлежал школе "Хоммон хоккэ сю", относящейся к нитирэн-буддизму. Школа "Хоммон хокке сю" была известна тем, что на ее базе было создано весьма активное объединение буддистов-мирян, старавшихся обращать в свою веру последователей других течений буддизма.
Нагамацу, энергичный и склонный к радикализму, симпатизировал активным мирянам и, напротив, не находил общего языка с учеными монахами. В результате это привело к конфликту. Ему было отказано в поступлении в духовное училище при одном из храмов. Разочарованный Нагамацу вернулся в Киото. Здесь он начал проповедовать "истинный буддизм" среди мелких торговцев и ремесленников.
12 января 1857 г. в доме киотского фармацевта Танигава Сэнсити была основана новая секта Хоммон буцурю ко. Первоначально она состояла всего из пяти человек.
Учение
Нагамацу считал себя единственным истинным последователем Нитирэна, правильно понимавшим его наследие. В действительности его трактовка некоторых идей Нитирэна была весьма вольной. Нагамацу старался сделать буддизм доступным для понимания простых людей, реформировать его таким образом, чтобы он смог стать идеологией активных мирян. Именно поэтому главным в проповеди Нагамацу была концепция буддизма мирян (дзайке буккё). Он считал, что буддийское духовенство утратило способность нести людям истинную веру, поэтому миссионерами и наставниками должны стать сами миряне. Необходимо отметить, что Нитирэн в свое время не делал различия между своими учениками – монахами и мирянами, считая, что и те и другие должны быть активными проповедниками. Нагамацу пошел дальше – он резко критиковал монахов, называя их "глиняными куклами" и "лисами в рясах". Особенное негодование у него вызывало то, что деятельность буддийского духовенства была сосредоточена преимущественно на совершении погребальных обрядов, в то время как в "Сутре Лотоса" говорится не о мире мертвых, а о мире живых. Нагамацу также проповедовал равенство всех людей перед законом Будды, что вызывало широкий отклик у наиболее обездоленных слоев населения.
В основе проповеди Нагамацу лежало утверждение, что "истинность" веры должна быть доказана на практике. Если человек обладает подлинной верой, это должно отражаться на улучшении его жизни: приносить удачу, здоровье, материальные блага и т. д. (В чем-то это учение перекликается с идеями европейского кальвинизма). Мысль о том, что человек получает от богов некое воздаяние за веру не является чем-то новым для буддизма. Новизна учения Нагамацу состояла в том, что он по сути призывал верующих стремиться к исцелению от болезней, получению материальных благ, успеху в предпринимательстве. Это было своеобразное буддийское "Евангелие успеха" – вера напрямую увязывалась с практической пользой для ее приверженца. Таким образом, Нагамацу сумел соединить культ Сутры Лотоса с непосредственными интересами тех людей, к которым была обращена его проповедь. Здесь также присутствует существенное расхождение с учением Нитирэна, который, наоборот, подчеркивал, что истинного адепта Сутры Лотоса ждут всевозможные испытания, тяготы и лишения.
При этом, если сам Нагамацу всячески подчеркивал приоритет духовного начала, и для него земное благополучие было лишь своего рода приманкой для привлечения простого народа к высшим истинам буддизма, то для его последователей целью были именно земные блага. Они принимали его веру исключительно для того, чтобы обрести здоровье и успех. Цель и средства, таким образом, менялись местами.
Нагамацу пересмотрел и учение Нитирэна о сякубуку – сокрушении заблуждений. Он, в частности, призвал своих последователей обратить сякубуку на самих себя (дзико сякубуку). Идея состояла в том, что человек, стремящийся сокрушить ложную веру другого, должен сначала исправить собственные заблуждения и прегрешения. В позднейших сектах, выросших из учения Нагамацу, это приняло форму своеобразной исповеди.
