Dec 5
Thursday of Advent

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

КАТОЛИЧЕСТВО ВО ВЬЕТНАМЕ

Первыми католиками, оказавшимися во Вьетнаме, были португальские моряки. Регулярные контакты вьетнамцев с португальцами начались с 1535 г. Вслед за торговцами в стране появляются и католические миссионеры.

В 1615 г. иезуиты открывают первую постоянную миссию в Дананге, провинция Аннам (Центральный Вьетнам).

"Апостолом Вьетнама" считается иезуит о. Алехандро де Родес (1591 – 1660). В 1624 г. он прибыл в провинцию Кохинхина на юге Вьетнама, а оттуда в 1627 г. направился на север в Ханой. По сообщению о. Алехандро де Родеса, к 1638 г. в северовьетнамской провинции Тонкин было уже 300 000 католиков. Родес создал первый вьетнамско-латинско-португальский словарь. Миссионеры разработали также вьетнамскую письменность на основе латинского алфавита, которая используется во Вьетнаме и поныне.

В 1659 г. вьетнамская миссия была разделена на два апостольских викариата: в провинции Тонкин (первым апостольским викарием стал еп. Ф. Паллю) и в провинции Кохинхина (апостольский викарий – еп. П. Ламбер де ла Мотт). Первые соборы прошли в Тонкине в 1670 г., в Кохинхине – в 1672 г. На них, в частности, решались юрисдикционные споры между португальскими иезуитами, действовавшими под патронажем короля, и францисканцами, присланными на миссию конгрегацией De Proraganda Fide.

В 1666 г. во Вьетнаме открылась первая католическая семинария. Уже через два года были рукоположены два священника.

Успехи миссии и европеизация населения (которая была неразрывно связана с христианизацией) вызывали сопротивление представителей буддийского духовенства и традиционно настроенных жителей Вьетнама. Нередко это сопротивление поощрялось и местными властями. В результате с конца XVII века во Вьетнаме неоднократно происходили гонения на христиан. Наиболее сильные гонения отмечены в 1698, 1712, 1723 и 1750 годах. Пострадало около 100 000 христиан. Апостольский викарий П. П. Бейен (1741 – 1799) попросил защиты у французского правительства. В 1787 г. в Версале было подписано соглашение между французами и претендентом на вьетнамский трон Нгуен Анем, которому была обещана военная помощь, в случае если он, став императором, возьмет под свою защиту христиан. Нгуен Ань взошел на трон под именем За Лонг, став основателем последней императорской династии Вьетнама. Однако при его преемниках гонения вновь начались и даже усилились. Дома католиков сжигали, а самим верующим на лица ставили клейма "последователь ложной религии". Императоры Минь Манг (1820 – 1841) и Ты Дык (1847 – 1883) официально запрещали исповедание католической веры. В первой половине XIX века за веру пострадало от 100 до 300 тыс. католиков (В 1988 г. Папа Иоанн Павел II канонизировал 117 вьетнамских мучеников).

В 1858 г. к под предлогом защиты миссионеров во Вьетнам направляется франко-испанская эскадра. В 1859 г. французы занимают Сайгон. 5 июня 1862 г. был подписан мирный договор, по которому Южный Вьетнам становится французской колонией. С 25 августа 1883 г. французы получают протекторат над остальной частью страны – Тонкином и Аннамом. Под покровительством французских колониальных властей миссия успешно развивалась. К 1890 г. во Вьетнаме насчитывалось уже 708 тыс. католиков.

В 1945 г. после попытки коммунистического переворота и провозглашения в Ханое Демократической Республики Вьетнам (2 сентября 1945 г.), Юг страны был оккупирован английскими и французскими войсками. Решением Женевской конвенции 1954 г. Вьетнам был разделен по 17-й параллели на Северный (Тонкин и часть Аннама – 16 млн. жителей) и Южный (Кохинхина и большая часть Аннама – 14 млн. жителей). К этому времени в стране насчитывалось 1,6 млн. католиков. 800 тыс. из них остались на коммунистическом Севере (в 1955 г. там был создан проправительственный "Национальный союз католиков"), около 670 тыс. (в т. ч. 650 священников) бежали на Юг. В Сайгоне католики в это время составляли 14% населения, в южной провинции За Динь – 24%.

