19 декабря
Вторник Адвента

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

✝ Απολογία.ru

0
0

БАХАИЗМ
(АЛЬ-БАХАИЙЯ)

Секта исламского происхождения

Секта известна также под названием Вера бахаи.

I. Основные данные

1. Основатель: Мирза Хусейн Али Нури (1817 – 1892), известный под именем Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Мирза Хусейн Али Нури родился 12 ноября 1817 г. (2 мохаремма 1233 г. по мусульманскому календарю) в Тегеране в аристократической семье. Его отец – мирза Аббас Нури был также известен как мирза Бозорг Нури. Титул Бозорг ("Великий") был присвоен ему специальным указом Фатх Али-шаха. Бахаистские источники уверяют, что его род восходит к самому Заратустре.

Хусейн Али получил прекрасное домашнее образование. Особых успехов он достиг в юриспруденции и теологии. С юности он проявял большой интерес к суфизму, был знаком со многими странствующими дервишами и проповедниками при дворе шаха. Многие его ранние труды проникнуты духом суфийского мистицизма, однако уже в это время он относился к современным ему суфиям с известной долей скептицизма.

В 18 лет он впервые женился (на Асии-ханум, младшей сестре правителя Ялруда мирзы Махмуда).

Одно время Хусейн Али был учеником известного в то время муджтахида шейха Мухаммада Таги, который предсказывал ему большое будущее.

Первоначально перед молодым аристократом открывались широкие возможности для придворной карьеры, однако в результате ряда политических событий, связанных с участием его отца в борьбе группировок за шахский трон, эти возможности были утеряны.

Невозможность занятия достойного, по его мнению, положения при дворе заставила Хусейна Али обратить внимания на те мусульманские течения, которые содержали идеи общественного переустройства. В 1844 году он стал приверженцем Баба (см. бабизм).

Постепенно влияние Мирзы Хусейна Али среди бабидов росло. В 1848 году он организовал встречу в Бедаште, где дал всем присутствующим новые имена. Себе он выбрал имя Баха (величие или слава). Впоследствии Баб назвал в письмах некоторых из бабидов именами, данными им Мирзой Хусейном Али и таким образом "узаконил" их. Самого Мирзу Хусейна Али он назвал Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

Во время преследования бабидов Баха-Улла несколько раз оказывался в тюрьме. Именно там, по его собственным словам, на него снизошло откровение о том, что он и есть обещанный Бабом посланник (Махди). Впоследствии он был изгнан из Персии и поселился в Багдаде, где сообщил узкому кругу лиц о своем "посланничестве".

После казни Баба в 1850 г. Баха-Улла стал одним из ведущих претендентов на роль главы бабидского движения, а также Посланника Аллаха, "Того, Кого Явит Бог".

Османское правительство вызывало Баха-Уллу для разбирательства в Стамбул, а затем отправило его в ссылку в Адрианополь, где он уже публично провозгласил себя Махди. Это вызвало ссору Баха-Уллы с его братом Яхья, которого Баб назначил главой общины. В результате этой ссоры возник раскол на бахаи, сторонников Баха-Уллы, и азалии, сторонников Яхья, прозванного Бабом Собх-е Азаль ("Утро Вечности").

В ссылке Баха-Улла активно проповедовал свое учение среди бывших бабидов и местных жителей, он также писал многочисленные послания главам государств, ученым и духовным лидерам, призывая их признать его посланником Божиим.

Такая бурная активность Баха-Уллы не могла не вызвать реакции османских властей, и он был выслан в небольшой палестинский город Акку. Там он продолжал писать свои послания и книги, которые стали в последствии "священными писаниями" бахаизма. В 1877 г. он переселился к подножью горы Кармель, где похоронил останки Баба. Там же он и умер в 1892 г.

2. Время основания:

Приверженцы секты считают датой основания Веры бахаи 21 апреля 1863 года, когда Баха-Улла объявил в загородном саду Резван близ Багдада, что он – носитель божественного откровения, пришествие которого под разными именами предсказано всеми мировыми религиями.

3. Место основания:

Персия (первая община появилась среди персидских беженцев в Багдаде – териитория срвременного Ирака).

4. Регион распространения:

В настоящее время бахаизм распространен по всему миру (более чем в 200 странах).

5. Местонахождение руководящего центра:

Руководящим органом бахаи является Всемирный Дом Справедливости, который находится в Хайфе (Израиль). В нашей стране существует Национальное Духовное Собрание России в Москве.

