Национально-государственная церковь Армении.
По имени основателя известна также как Армяно-Григорианская.
Исторические сведения, относящиеся к древнейшему периоду Армянской Церкви малочисленны. Основная причина в том, что армянский алфавит был создан лишь в начале V века. История первых веков Армянской Церкви сохранилась в виде предания и лишь в V веке была записана.
Предание Армянской Церкви гласит, что семена христианства были посеяны в Армении еще во времена апостолов. Есть ряд свидетельств, утверждающих, что христианство было проповедано в Армении непосредственно апостолами: Фаддеем и Варфоломеем. Они приняли мученическую смерть по повелению армянского царя Санатрука, и тем самым дали начало Армянской Церкви.
До нас дошел фрагмент одного исторического сочинения, где говорится о мученичестве Воскянов и Сукиасянов в Армении в конце I и начале II в. Автор указывает, что сведения о мученичестве он взял у Татиана в Диатессароне. Документ утверждает, что Воскяны были учениками апостола Фаддея. После мученической кончины апостола, они обосновались на берегу реки Евфрат. По воцарении Арташеса, они пришли к нему с проповедью Христа, но он ее не принял. Им однако удается обратить в христианство нескольких придворных аланов, прибывших к царице Сатеник. За это сыновья царицы придают их мученической смерти. Аланские князья, принявшие христианство, уходят с царского двора и находят прибежище на склоне горы Джрабашх, где, прожив 44 года, принимают мученическую кончину во главе со своим предводителем Сукиасом.
В I в. распространению христианства в Армении способствовали самые разные факторы. Несомненное влияние оказало проникновение христианства на территории соседних Каппадокии, Осроены и Адиабены. Армения была связана с этими странами широкими торговыми, культурными и политическими контактами. Немаловажно и то, что в I – III вв. Малая Армения в политическом отношении являлась частью Римской провинции Каппадокия, поэтому неудивительно, что христианство из Малой Армении проникло и в Великую Армению. Сыграло свою роль и существование в Армении поселений еврейской диаспоры. Известно, что первые христианские миссионеры обычно проповедовали в начале там, где были еврейские общины, поскольку иудеям проповедь о пришедшем в мир Мессии была понятней, чем язычникам, не знакомым с традицией Ветхого Завета. Еврейские общины существовали в главных городах Армении: Тигранакерте, Арташате, Вагаршапате, Зареаване.
О христианстве в Армении упоминает Тертуллиан в "Слове против иудеев". Оно было написано в 197 году и в нем упоминаются народы, принявшие христианство: парфяне, лидийцы, фригийцы, каппадокийцы и армяне. Это свидетельство подтверждает и Августин в труде "Против манихеев". В конце II – начале III века христиан в Армении преследовали цари Вагарш II (186 – 196), Хосров I (196 – 216) и их преемники. Эти гонения описаны епископом Кесарии Каппадокийской Фирмилианом в книге "История гонений на Церковь". Евсевий Кесарийский упоминает письмо Дионисия Александрийского "О покаянии к братьям в Армении, где епископом был Меружан". Письмо Дионисия датируется 251 – 255 гг. Оно показывает, что в средине III в. в Армении существовала уже иерархически организованная община христиан.
Принятие армянами христианства на государственном уровне, согласно преданию, имеет следующую историю. В 287 г. царь Трдат (Тиридат) III совершал жертвоприношение языческой богине Анаит. Жертвоприношение считалось деянием государственным и в нем должен был принимать участие весь двор. Однако один из приближенных царя по имени Григор (Григорий), будучи христианином, отказался от участия в жертвоприношении. За это царь приказал бросить его в Арташатскую темницу для смертников. Тогда же Трдат III издает указ о преследовании христиан на всей территории Армении. В это время мученичество принимают и Девы Рипсиманки. По преданию, девы-христианки бежали из Рима во время гонений императора Диоклетиана. Через Эдесию они Армению и обосновались в Вагаршапатских виноградных давильнях. Одна из них – Рипсимэ (имя сохранилось в армянской транскрипции) привлекла внимание царя и он даже выразил желание взять ее в жены. Однако к своему изумлению получил отказ. Придя в ярость, царь отдает приказ казнить Рипсимэ, а также ее спутницу Гаянэ. С ними погибают еще 34 девушки-христианки. Это произошло в 300 году. Удивительное мужество и стойкость веры молодых христианок настолько потрясли царя, что он совершенно лишился душевного покоя и вскоре тяжело заболел. Некоторое время спустя, сестра царя Хосровидухт увидела вещий сон из которого явствовало, что спасти царя может только его бывший приближенный – христианин Григорий, которого он бросил в тюрьму. Едва живого Григория привели к царю. Предав земле тела погибших дев-мучениц, Григорий начал проповедовать царю христианство. В течение 66 дней он пытался донести до сердца Трдата Благую Весть. Его труд был вознагражден – царь вместе со всем двором принял крещение и вскоре исцелился от болезни. Это произошло в 301 г. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и принял епископское рукоположение из рук епископа Леонтия. Леонтий поручает епископу Себастии Петру провести в Армении интронизацию Св. Григория Просветителя. Церемония происходит в Аштишате, т. к. там издавна существовала епископская кафедра. Св. Григорий построил в Вагаршапате кафедральный собор, на том месте, где ему было видение нисходящего с неба Сына Божия. От этого храм и получил свое название Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает "сошел Единородный" т. е. Иисус Христос. После принятия Арменией христианства римский император Максимин (305 – 313) объявил армянам войну как предателям. Армения была вынуждена с оружием в руках отстаивать новую веру.
