Dec 3
Св. Франциск Ксаверий, священник

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ХРИСТИАНСКАЯ НАУКА
(CHRISTIAN SCIENCE)

Секта
Западная, Псевдохристианская

Секта также известна под названием "Церковь Христа, Научная" ("Church of Christ, Sсientist"). Сами последователи секты называют себя "христианскими учеными" или "сайентистами" (из-за чего их часто путают с "саентологами" – последователями "Дианетики").

I. Основные данные

1. Основатель: Мэри Энн Морс Бейкер, известна больше как Мэри Бейкер Эдди (Mary Baker Eddy – по фамилии третьего мужа, Асу Эдди) или просто миссис Эдди, 1821 – 1910.

Родилась 16 июля 1821 г. в г. Бау, Нью-Хэмпшир, США, в семье фермеров, прихожан Конгрегационалистской церкви. Основательница "Науки об исцелении" никогда не отличалась крепким здоровьем. Болезни, среди которых были серьезное заболевание позвоночника, приступы истерии, болезнь десен (из-за чего Мэри была вынуждена носить зубные протезы), а также слабое зрение, неотступно преследовали миссис Эдди практически с самого детства. В 1843 г. Мэри вышла замуж за Джорджа Вашингтона Гловера. Через 6 месяцев после свадьбы ее муж умер от желтой лихорадки. Вскоре у Мэри родился сын, Джордж. Когда ребенку исполнилось 4 года, мать отправила его на воспитание к дедушке с бабушкой. Что было с Джорджем-младшим дальше, точно не известно. Некоторые исследователи говорят, что вновь Мэри увидела сына, когда ему исполнилось 34 года. Другие же утверждают, что мальчик умер вскоре после своего переезда к родственникам.

В 1853 г. Мери вышла замуж за доктора Дэниэла М. Патерсона, дантиста. Брак оказался неудачным. Однако только в 1873 г. миссис Патерсон сможет добиться развода от своего мужа. В 1862 г. Мэри познакомилась с известным целителем Финеасом Квимби. После нескольких сеансов терапии, включавшей в себя потирания влажными руками головы пациента, миссис Паттерсон превратилась в ярую поклонницу Квимби и безмедикаментозного лечения. Квимби утверждал, что "болезнь – вообще любую болезнь – можно проследить до самых ее истоков, которые кроются в невидимом мире ума; что умственные факторы производят мощные изменения" в организме. Он полагал, что лечить человеческие болезни нужно не при помощи медицины, а по примеру Христа – духовным воздействием. Этот метод лечения он называл "Христианской наукой" или "Наукой здоровья". Свои идеи целитель изложил в книге "Наука о человеке". Квимби умер в середине января 1866 г., а 1 февраля 1866 г. Мэри Бэйкер Паттерсон была доставлена в больницу после падения на скользком тротуаре. Как позже говорила сама пострадавшая, повреждения ее были столь серьезны, что врачи не верили в выздоровление, личный врач Мэри Альвин Кушинг считал, что его пациентка не проживет и трех дней. (Однако сам доктор Кушинг позже отрицал слова Мэри, заявив, что никогда не считал, что ее физическое состояние внушало опасения.) На третий день, который должен был стать последним днем ее жизни, Мэри взяла Библию и прочла: "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой…" (Мф. 9, 2 – 8). В этот самый момент смертельно больная исцелилась. Так, по версии самой Мэри, и была открыта "христианская наука".

В день открытия "божественной науки", по мнению "христианских ученых", произошло второе пришествие Христа, т. к. тогда были якобы восстановлены духовные истины. С этого дня Мэри Бейкер начинает активно проповедовать новое учение.

Уже скоро после своего чудесного выздоровления "великая целительница" перестала вспоминать своего былого кумира и наставника, а спустя несколько лет отзывалась о нем не иначе, как о "необразованном знахаре". Следующие лет десять миссис Паттерсон собиралась с мыслями, читала лекции о чудесной науке о здоровье (по рукописям Квимби) и добивалась развода от мужа. В 1875 г. вышла книга "Наука и здоровье" (позже дополненная "Ключом к Священному Писанию"), в которой новый "пророк" рассказывает, как избавиться от болезней, и заодно разъясняет, как правильно читать Св. Писание. После того, как были сформулированы основные положения "науки", проповедница начала обретать первых сторонников. В это время она жила и работала в г. Линн, штат Масачусетс. Среди студентов, которым за определенную плату Мэри читала свой курс лекций, она не находила поддержки (скорее наоборот). Однако 4 июля 1876 г. Мэри и шесть ее последователей основали общество Христианской Науки. Один из этих последователей – Асу Джилберт Эдди – стал ее мужем. Мэри было уже 56.