6. Организационная структура:

Координация деятельности каждой общины бахаи в городе или деревне обеспечивается советом из 9 членов, избираемых раз в год тайным голосованием всех взрослых бахаи данной местности. Сейчас их обычно называют Местными Духовными Собраниями. В писаниях Баха-Уллы они названы Домами Справедливости. Выборы проводятся 21 апреля (1-й день Резвана по календарю бахаи). Раз в 19 дней, то есть каждый месяц по календарю бахаи, а также в бахаистские праздники, вся община собирается для богослужения и совещания. В 1991 году в мире имелось около 20 тыс. Местных Духовных Собраний.

В каждой стране, где существует достаточно большая община бахаи, избирается Национальное Духовное Собрание. Оно избирается также раз в год тайным голосованием по системе двухстепенных выборов: взрослые бахаи избирают делегатов, делегаты на съезде избирают девятерых членов Национального Собрания. В 1991 году было 155 Национальных Собраний.

Раз в пять лет члены Национальных Духовных Собраний избирают членов Всемирного Дома Справедливости. Выдвижение кандидатур, предвыборные кампании и образование фракций запрещены. Всемирный Дом Справедливости издает законы по вопросам, которые писание Баха-Уллы оставляет открытыми, и принимает решения "мирового" значения. На отдельных лицах лежит обязанность следовать решениям Духовных Собраний.

Кроме Духовных Собраний существует институт Советников. Их функции довольно неопределенны. Каждые пять лет Всемирный Дом Справедливости назначает Советников. В 1991 году их было 81. Девять из них работают во Всемирном Центре бахаи в Хайфе и подотчетны Всемирному Дому Справедливости в координации деятельности пяти Континентальных Коллегий Советников. Остальные ведут работу на разных континентах. Каждая Континентальная Коллегия Советников назначает на пятилетний срок членов Вспомогательных Коллегий. В 1991 году было 702 члена этих коллегий. Советники официально занимаются лишь "поощрением и выдачей советов Местным Духовным Собраниям и отдельным бахаи" (см. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990).

7. Базовая литература:

Баха-Улла написал более ста книг и "скрижалей". Эти многочисленные сочинения и составляют Откровение Веры бахаи. Важнейшими из них считаются Китаб-и-Акдас (Пресвятая Книга) и Китаб-и-Икан (Книга Достоверности). Сочинения Абдул-Баха и толкования Шоги Эффенди, хотя и считаются у бахаи комментариями, также имеют статус Священных Писаний.

Бахаи имеют около 30 собственных издательств по всему миру. В России (в Санкт-Петербурге) действует издательство "Единение".

8. Периодические издания:

Выпускается целый ряд периодических изданий, в том числе журнал "One country". На русском языке издается газета "Исцеление единством" (Онтарио, Канада).

9. Другие средства массовой информации:

Сайт Национального Духовного Собрания России : www.bahai.ru

10. Учебные заведения:

Данных нет

II. Учение

1. Истоки учения:

шиитский ислам, движение бабидов в Персии

2. Краткое изложение учения:

Бахаи признают существование единого Бога, сотворившего Вселенную, познать Которого человеку невозможно. Религиозные истины отно сительны и развиваются во времени. С этой целью Бог посылает пророков – носителей откровения. Всего на землю было послано девять пророков: Кришна, Зороастр, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед, Баб и сам Баха-Улла. Эти пророки, подобно зеркалу, отражают все качества Бога, воплощают его волю и передают ее человечеству. (Говоря о зеркале, бахаи часто ссылаются на Ин. 14, 9). Таким образом, все религии учат одному, а если это не так, то виноваты накопившиеся искажения и суеверия, либо у Бога были разные требования к разным эпохам. Носителем последнего, самого чистого и актуального откровения является Баха-Улла. После него тоже будут пророки, но Баха-Улла благоразумно предсказал появление нового носителя откровения не ранее чем через тысячу лет после себя. Священные книги других религий признаются как истинные, но любое противоречие в них бахаизму либо истолковывается согласно учению Баха-Уллы, либо объявляется искажением.

Человеческая душа бессмертна и цель ее земного существования – совершенствование. Земная жизнь сравнивается с жизнью внутриутробной, и добродетели, развитые в ней есть "органы" в будущей жизни, где продолжится совершенствование. Важным принципом Веры бахаи является единство человечества. В своих пропагандистских книгах и брошюрах бахаи делают главный упор именно на этом. Утверждается, что объединение человечества желательно и неизбежно. Любые претензии на исключительностсть – религиозную, национальную, политическую и т. д. считаются предрасудками и осуждаются. Любое несогласие с тезисом об общности всех религий также объявляется предрасудком. Необходим всеобщий мир – для этого необходимо создание всемирного государства и международного суда. Один вспомогательный язык и одна письменность, равенство мужчин и женщин, всеобщее образование, устранение крайних форм бедности и богатства и т. д. Один мусульманский богослов верно заметил, что учение бахаи большей частью подобно "общим местам из деклараций ООН".

