Секта
Западная, Псевдохристианская
1. Основатель:
Единого основателя секты как такового не существует, поскольку движение унитарианства имеет весьма древнюю и богатую событиями историю. Наиболее яркой фигурой среди унитариев называют итальянца Фавста Социна (1539 – 1604), создавшего организованную общину противников учения о Св. Троице. В Америке идеи унитарианства распространялись пасторами Джонатаном Мэхью (1720 – 1766) и Уильямом Чаннингом (1780 – 1842). Мэхью был пастором Западной церкви в Бостоне с 1747 по 1766 гг. За почти двадцатилетний период деятельности он сумел превратить свой приход в центр христианского религиозного либерализма.
2. Время основания:
Унитарианско-универсалистская церковь возникла в 1957 году вследствие объединения двух сект: "Унитарианской церкви" и "Универсалистской церкви".
3. Место основания:
США
4. Регион распространения:
Наибольшее число последователей в США и Великобритании.
5. Местонахождение руководящего центра:
США
6. Организационная структура
Данных нет
7. Базовая литература:
7. Периодические издания:
Данных нет
8. Средства массовой информации:
Данных нет
10. Учебные заведения:
Данных нет
1. Истоки учения:
Унитарии – общее название многочисленных сект и течений, возникших еще в первохристианскую эпоху, которые отрицали в своем учении Пресвятую Троицу. Они известны также как антитринитарии. В эпоху древнего христианства наибольшее влияние среди антитринитариев имели монархиане, утверждавшие, что есть только одно Божественное Лицо. Другие же два – лишь формы единого божества (это учение называлось модализмом) или божественные силы (динамизм). Среди антитринитариев II – III вв. наиболее известен Павел Самосатский и Савелий, пресвитер из Птолемаиды. Затем унитарианство воскресает в Италии во второй половине XVI в., где лидером движения становится итальянец Фавст Социн. Во многом, именно благодаря его последователям, идеи унитарианства распространились во многих странах мира. По сути, на тех же идеях строится учение Унитарианско-Универсалистской церкви.
2. Краткое изложение учения:
Идеологией секты является либеральное христианство. Члены Унитарианско-Универсалистской церкви отрицают учение о Пресв. Троице, божественность Христа, веру в сверхъестественные чудеса, существование рая, ада и чистилища. Они могут называть себя агностиками, гуманистами или даже атеистами. Последователи секты полагают, что моральные ценности не требуют сверхъестественного Существа для их вдохновения и воплощения. Грех также не признается реально существующим. Некоторые приверженцы Унитарианско-Универсалистской церкви считают оскорбительным считать человека грешником.
В 1955 году журнал Look опубликовал интервью с официальными представителями религий, существующих в Америке. Представитель Унитарианской церкви сказал следующее: Члены Унитарианской церкви не верят в то, что Иисус является мессией, будь то воплощение надежды иудеев или фантазии христиан. Они не верят в то, что он воплотившийся Бог, или второе лицо в Троице, или судья в конце мира который будет судить живых и мертвых (журнал Look, 8 марта 1955).
Современное учение Унитарианско-Универсалистской церкви, выражающее взгляды многих религиозных либералов, уже не имеет ничего общего с христианством.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Унитарианско-универсалистская церковь не имеет четкого символа веры, существуют лишь некие общие принципы, позволяющие ее членам идентифицировать себя как унитариан.
1. Основные этапы истории
Унитарианское движение оформилось еще в эпоху Возрождения в Италии. "Унитарии" – самоназвание еретиков, обычно называемых "антитринитариями". В период Реформации унитариане пошли дальше протестантов в отрицании традиционного христианства и отвергли саму основу христианского учения – Догмат о Пресв. Троице. Во главе движения встал итальянец Фавст Социн, который привел учение унитариан в систему и организовал последователей в единую секту (см. социниане). Из Италии унитарии бежали на Восток Европы. Центром унитарианства в XVI – XVII вв. стали Англия и Восточная Европа (Польша и Трансильвания).
Преследуемые в Европе, унитарии частью бежали в Америку, где на рубеже XVIII – XIX вв. идеи унитарианства начали распространяться среди местных протестантов.
Епископальная Королевская часовня в Бостоне стала первой американской протестантской общиной, проголосовавшей в 1796 году за унитарианское учение. Пасторы, открыто выступавшие против Троицы вскоре появились и в других общинах, где отказ от исторического христианства происходил скрыто и постепенно – без голосования. В XIX веке между членами унитарианской церкви и членами консервативных протестантских деноминаций шли широкие дебаты. Гарвардский университет постепенно стал пристанищем унитарианских профессоров. Движение распространилось на Дартмут и другие университеты, которые первоначально были оплотом протестантизма. В настоящее время унитарианских взглядов придерживается часть интеллигенции среди либеральных протестантских кругов как в США, так и в Европе.
2. Современная деятельность
Миссионерская деятельность в Унитарианско-Универсалистской Церкви, как таковая, отсутствует. Лидеры секты утверждают: "Мы умышленно не рассылаем миссионеров по всей земле, чтобы обращать других на наш путь веры... другие религии многому могут научить нас, а мы – их" (Jack Mendelsohn, Why I Am a Unitarian, p. 147).
Ю. Д.