Средневековое еретическое течение гностического толка, родственное катарам.
Название происходит от города Альби в Тарнском департаменте на юге Франции. Оформились как течение в XI веке.
Альбигойцы провозглашали принцип "возврата" к первоначальному христианству, которое понимали в гностическом дуалистическом духе. Вели аскетический образ жизни, активно проповедовали своё учение, бродя по дорогам Франции. Их называли "добрыми людьми" (les bons hommes) и, в то же время, "тёмными людьми" (hommes obscurs). В 1119 г. на Соборе в Тулузе они были отлучены от Церкви Папой Каликстом II, после чего за ними также закрепилось прозвище "тулузских еретиков". В 1139 г. это отлучение было подтверждено Папой Иннокентием II. На поместном Соборе в г. Ломбер в окрестностях Альби, созванном местным епископом в 1176 г., они пытались оправдать своё учение, но были уличены в ереси. После того как учение альбигойцев получило заметное распространение и обрело покровителей среди южно-французских феодалов, Папа Иннокентий III послал на юг Франции легатов, задачей которых было возвращение еретиков в лоно Церкви (1198). Деятельность папских легатов не принесла значительных результатов, более того, легат Петр Кастельно был убит альбигойцами. Реакцией на это стало объявление Крестового похода. Ополчением крестоносцев руководил граф Лестерский Симон де Монфор. В военные действия втянулся и французский король, желавший руками крестоносцев заполучить богатые земли Тулузского графа Раймонда VI, покровительствовавшего еретикам. В 1229 г. Раймонд VII, сын Раймонда VI, заключил мир с королем и принес покаяние Папе. В результате Крестового похода и проповеди доминиканцев, значительная часть альбигойцев отреклась от своих заблуждений и вернулась в лоно Церкви. Другая часть бежала на Восток и осела в Боснии. В то же время, влияние их учения сохранялось на юге Франции ещё долгое время.
Учение:
Учение альбигойцев было сродни манихейству. Они признавали наличие в мире двух паритетных начал: светлого – духовного и темного, с которым связывали всё материальное. Бог-Творец считался ими злым началом, поскольку именно от Него происходит материя, являющаяся источником зла и "темницей" духа. Поэтому и Церковь, прославляющюю "злого" Бога они считали тёмной силой и всячески с ней боролись. Христа же они считали существом исключительно духовным. Реальность Его смерти и воскресения отрицалась. Исходя из этого, отрицались и церковные Таинства.