Раз в год, со 2 по 20 марта бахаи соблюдают пост способом, подобным мусульманскому. Существует обязательная ежедневная молитва. Всякая работа, выполняемая в духе служения, рассматривается как богослужение (например, высаживание деревьев). В секте принят религиозный календарь, состоящий из 19 месяцев по 19 дней в каждом. Некоторые запреты, например, запрет аскетизма и монашества, запрет на исповедание грехов перед человеком явно направлены против христианства.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Религиозная терпимость, которую бахаисты всячески подчеркивают как основной принцип их веры, делает бахаизм чрезвычайно привлекательным для религиозных либералов. Во многом благодаря этому бахаизм признается некоторыми исследователями в качестве новой мировой религии. В действительности для этого нет никаких оснований, поскольку доктрина бахаизма не является чем-то новым. Учение о последовательно сменяющих друг друга духовных учителях (основателях мировых религий) присутствует во многих сектах, прежде всего, оккультного происхождения. Однако, бахаизм во многом созвучен происходящим в современном мире процессам, и можно предполагать значительный рост числа его последователей в ближайшем будущем.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

Молодой торговец Сеид Али Мухаммад, объявивший себя Бабом, в 1844 г. в персидском городе Ширазе провозгласил скорое появление Посланника Аллаха, ожидаемого народами мира, "Того, Кого Явит Бог". Исламское духовенство враждебно встретило проповедь Баба и использовало свое влияние на правительство для организации преследования Баба и его приверженцев. В 1850 г. он был расстрелян в Тебризе.

В 1844 году приверженцем Баба стал Мирза Хусейн Али Нури. Подавляющее большинство последователей Баба происходило из духовного, купеческого и крестьянского сословий, так что обращение в его веру аристократа было заметным событием. Вслед за Хусейном Али четыре его брата, среди них Мирза Яхья, приняли бабизм. От Баба Хусейн Али получил имя Баха-Улла ("Слава" или "Великолепие Аллаха").

После расстрела Баба среди его сторонников начались разногласия. Появилось несколько претендентов на роль "Того, Кого Явит Бог". В частности, в Иранском Азербайджане и Гиляне множество бабидов сплотилось вокруг мирзы Асад-Алаха, которого Баб прозвал Даййан ("Судия" – эпитет Бога).

Баха-Улла также заявил, что будучи в тюрьме во время преследования бабидов, он получил откровение о том, что он Махди – обещанный Бабом посланник. Однако Баб назначил главой общины брата Баха-Уллы, Мирзу Яхья, которого назвал Собх-е Азаль ("Утро Вечности"). Теперь Бахаи утверждют, что Баб это сделал для обеспечения безопасности Посланника, то есть Баха-Уллы.

Большинство бабидских лидеров было уничтожено, но Баха-Уллу спасло высокое положение его семьи. Он остался жив, но был изгнан из Персии и поселился в Багдаде. Там он написал одну из важнейших книг бахаизма Китаб-и-Икан. Там же, в саду усадьбы Резван (в переводе – "рай") на одном из островов на реке Тигр, он объявил свое тюремное "откровение".

Вскоре османское правительство решило удалить бабидов от границ Персии и перевело их сперва в Константинополь, потом в Адрианополь (Эдирне). Там в документе, известном как Суре-йи-Амр, Баха-Улла провозгласил, что именно он есть "Тот, Кого Явит Бог". После этого многие из "явителей" отказались от своих претензий, убоявшись вражды с Баха-Уллой.

Своего брата Баха-Улла призвал признать и поддержать его, ссылась на распоряжение, будто бы данное в свое время Бабом. Однако Собх-е Азаль не согласился и, не долго думая, объявил себя явителем откровения. Последовал раскол бабидов на бахаи (тогда и появилось это название) и азалии. Часть бабидов отвергла притязания обоих. Братья обменивались взаимными обвинениями: каждый говорил о попытках другого убить оппонента (что, скорее всего, соответствовало действительности). Посыпались доносы властям друг на друга.

