Со времени крещения Руси все православные общины на её территории входили в состав Киевской Митрополии Константинопольского Патриархата. В 1448 году поместный собор Московской епархии Киевской Митрополии самостоятельно провозгласил автокефалию, объявив себя Московским Патриархатом. В 1589 году автокефалия была формально признана Константинопольским Патриархом Иеремией II. К тому времени большая часть оставшейся Киевской Митрополии находилась под властью Княжества Польского. В 1596 году часть украинских православных возвращается в общение с Римом (Брестская уния), в 1646 году в унию вступают православные Закарпатья.
Освободительная борьба украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого приводит к сближению Киева и Москвы. Это дает повод Московскому Патриархату в 1661 году назначить своего митрополита в Киеве с титулом местоблюстителя Киевского митрополичьего престола, невзирая на то, что престол этот занимает митрополит Константинопольской Патриархии Дионисий Балабан. Константинопольский Патриарх, естественно, предает наместника от Москвы анафеме. Но по мере отхода к России украинских земель влияние склоняется в сторону Московского Патриархата, и 1685 году Константинопольский Патриарх Досифей соглашается признать поставление Киевских митрополитов в Москве, если те будут избираться канонично (не исполнено) и если они будут сперва поминать Вселенского (Константинопольского) патриарха, а потом Московского.
В 1918 году решением Всероссийского Поместного Собора Украинская Православная Церковь получает автономию, которая, правда, уже в 1921 году упраздняется Патриархом Тихоном, и украинская церковь получает статус Украинского Экзархата Русской Православной Церкви. В это же время сторонники церковной независимости создают Украинскую Автокефальную Православную Церковь, которая была практически задавлена советским режимом и к концу 80-х годов XX века продолжала существовать только заграницей. Новая волна стремления к независимости Украины в начале 90-х побудила вновь пересмотреть статус украинской церкви и снова преобразовать Украинский Экзархат в независимую Украинскую Православную Церковь. Наиболее же радикально настроенные архиереи, не найдя канонических возможностей достижения автокефалии, вынуждены были пойти в раскол. Так образовались Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Украинская Автокефальная Православная Церковь каноническая, Украинская Автокефальная Православная Церковь (обновлённая) и Украинская Автономная Православная Церковь Львова.
В 2018 году Священный Синод Константинопольского патриархата отменил, принятый в 1686 году указ о подчинении Украинской православной церкви московскому патриархату и предоставил УПЦ КП и УАПЦ статус канонических церквей.
Точных данных о соотношении численности православных различных украинских церквей нет. Усредненные данные показывают что наиболее многочисленны Украинская Православная Церковь Московского Патриархата (15-60% населения Украины) и Киевский Патриархат (10-15%). К приверженцам УАПЦ причисляют себя около 1 млн. человек, то есть не более 3%, остальные группы и того малочисленней.
Разделы: