Течение в протестантизме
Лютеранство можно считать первым собственно протестантским исповеданием, поскольку само начало Реформации, приведшее к возникновению протестантизма, связано с деятельностью Мартина Лютера (1483 – 1546), последователи которого впоследствии стали называться лютеранами.
Мартин Лютер родился в 1483 г. в Германии. В молодости Лютер не проявлял особенного религиозного рвения, по крайней мере, до того момента как в его жизни произошло случайное событие, определившее всю его дальнейшую биографию. Однажды он попал в грозу и в него ударила молния, едва не лишив его жизни. Лютер счел это знаком свыше и поклялся, что если выживет и поправится – посвятит себя служению Богу в монашестве. Спустя некоторое время после выздоровления Лютер выполнил свое обещание и поступил в монастырь августинцев (хотя, как показали дальнейшие события, призвания у него не было). Природный ум и тяга к знаниям позволили ему добиться значительных успехов в духовной карьере – в 1512 г. Лютер получил степень доктора богословия и стал профессором библеистики в университете г. Виттенберга.
В 1517 г. Лютер выступил с критикой злоупотреблений, связанных с продажей индульгенций в Германии. Он написал 95 тезисов, в которых изложил свою позицию, и прибил их к воротам своей церкви. На волне народного недовольства всевозможными злоупотреблениями, которые в то время нередко возникали в Церкви, а также стремления части немецкого духовенства к независимости от Рима, Лютер и его тезисы стали быстро набирать популярность. Предупреждения со стороны церковных властей не образумили его, но, напротив, привели к еще более резким выпадам в адрес Церкви. Если прежде критика Лютера была направлена преимущественно против практики продажи индульгенций, то теперь она затрагивала и вопросы вероучения, постепенно приобретая характер ереси. При этом у Лютера появились многочисленные сторонники, в основном среди зажиточных горожан. Часть из них была настроена радикальнее чем он сам. Как католический священнослужитель и богослов, Лютер был вызван в церковный суд, чтобы снять с себя обвинение в ереси. Однако он отказался явиться, что привело к его окончательному разрыву с Церковью.
В 1520 г. Лютер был лишен сана и отлучен от Церкви. К этому времени он получил поддержку северогерманских князей, заинтересованных в создании автономных, не связанных со Св. Престолом национальных церковных общин, подчиненных светской власти. Кроме того, горячая поддержка Лютера некоторыми князьями объяснялась их банальным стремлением присвоить церковные и монастырские земли. Пользуясь таким покровительством, Лютер открыто пошел на разрыв с Церковью – он публично сжег папскую буллу, объявлявшую о его отлучении. Постепенно Лютер выработал собственное учение, значительно расходившееся с католическим.
Единственным источником вероучения он объявил Св. Писание, причем не всё – "второканонические" библейские книги были признаны им апокрифами и выброшены из Библии, к апокрифам Лютер отнес также Послание к Евреям и Апокалипсис. К сентябрю 1522 г. он перевел на немецкий язык Новый Завет, к 1523 г. был закончен перевод Пятикнижия, а к 1534 г. была переведена вся Библия. В переводе Лютера имелись существенные ошибки, но для того времени он был непревзойденным и быстро распространился среди протестантов, положив начало настоящему буму переводов Библии на национальные языки.
Лютер заявил, что толковать Св. Писание может каждый верующий по своему разумению (при помощи Св. Духа), отвергнув таким образом Церковное учительство. Им был провозглашен "догмат всеобщего священства", утверждавший, что каждый верующий сам является священником и учителем, поэтому Таинство Священства упраздняется (его в лютеранстве заменяет "ординация" пасторов). Это учение привело к пересмотру самого понятия Церкви. Лютер считал, что Церковь – это невидимая община оправданных и возрожденных, поэтому он отрицал видимую церковную иерархию и главенство Папы. В существовании Церкви как института, согласно Лютеру, нет необходимости, как нет необходимости и в едином духовном центре: общины верующих могут существовать автономно во главе с выборными пасторами и епископами, подчиняющимися местным светским правителям. Монашество он тоже отрицал, причем сам подал пример своим последователям – публично заявил о выходе из ордена и женился (на бывшей монахине).