Ответственность за безопасность Южного Вьетнама взяли на себя США, опиравшиеся на католическое меньшинство. В 1955 г. президентом Южного Вьетнама был избран католик Нго Динь Зьем. В то же время, американские католики поддержали антивоенное движение. В 1966 г. в пастырском послании "Мир и Вьетнам" американские епископы поставили вопрос об оправданности американского военного присутствия во Вьетнаме. В ноябре 1968 г. было обнародовано пастырское послание "Человеческая жизнь в наши дни", в котором говорилось о соотнесении целей и средств вьетнамской войны. 17 католических епископов Южного Вьетнама также осудили военную политику американцев и призвали их прекратить бомбардировки Северного Вьетнама. В январе 1968 г. в США началось движение в поддержку обращения вьетнамских епископов. В ноябре 1971 г. на встрече католического епископата США было заявлено: "Быстрое окончание этой войны – нравственный императив".

После подписания мирного соглашения в Париже в январе 1973 г. южновьетнамские епископы в своем послании приветствовали объединение страны и выразили надежду, что они смогут и в дальнейшем свободно выполнять свои пастырские обязанности. Этим надеждам не суждено было сбыться. После ухода из страны американцев в 1973 г. католики оказались совершенно беззащитны. В преддверии объединения Вьетнама архиепископ Сайгона Нгуен Ван Бинь в своем пастырском послании (22 ноября 1975 г.) призвал свою паству со смирением принять историческую реальность.

Сразу после захвата страны коммунистами начинается преследование католиков. Все католические школы, больницы и приюты были переданы государству. Коммунисты взяли под свой контроль все религиозные общины. Все католические организации – от приходских советов до комитетов Вьетнамской конференции епископов – были расформированы. Большинство семинарий закрыли. Более 200 священников и епископ-коадъютор Сайгона были арестованы. В 1977 г. был издан правительственный декрет с именами 857 авторов, книги которых запрещены для чтения. Библиотека Вьетнамской конференции епископов в Сайгоне была разрушена, церковные архивы сожжены. Коммунисты сожгли также множество церквей. В июне 1983 г. состоялся показательный процесс, на котором семь католиков (включая четырех священников) были осуждены и приговорены к длительным срокам тюремного заключения за ввоз в страну Библий и молитвенников.

В 1990 г. с развалом "социалистического лагеря" вьетнамский режим начал смягчать свою политику в отношении религии, в том числе христианства. В то же время, были предприняты попытки расколоть католическую общину при помощи прокоммунистического "Комитета за объединение вьетнамских католиков". В 1992 г. Гос. Секретарь Ватикана арх. Анджело Содано вынужден был официально предупредить председателя Вьетнамской конференции епископов еп. Нгуен Минь Ньата, что католические священники не должны участвовать в работе этой организации. Тем не менее, вовлечение католических священнослужителей в политическую деятельность продолжилось. В 1997 г. четыре вьетнамских священника были избраны депутатами Национального собрания. В том же году по подобию "патриотической" Католической Церкви в Китае, не признающей главенство Папы, во Вьетнаме был учрежден т. н. "Патриотический католический союз".

В настоящее время Вьетнам занимает второе место по числу католиков среди азиатских стран (после Филиппин). В стране при населении 77 млн. католическое меньшинство составляет 6,4% (4 966 тыс. чел.). Сейчас во Вьетнаме 3 митрополии, 22 епархии, 2040 приходов, 33 епископа, 1922 епархиальных священника, 384 иеромонаха, 1207 монахов, 9312 монахинь.

Источник:

Католическая энциклопедия, М., 2002, т. I, кол. 1146 – 1150.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)