Тем временем Баха-Улла приступил к выполнению своей "миссии". Он написал несколько посланий, частью адресованные "Царям земным", частью – лично конкретным правителям. В письмах Баха-Улла объявил себя "Тем, Кто предвещен в Торе, Евангелии и Коране", и призвал монархов встать на защиту его веры. Османские власти, раздраженные всем этим, решили сослать последователей нового учения, разделив бахаи и азалитов. Бахаи были сосланы в Палестину, в город Акку, а азалиты на Кипр. На новом месте Баха-Улла вскоре продолжил написание писем. Отправил он послание и папе Пию IX, в котором призвал серьезно изучить выдвигаемые им положения и признать их. В 1877 году Баха-Улла "раскинул шатер" возле горы Кармель, где выбрал место для погребения останков Баба. Впоследствии это место стало всемирным центром бахаи. В 1892 году Баха-Улла умер.

После смерти Баха-Уллы секту возглавил его старший сын Аббас Эффенди (1844 – 1921), известный как Абдул-Баха ("слуга Величия"). Его не считают пророком, но приписывают ему исключительное право толковать учение Баха-Уллы, называя "Средоточием и Толкователем веры".

С его деятельностью связано распространение Веры бахаи в Америке и Европе. В начале 90-х годов XVIII века сирийский торговец Ибрагим Хейролла, принявший Веру бахаи в Каире (Египет) и эмигрировавший затем в Соединенные Штаты, начал читать там лекции об учении бахаи. К 1897 году, по словам Хейроллы, верующие исчислялись уже сотнями (в Чикаго и Кеноше, штат Висконсин). Появились печатные издания. Однако вскоре между Абдул-Бахой и Хейроллой возник раскол. Последний пытался стать лидером бахаи в западном мире и толкователем учения Баха-Уллы. Не добившись поддержки у Абдул-Бахи, Хейролла сблизился с его братом Мохаммадом Али, также претендующим на власть в секте. Однако этот кризис был довольно быстро преодолен.

В 1910 – 1913 годах Абдул-Баха совершил поездку по Европе и Северной Америке. Он выступал где мог: в церквах, синагогах, университетах, на собраниях пацифистов, теософов, суфражисток, эсперантистов. Перед Первой Мировой Войной он вернулся в Палес тину . В своем документе "Воля и Завещание" Абдул-Баха, ссылаясь на книгу Баха-Уллы Китаб-и-Ахд ("Книга Завета") разработал организационное устройство бахаи.

Предусматривалось два института: "Хранительство" и "Всемирный Дом Справедливости". Исключительное право толковать учение бахаи передавалось "Хранителю веры". Хранителем, естественно, стал сам Абдул-Баха. В "Воле и Завещании" Всемирный Дом Справедливости был назван главным законодательным и административным органом общины бахаи. Хранителю веры в помощь придавалась группа избранных им бахаи – "Десниц Дела Божиего". Всемирный Дом Справедливости был призван осуществлять руководство всемирной общиной бахаи. Членов этого высшего административного органа надлежало избирать на международном съезде представителей Духовных Собраний всех стран мира. Избранным мог быть любой совершеннолетний бахаи. Последние годы своей жизни Абдул-Баха провел в Хайфе, где и умер в 1921 году, назначив хранителем своего внука Шоги Эффенди Раббани (1897 – 1957).

Шоги Эффенди построил в Хайфе множество зданий, составивших Всемирный Центр Веры бахаи и воплотил в жизнь задуманную его предшественником организационную структуру. За образец была взята уже сформировавшаяся к тому времени организационная структура бахаи в северной Америке.

Шоги Эффенди написал огромное число книг и писем для толкования учения, а также перевел писания Баха-Уллы и Абдул-Баха на английский язык. Дальнейшие переводы обычно делались с английского.

В 1937 году был составлен семилетний план действий, направленный в основном на распространение веры бахаи в Америке. Основные задачи этого плана были сформулированы так:

1) учредить по меньшей мере одно Местное Духовное Собрание в каждом штате США и в каждой провинции Канады;
2) направить хотя бы одного верующего для распространения Веры бахаи в каждую страну Латинской Америки;
3) завершить проектирование наружного вида первого храма бахаи в Северной Америке – сооружения, краеугольный камень которого заложил Абдул-Баха во время своего пребывания в Америке в 1912 году.

Семилетка была выполнена. После двухгодичного перерыва, в 1946 году, началось осуществление плана на следующее семилетие. На этот раз усилия были сосредоточены главным образом на странах Европы, где к тому времени насчитывалось только два Национальных Духовных Собрания: в Великобритании и Германии. Планом предусматривалось также учреждение Местных Духовных Собраний по всей Латинской Америке и значительный рост их числа в Северной Америке. Эта план тоже был осуществлен.