Согласно учению Лютера, в мире существует два царства: Божие и мирское. В первом осуществляется оправдание и спасение человека, второе возникает как следствие греха. Каждый из людей принадлежит первому как христианин, а второму – как человек. При этом вера и разум также лежат в разных плоскостях. Евангелие принимается только через благодать веры. Разумом нельзя постичь Откровение.
Особую роль в доктрине Лютера играет учение "об оправдании только верой" (justificatio sola fide), разработанное им в противовес католическому учению о заслугах святых и власти Церкви использовать эти заслуги, в частности, через раздачу индульгенций. Лютер отверг почитание святых (а также иконы, св. мощи и все, что связано с культом Богородицы и святых), заявив, что между человеком и Богом не должно быть никаких посредников, кроме Самого Христа. Церковь земная также не является таким посредником, поэтому уделяемые ею Таинства не могут быть источником благодати. Все Таинства, кроме Крещения и Евхаристии, Лютер отрицал. При этом учение о пресуществлении также отвергалось. Последователи Лютера считают, что Евхаристия – это "вкушение хлеба и вина, в которых, с которыми и под которыми непостижимым образом, при условии веры в Иисуса Христа, вкушаются Его истинные Тело и Кровь". На основе этого учения в 1526 г. была создана "Немецкая месса и последование богослужения".
Отрицание Лютером спасительной роли Церкви привело и к отрицанию Священного Предания, как рожденного Церковью. Этим Лютер перечеркнул для своих последователей всю предшествующую христианскую традицию. Само слово "традиция" с этого времени приобрело для протестантов устойчивый негативный оттенок (что, впрочем не мешает каждой из протестантских общин формировать собственную локальную "традицию").
Лютер оставил целый ряд трудов, в которых подробно изложил и обосновал свое учение. Важнейшими из них являются: "Аугсбургское исповедание веры" (1530), "Книга согласия" (1580), катехизисы.
Взгляды Мартина Лютера сыграли ведущую роль в формировании идеологии Реформации и зарождении протестантизма. Однако сторонники Реформации изначально не были согласны между собой по многим принципиальным вопросам, что вскоре привело к возникновению множества самостоятельных протестантских течений. Последователи Лютера образовали Лютеранскую Церковь.
Лютеранство является доминирующим вероисповеданием в Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Эстонии а также на Севере Германии и Латвии. В настоящее время в мире существуют 192 Лютеранских Церкви, к которым принадлежит около 75 млн. человек. В 1947 г. был образован Всемирный Лютеранский Союз. Его поддерживают около 50 млн. человек.
В России первая лютеранская община возникла в конце XVI века в Москве, в Немецкой слободе. Русские власти терпимо относились к лютеранам (в отличие от католиков), им даже было разрешено строить церкви. С восшествием на Российский престол Петра I, число лютеран в России значительно возросло. В период царствования Екатерины II в Российскую империю переселились многочисленные немецкие колонисты, многие из которых были лютеранами. В начале ХХ в. на территории империи было около 200 лютеранских общин, объединявших более миллиона верующих. С приходом советской власти многие церковнослужители Лютеранской Церкви и рядовые прихожане были репрессированы. Большинство церквей было закрыто. В СССР были образованы три независимые лютеранские консистории: в Эстонии, Латвии и Литве. В 1985 г. в Советском Союзе насчитывалось 580 лютеранских общин, в 1991 г. – 657.
Сегодня в России существуют три самостоятельные Лютеранские Церкви: Евангелическо-Лютеранская Це рковь (создана в 1832 г., восстановлена в 1991 г.), Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии (создана в XVII в., восстановлена в 1970 г.), Единая Евангелическо-Лютеранская Церковь России (создана в 1711 г, восстановлена в 1991 г.).
Литература: