21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

АФРИКАНСКИЕ СЕКТЫ

В данном разделе содержатся материалы, посвященные специфическим африканским сектам, возникшим непосредственно в Африке и не имеющим широкого распространения за пределами континента.

Общее число приверженцев различных африканских сект, по данным на конец ХХ в., составляло 6% от всего населения Африки (ок. 40 млн. чел.). 2/5 всех сектантов проживает в Южной Африке, 1/4 – в Западной Африке, 17% – в Центральной Африке и 12% – в Восточной Африке. При этом половина всех членов сект сосредоточена в Кении, Заире и ЮАР.

Африканские секты имеют целый ряд общих характерных черт, например, использование при богослужении традиционных танцев под тамтамы для введения адептов в состояние транса, наличие системы пищевых табу, использование магических практик, совершение жертвоприношений и т. п. Это объясняется тем, что в основе абсолютного большинства африканских сект лежит религиозный синкретизм, стремящийся соединить местные языческие верования с иудаизмом, исламом или христианством. Выделяют несколько основных направлений синкретизации:

  1. иудаизм с традиционными верованиями народов банту;
  2. иудаизм с традиционными верованиями берберских народов;
  3. иудаизм с традиционными верованиями кушитских народов;
  4. ислам с политеистическими верованиями народов Западного и Центрального Судана и Сахары;
  5. ислам с традиционными верованиями народов банту Восточной Африки;
  6. ислам с традиционными верованиями кушитских народов;
  7. эфиопско-монофизитское христианство с традиционными верованиями кушитских народов;
  8. христианство с верованиями малагасийцев;
  9. христианство с политеистическими верованиями народов Западной, Центральной и Восточной Африки;
  10. креольское афрохристианство;
  11. "гражданские религии" (искусственно созданные религиозно-идеологические системы, официально установленные в ряде африканских государств).

Большая часть африканских синкретических сект с доминирующим христианским элементом выделилась из церквей и общин, основанных в XIX – пер. пол. XХ вв. белыми миссионерами и принадлежащих к различным протестантским деноминациям.

Так из англиканства выделились:

  1. "Избранные евангелического возрождения" (Уганда);
  2. "Номья Луо" (Кения);
  3. "Дини я рохо" (Кения);
  4. "Церковь Бога" (Бурунди) и др.

Из лютеранства:

  1. "Центрально-африканская церковь" (Центрально-Африканская Республика);
  2. "Независимая община" (Чад);
  3. "Лютеранская церковь бапеди" (ЮАР) и др.

Из методизма:

  1. "Африканская методистская епископальная церковь" (Свазиленд);
  2. "Церковь Эледжи" (Бенин);
  3. "Объединенная туземная африканская церковь" (Бенин) и др.;

Из баптизма:

  1. "Протестантская баптистская церковь Киву" (Заир);
  2. "Баптистский комитет" (Центрально-Африканская Республика);
  3. "Баптистская церковь Библии Мадагаскара" (Мадагаскар) и др.

Из пятидесятничества:

  1. "Апостольский дворец" (Буркина Фасо);
  2. "Миссия ассамблеи Бога" (Того) и др.

Синкретические секты христианского происхождения обычно разделяют на три основных группы:

  1. "Эфиопские церкви". Их отличительной особенностью является формирование по расовому признаку – членами этих сект могут быть только чернокожие африканцы. Основным мотивом отделения таких общин от миссионерских церквей было недовольство засильем белых в их руководстве. Особенно много таких сект на Юге, а также в некоторых районах Центральной и Восточной Африки.
  2. "Сионские церкви". Они распространены преимущественно в Южной и Центральной Африке. Верования этих сект, как правило, содержат учение о том, что белые люди "исказили Библию", поэтому они считаются "нечистыми христианами". Среди их последователей, например, очень распространен миф о "черном Христе", который противостоит "белым демонам". "Сионские церкви" активно борются с магией, но, в то же время, более активно используют в своих доктринах элементы традиционных (языческих) верований и культов.
  3. "Апостольские" или "Мессианские церкви". Центральной фигурой в таких сектах является "пророк", "апостол" или другой харизматический лидер, нередко обладающий целительскими и иными экстраординарными способностями. Для последователей сект этого типа характерно ожидание скорого пришествия "Черного Спасителя". "Апостольские церкви" распространены в Западной, центральной и Восточной Африке.

Синкретические секты, сохраняющие в неизменности важнейшие христианские догматы, но одновременно допускающие для своих последователей участие в традиционных языческих культах, связанных с анимизмом, фетишизмом и т. п., получили название адаптированно-христианских сект. Адаптированно-христианские секты распространены по всей Африке и странам Карибского бассейна. Общее число их последователей оценивается в 10 млн. человек.

Существует несколько направлений африканского сектантства христианского происхождения, каждое из которых восходит к той или иной секте, возникшей в XIX – начале ХХ в (см. Африканские секты Нового времени). Наиболее крупные из этих направлений – кимбангизм в Центральной Африке, китавализм в Центральной и Южной Африке, апостолизм в Центральной и Южной Африке и харризм в Западной Африке.

Литература

  1. "Традиционные и синкретические религии Африки", "Наука" ГРВЛ, М., 1986.
  2. Таевский Д. А. "Христианские ереси и секты I – XXI веков" Словарь. Издательство "Intrada", М., 2003.,

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)