Течение в древнееврейской религии
Община ессеев сформировалась в первой четверти II в. до Р. Х.
Ессеи считали, что только они сохранили истинную религию, данную Богом избранному народу. Все остальные религиозные группы Израиля воспринимались ими как вероотступники. Этим объясняется жесткий изоляционизм ессеев, живших обособленно в пустынных местах на берегах Мертвого моря и не допускавших никаких контактов с внешним миром. Все необходимое для жизни производилось в общинах ессеев собственными мастерами, чтобы не нарушать ритуальной чистоты даже через обмен товарами. Они не признавали таких явлений как рабство, война и торговля.
Сторонники учения отвергали воскресение плоти, но верили в бессмертие души. На тело они смотрели как на темницу души и причину всякого греха. Ессеи воздерживались от брачной жизни и не признавали никаких развлечений. Всю жизнь они проводили в молитве и размышлении о Законе. В общине ессеев существовала жесткая иерархия и четкое распределение занятий между членами общины.
Влияние ессеев выходило за пределы Палестины. Их учение имело сторонников, хотя и немногочисленных, среди евреев диаспоры. По мнению некоторых ученых, влияние учения ессеев прослеживается в проповеди Иоанна Крестителя.
Богатые сведения об общине ессеев были получены после обнаружения в 1947 г. в Вади-Кумран фрагментов рукописей, составлявших часть обширной библиотеки, принадлежавшей общине ессеев. Позднее в Кумране археологами было раскопано большое поселение последователей этого течения.