Недовольство студентов заставило Миссис Эдди и ее немногочисленных приверженцев покинуть Линн и искать новое пристанище. Однако именно после отъезда из негостеприимного города секта начала быстро разрастаться, и в 1879 г. появилась собственно "Церковь Христа, Научная". Миссис Эдди провозгласила себя пастором новой "церкви", и с тех пор именовалась Мать Мэри.

Вскоре после переезда "христианских ученых" в Бостон умер от сердечного приступа муж Мэри. Это событие вызвало большой интерес в прессе, но вопреки всеобщим ожиданиям миссис Эдди не признала несостоятельность своей Науки. Мать Мэри заявила, что Асу Эдди был убит ее бывшими студентами: его "мысленно" отравили мышьяком. Это вполне соотносилось с учением Христианской Науки (по которому все события происходят исключительно в мире ума), но не с результатами медицинского вскрытия. Единственный врач, подтвердивший утверждение миссис Эдди, на поверку оказался владельцем фабрики абортов без документов, подтверждавших его медицинское образование. Сама миссис Эдди никогда не сомневалась в своей правоте. Может быть, именно благодаря настойчивости основательницы "Христианская наука" не потеряла в тот момент своих немногочисленных последователей.

В последние годы жизни миссис Эдди очень страдала от ухудшения здоровья. Ей даже пришлось обращаться за помощью к докторам (впрочем, нечасто). Она разрешила и "христианским ученым" прибегать к услугам врачей, но только в самых тяжелых случаях. Мать Мэри, открывшая принципы "боговдохновенной науки" и "секрет вечной жизни", умерла 13 декабря 1910 г. в возрасте 89 лет. Перед смертью она просила своего верного сподвижника Адама Дики объявить всем после ее ухода из этого мира о том, что она была "умерщвлена мысленно", так же как и ее муж Асу.

2. Время основания:

4 июля 1876 г. – организация общества "Христианской Науки" из 6 членов. 1879 г. – основание "Церкви Христа, Научной". "Церковь" состояла на тот момент из 26 членов.

3. Место основания:

Общество "Христианской науки" было организовано в г. Линн, штат Массачусетс, США, затем переехало в Чарлстоун, Массачусетс, США, где быда основана собственно "Церковь Христа, Научная". Практически сразу после основания "Церковь" переехала в г. Бостон. По некоторым данным, "Церковь" возникла уже в Бостоне.

4. Регион распространения:

В настоящее время секта распространена по всему миру. Наибольшее число последователей в США и Западной Европе.

5. Местонахождение руководящего центра:

Бостон, Массачусетс, США – местонахождение "Материнской Церкви". Адрес в Санкт-Петербурге: 196135, СПб, ул. Алтайская, 37 (ст. метро "Московская")

6. Организационная структура:

После смерти Мэри Бэйкер Эдди организацию возглавляет Совет директоров. С конца 2004 г. им руководит Мэри Траммелл.

Каждой местной "церковью" управляют чтецы, которых избирают на срок от одного до трех лет, и учителя. Они организуют воскресные чтения Библии и отрывков из книг миссис Эдди. "Христианская наука" выдает лицензии своим "практикующим врачам" (или "практишенерам"), которые занимают места настоящих и регулярно дают сеансы духовного лечения членам секты. Специально подготовленные "Христианские ученые" путешествуют по всему миру, выступая с лекциями о "духовных законах, лежащих в основе исцелений". Всего в мире насчитывается около 70 таких лекторов, составляющих Совет Лекторов Christian Science.

7. Базовая литература:

Основная:
Мэри Бейкер Эдди "Наука и здоровье: ключ к Священному Писанию" (Mary Baker Eddy "Science and Health with Key to the Scriptures"). Первое издание: 1875 г.