В то же время, агрессивная критика других религиозных течений и школ занимала существенное место в доктрине и практике "Хоммон буцурю ко".
Религиозная практика
Важнейшую роль в практике секты имели исцеления. Сохранились описания того, как они совершались. Так, в Оцу, недалеко от Киото, жил некто Онояма Камбэйэй, который страдал острыми желудочными болями и уже был на грани самоубийства. Его сосед, соратник Нагамацу, привел в дом больного несколько своих единоверцев. Прежде всего, они совершили "обряд очищения от ложной веры": установленную на домашнем алтаре статуэтку Будды-Амиды повернули лицом к стене, а на ее место поставили нитирэнистскую мандалу с магической надписью "Наму мёхо рэнге кё!". Затем, расположившись вокруг больного вместе с его родственниками, члены секты начали повторять заклинание, написанное на мандале. Это продолжалось всю ночь. К утру больному стало легче. После выздоровления Онояма вместе со всей семьей вступил в секту и в последствии стал главой отделения "Хоммон буцурю ко" в Оцу. "Исцеление верой" практиковалось в различных буддийских школах и ранее, однако в "Хоммон буцурю ко" и выросших из нее сектах этому уделялось первостепенное значение. Последователи Нагамацу верили, что сама "Сутра Лотоса" имеет целебные свойства. Воду, которую японцы обычно наливают в чашу, стоящую на домашнем алтаре, члены секты использовали для исцелений, т. к. считалось, что в ней растворена "Сутра Лотоса".
Большое внимание в секте уделялось подготовке проповедников. Каждый член "Хоммон буцурю ко" должен был стараться обратить в свою веру как можно больше инакомыслящих. Сам Нагамацу нередко появлялся в местах большого скопления людей со знаменем, на котором была изображена нитирэнистская мандала, и начинал проповедовать свои идеи. Его примеру следовали ученики. При этом учение излагалось на простом, доступном народу языке. Так, беседуя с торговцами, они уподобляли религиозное подвижничество вложению капитала, а достижение состояния будды – получению прибыли. Для объяснения доктрины секты использовались и всевозможные подручные материалы, например, японская национальная игра "ироха гарута" – 96 карт с иероглифами и картинками. Сам Нагамацу также излагал свое учение в стихах – традиционных трехстишиях хокку, восьмистрочных имаё и даже в колыбельных песнях.
Собрания сектантов обычно происходили в частных домах, даже после того, как в 1862 г. в Оцу был построен первый храм. Члены секты собирались раз в три-четыре дня и вели беседы о том, как "истинная вера" помогла им решить те или иные проблемы. Каждый член секты имел возможность выговориться, чего были лишены прихожане официальных буддийских храмов, которые должны были молча слушать проповеди. Обязательное участие членов секты в собраниях рассматривалось не только как средство укрепления в вере их самих, но и как способ распространения "истинной веры" среди других.
Нагамацу старался развить в своих последователях дух солидарности и взаимопомощи. Например, когда кто-либо из членов секты заболевал, его единоверцы, сменяя друг друга, день и ночь молились у его постели о выздоровлении.
Распространение
Наибольшую популярность "Хоммон буцурю ко" получила в городах района Кансай: Киото, Осаке, Кобэ и других. К концу 60-х годов XIX века секта насчитывала уже 33 отделения. Общая численность последователей при этом достигала 10 000 человек. Несмотря на оппозиционность по отношению к официальному буддизму, секта не противопоставляла себя властям и не выдвигала каких-либо программ социальных преобразований, поэтому государство проявляло по отношению к ней терпимость. Это позволило "Хоммон буцурю ко" существовать и развиваться как до революции 1867 – 1868 годов, так и после нее.
Впоследствии на базе идей "Хоммон буцурю ко" развились многие другие секты нитирэнистского направления. Известный японский исследователь нитирэнизма С. Токоро называет Нагамацу "главным основоположником новых религиозных организаций нитирэнистского толка".