Со второй половины V в. Армянская Церковь не приняв постановлений Халкидонского Собора, отпала от Вселенской Церкви. Впоследствие выяснилось, что причиной этого, главным образом, было непонимание, связанное с особенностями перевода соборных документов. На Халкидонском соборе представителей Армянской Церкви не было, поэтому постановления Собора точно не были известны. Между тем в Армению приходили монофизиты, утверждавшие, что на Халкидонском Соборе было восстановлено несторианство. При переводе греческого текста соборных постановлений иерархи Армянской Церкви посчитали, что Собор говорит о двух лицах во Христе, хотя на самом деле речь шла о двух естествах – божественном и человеческом. Поэтому Халкидонский Собор и все последующие за ним Армянской Церковью не признаются.
С течением времени в Армянской Церкви образовались некоторые особенности, еще более отдалившие ее от Вселенской Церкви. Например, во время Евхаристии в вино не добавляется вода.
Часть армян отреклась от монофизитства и воссоединилась с Католической Церковью. Они называются армяно-католиками и образуют собственную Церковь армянского обряда, находящуюся в общении со Св. Престолом. Некоторые армяне стали католиками, приняв латинский обряд.
С IX века под влиянием политических и экономических факторов часть армянского населения была вынуждена покинуть страну и искать убежища заграницей. Таким образом, вследствие исторических условий в Армянской Апостольской Церкви образовались Иерусалимский и Константинопольский Патриархаты и Киликийский Католикосат (Великий Дом Киликии), который в настоящее время находится в Антилии (Ливан). Эти три кафедры в "духовном отношении" находятся в юрисдикции Эчмиадзина, но пользуются внутренней административной автономией.
В юрисдикции Иерусалимского Патриархата находятся армянские приходы Израиля и Иордании; в юрисдикции Константинопольского Патриархата – приходы Турции и острова Крит, в Католикосат Великого Дома Киликии входят епархии Ливана, Сирии и Кипра. Каждая кафедра также имеет свои приходы и церковно-административные структуры в местах проживания армянской диаспоры в Западной Европе, Северной и Южной Америке.
Главой Армянской Апостольс кой Церкви является Верховный Патриарх и Католикос всех армян (в настоящее время – Гарегин II), чья постоянная резиденция находится в Эчмиадзине. Его также называют Верховным Патриархом и Католикосом Араратского Общенационального Престола Церкви-Матери. Он считается верховным духовным главой всех верующих армян, хранителем и защитником веры Армянской Церкви, ее богослужебных обрядов, канонов, традиций и единства. В канонических пределах он наделен всей полнотой власти в управлении Армянской Церковью.
Духовным и административным центром Армянской Апостольской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин – Католикосат всех армян. Здесь же с VII в. существуют два монастыря – Св. Рипсимэ и Св. Гаянэ, являющиеся классическими памятниками армянской архитектуры. В Эчмиадзине также располагаются Духовная академия и семинария.
Армянская Апостольская Церковь издает журнал "Эчмиадзин". Он был учрежден в 1945 г. как продолжение журнала "Арарат", прекратившего свое существование в 1919 г. Журнал является официальным ежемесячником. Он играет главную роль в координации деятельности Армянской Церкви в различных ее епархиях. Церковь издает также богослужебные книги, духовную и церковно-историческую литературу. Эту работу ведет специально созданный издательский отдел.
На территории бывшего СССР в 2002 г. было 11 епископов и 120 священников Армянской Апостольской Церкви, действовали 62 общины. Большая часть (37 общин) находится в Армении. Остальные – в России и Грузии. 6 епархий Армянской Апостольской Церкви: Араратская, Ширакская, Гугарская и Сюминская находятся на территории Армении и 3 епархии: Ново-Нахичеванская и Российская, Грузинская и Арцахская – за ее пределами. Из-за массовых выездов армянского населения из Азербайджана прекратила свою деятельность Бакинская епархия.
В России Армянская Апостольская Церковь представлена Ново-Нахичеванской и Российской епархией с центром в Москве. В ее состав входят около 40 общин, 27 из которых находятся непосредственно на территории России. Главой епархии является патриарший Экзарх (в настоящее время – епископ Езрас Нерсисян), являющийся также Ростовским викарием. При нем действует Епархиальный совет, в который помимо духовных лиц входят видные деятели культуры. В каноническом подчинении этой епархии находятся также армянские церковные общины некоторых стран, возникших на территории бывшего СССР: Украины (Львов, Ялта), Молдовы (Кишинев), Узбекистана (Самарканд). Кроме того, планируется строительство армянского храма в Латвии (Рига). В составе Ново-Нахичеванской и Российской епархии три викариата: Северо-Кавказский (г. Сочи), Ростовский и Западный. К настоящему времени армянские церковные общины зарегистрированы не менее чем в 10 городах Краснодарского края, но действующий храм на территории края сохранился только в Армавире. Поэтому в Краснодаре, Новороссийске, Сочи, и Адлере активно ведется строительство новых церковных зданий. В Ставропольском крае армянские церковные общины существуют в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, Буденновске, Едессии: практически во всех этих городах имеются, строятся или восстанавливаются здания храмов. Из республик Северного Кавказа армянские церковные общины действуют в Северной Осетии и Адыгее. Ростовский викариат Армянской Апостольской Церкви объединяет общины Ростова-на-Дону, Астрахани, Волгограда, Саратова, которые в большинстве своем тоже не имеют храмов. Западный викариат Армянской Апостольской Церкви включает в себя церковные общины Москвы и Санкт-Петербурга.