В 1953 году, сразу по завершении предыдущего плана, Шоги Эффенди возвестил о новом, самом грандиозном за всю историю бахаи, всеобъемлющем плане, названном "Десятилетний Всемирный Поход". Завершиться этот проект должен был в 1963 году, к очередному юбилею: столетию со дня Провозглашения Баха-Уллы в саду Резван. Предстояло начать распространение веры в 132 странах и крупных регионах, укрепить уже существующие общины в 120 государствах и административных территориях. Предусматривалось также учреждение Национальных Духовных Собраний в большинстве стран Европы и Латинской Америки, значительное увеличение количества Местных Духовных Собраний, рост числа верующих, умножение принадлежащей секте собственности. Однако в 1957 году Шоги Эфенди внезапно умер.

Институт Хранительства веры был задуман как непрерывно действующая система руководства. Абдул-Баха в "Воле и Завещании" обязал каждого очередного Хранителя Веры бахаи назначать себе преемника из прямых потомков Бахауллы. Кандидат должен был обладать рядом определенных качеств. Шоги Эффенди умер, не назначив преемника, т. к., по всей видимости, ни один из членов его семейства не отвечал тем требованиям, которые предъявляли к духовному облику Хранителя Баха-Улла в своем "Завете" и Абдул-Баха в "Воле и Завещании". Отсюда следовал вывод: поскольку нет Хранителя, то руководство сообществом бахаи полномочен принять на себя Всемирный Дом Справедливости – орган, который еще только предстояло избрать.

"Десницы Дела Божиего" организовали несколько ежегодных совещаний, на которых был разработан ряд важных документов, в том числе официальное заявление о том, что Шоги Эффенди не оставил завещания и не избрал того, кто стал бы Хранителем веры после него (Совещание 1957 года), Было также принято решение о том, что Всемирный Дом Справедливости будет избран в 1963 году. В выборах должны были принять участие представители всех существующих в мире Национальных Духовных Собраний (Совещание 1959 года).

К апрелю 1961 года возникло двадцать одно новое Национальное Духовное Собрание в Латинской Америке, годом позже состоялись выборы еще одиннадцати Национальных Духовных Собраний в Европе. Все прочие задачи, предусмотренные десятилетним планом, были также выполнены или перевыполнены. Весной 1963 года, в дни празднования столетнего юбилея событий в саду Резван, состоялись выборы Всемирного Дома Справедливости. В выборах приняли участие представители пятидесяти шести Национальных Духовных Собраний. Его избрание позволило вновь сосредоточить усилия на разработке широкомасштабных планов распространения веры бахаи, призванных воплотить в жизнь то, что Абдул-Баха называл "духовным завоеванием планеты".

В России
В России Вера бахаи начала распространяться весьма рано, еще при жизни Баха-Уллы. Ее распространителями были преимущественно беженцы из Персии. В советское время секта практически исчезла.

Вновь Вера бахаи начала распространяться в СССР в конце 80-х годов. Вскоре после принятия закона о свободе совести, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание Советского Союза.

Члены Национального Собрания бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости в 1993 г. Теперь бахаи можно найти в более чем 400 населенных пунктах по всей России. Издано значительное количество переводов бахаистских писаний и другой литературы, связанной с Верой бахаи на русский язык. Большая часть этой литературы выпускается издательством бахаи "Единение", расположенным в Санкт-Петербурге. Оно распространяет также выпущенные другими издательствами книги, имеющие отношение к Вере бахаи.

2. Современная деятельность

В настоящее время секта широко распространена по всему миру и активно привлекает новых адептов. Храмы бахаи сооружены на всех континентах и приобретено много земельных участков под строительство новых. Литература бахаи публикуется более чем на 800 языках и диалектах.

IV. Ответвления

В истории бахаизма не раз возникали расколы, в частности, параллельную структуру создал в конце XIX века лидер американских бахаистов Ибрагим Хейролла, опиравшийся на Мухаммада Али, брата Абдул-Баха. Данных о современных последователях Мухаммада Али нет.

V. Библиография

  1. Базиленко И. В. "Бахаизм: история вероучения(середина XIX – начало XX в.)", М., Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1994;
  2. Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин "Новая мировая религия: Вера бахаи", Издательский Фонд Бахаи "Единение", СПб., 1995;
  3. "Община бахаи: основания, цели и намерения", Всемирный Центр бахаи, Хайфа, 1990.
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)