Секта, разновидность хлыстовства
Название
Слово "шалопуты", по версии православных полемистов, означает "люди шального пути". Это название было дано членам секты православным населением. Сами сектанты называли себя "братьями духовной жизни".
История
Основателем секты был крестьянин Борисоглебского уезда Тамбовской губернии Порфирий Катасонов, работник и ученик известного хлыстовского "христа" Аввакума Копылова.
Еще при жизни Аввакума Катасонов пользовался огромным авторитетом в хлыстовской общине Тамбовской губернии, при сыне Аввакума Федоре он стал ее фактическим лидером. Катасонов активно рассылал хлыстовских "миссионеров" по всему югу России. Благодаря его стараниям, секта особенно сильно распространилась на Кавказе и в Закавказье, куда он был сослан именно за распространение сектантского учения. Около 1875 г. Катасонов объявил себя "живым богом". После его смерти, в 1886 г. главой секты стал Р. П. Лихачев, мещанин из Ейска, также именовавший себя "живым богом".
Кроме Тамбовской губернии, до революции секта была распространена в станицах Кубанской области и Войска Донского, а также в Ставропольской, Полтавской, Екатеринославской, Харьковской, Воронежской, Херсонской, Таврической и Курской губерниях. Община шалопутов существовала и в Петербургской губернии.
В начале ХХ века шалопуты стали смешиваться со штундистами и молоканами.
Учение
Шалопуты не признавали существования Бога как личности. По их учению, божество, наполняя собой все сущее, может вселяться в некоторых людей и пребывать в них временно или постоянно. Второго удостаиваются немногие и лишь при условии строгого соблюдения хлыстовских заповедей и 40-дневного поста.
Воплощение божества в людях началось с Моисея и продолжается до сих пор. После Моисея божество переселилось в Иисуса Навина, а затем, через много поколений – в Иисуса Христа. Он был обычным человеком, но отличался благочестием и после 40-дневного поста в Него вселилось божество. Интересна шалопутская трактовка рождения Иисуса: они учили, что Мария научила Иисуса жить благочестиво, в этом и состояло его "рождение". Именно поэтому Марию называют Богородицей. По верованиям шалопутов, Мария и Иисус умерли как обычные люди, их тела истлели, а божество перешло в апостолов, а затем – в их последователей. Позднее существовал значительный промежуток времени, когда божество оставило мир и не воплощалось. Тогда оставшиеся верные собрались вместе, долго постились, после чего взошли на гору и своей усиленной молитвой упросили божество снова сойти на землю. Так божество вселилось в основателя хлыстовства Данилу Филиппова, а затем в лидеров шалопутской секты. Сектанты утверждали, что, согласно Книге Откровения (4:4), всего переселений божества будет 24. При последнем старце последует кончина мира.
В отличие от других течений хлыстовства, шалопуты называли "богородицами" не только женщин, но и мужчин, поскольку последние тоже "рождают словом" других людей, как Мария "родила" Иисуса. Равным образом и "христом" может быть не только мужчина, но и женщина, т. к. божество может вселяться как в мужчин, так и в женщин.
Нравственное учение шалопутов состояло в следующих правилах: не есть мясного, не употреблять алкоголь, жить в чистоте (супружество отвергалось), не сквернословить, слушаться старших братьев в общине, жить в любви и единодушии с единоверцами, повиноваться мирской власти по правде, собираться на молитву в установленное время.
Религиозные практики
У шалопутов было два вида молитвенных собраний: одни совершались после обеда каждое воскресенье, другие устраивались в ночное время. Воскресные собрания состояли из чтения избранных мест из Нового Завета и апокрифических книг. Чтение сопровождалось разъяснением и пением. Ночные собрания (радения) назывались у шалопутов "скинией Божией", "апостольской" или "пророческой" литургией, "тайной вечерью". Помимо чтений и пения, здесь происходила исповедь перед старшим и радения. Во время радений некоторые из сектантов, вдохновившись, выходили на средину комнаты и "пророчествовали", предсказывая кому-либо из членов общины его будущее или раскрывая факты из его прошлого. Другие в это время рыдали, кривлялись или бились в конвульсиях, что считалось действием "Св. Духа". После собраний делали ужин, называвшийся "вечерью любви".
Литература