Дополнительная:
"Prose Works". Эта книга является собранием сочинений Мэри Бейкер Элли, не вошедших в "Науку и здоровье". Она включает в себя следующие работы:

  • "Miscellaneos Writtings" (Избранные сочинения);
  • "Retrospection and Introspection" ("Ретроспекция и интроспекция");
  • "Uniti of Good" ("Единство добра");
  • "Pulpit and Press" ("Кафедра и пресса");
  • "Rudimental Divine Science" ("Начальная Божественная Наука");
  • "No and Yes" ("Нет и Да");
  • "Christian Science versus Pantheism Church" ("Христианская Наука против Пантеизма");
  • Messages to The Mother Church (Послания Матери-Церкви за 1900, 1901, 1902 гг.);
  • "Christian Healing" ("Христианское исцеление");
  • "The People"s Idea of God" ("Идея народа о Боге");
  • "The First Church of Christ, Scientist" ("Первая Церковь Христа, Научная").

Устав Христианской Науки изложен в "Руководстве Матери Церкви", впервые опубликованном в 1905 г.

8. Периодические издания:

Журналы:
Christian Science Journal, выходит ежемесячно;
Christian Science Sentinel, еженедельный журнал;
The Herald of Christian Science, издается ежемесячно на 12 языках, включая русский.
Ежекватральник Христианской Науки, содержит уроки-проповеди, издается на 14 языках, включая русский.

Газета: Christian Science monitor, впервые вышла в 1908 г.

9. Средства массовой информации:

Данных нет

10. Учебные заведения:

Массачусетский метафизический колледж (основан в 1881 г., в Бостоне).
В 1890-х гг. в США "Христианской науке" принадлежало 30 "институтов", где последователи миссис Эдди вели "курсы врачевания". Все это – частные заведения.
Сейчас всей преподавательской деятельностью управляет Совет Просвещения Christian Science. Преподаватель, получивший диплом от Совета имеет право вести первичный курс обучения в классе численностью не более 30 человек. Занятия проводятся при местных "Церквях".

II. Учение

1. Истоки учения:

Христианство (протестантизм), восточный мистицизм (подобно многим восточным и гностическим учениям, Христианская наука отрицает реальность существования физического мира, считая его иллюзией).

2. Краткое изложение учения:

Основные положения учения миссис Эдди изложены в книге "Наука и здоровье: ключ к Священному Писаию". "Библия была моим единственным источником. У меня не было никакого другого гида по "прямому и узкому пути Истины", – говорит Мэри Бейкер о своем открытии. Однако при сравнении ее книги с рукописями целителя Финеаса Квимби можно сразу установить, что большинство идей "великой книги" (включая и само название метода исцеления) позаимствовано у "необразованного знахаря", как Миссис Эдди называла Квимби – своего бывшего учителя. Как и Квимби, миссис Эдди утверждает, что "причины всего кроются в разуме, и что любой эффект является духовным феноменом". Но она пошла дальше своего учителя и "открыла", что болезни, смерть и даже сами наши тела не существуют – они всего лишь продукт нашего воображения, иллюзия "смертного разума". Все эти предположения Мэри Бейкер подтверждает Св. Писанием, при этом Библия, которая якобы была ее "единственным источником", трактуется довольно нетрадиционно. Внесения поправок и оговорок объясняется тем, что "Тленное и материальное прокралось в Святое Писание и затмило собой… вдохновенные Богом страницы". Получается, что Библия дошла до нас в плохом переводе, и необходим человек, который смог бы истолковать ее. Мэри Бейкер и посчитала себя той, кого Бог предназначил выполнить эту задачу.

Таким образом, в "Ключе к Священному Писанию" миссис Эдди, повинуясь Божьей воле и, более того, являясь "лишь переписчиком" божественных законов, "объяснила" всем, как следует читать Библию: Библию нельзя понимать дословно, все люди и события, которые упоминаются в Св. Писании, – это лишь символы чего-то духовного, находящегося за пределами наших пяти органов чувств, в мире разума. Ничего физического не существует. Адам, например, уже не означает первого человека, вкусившего запретный плод, но понимается как символ "заблуждения, ошибки, веры в первородный грех, болезнь и смерть".

"Истины", открытые основательницей "Христианской науки", кратко можно представить следующим образом:

а) Бог – "Первопричина, Разум, Душа, Дух, Жизнь, Истина, Любовь, все сущее, разум". Таким образом, Бог "Христианской Науки" – это духовная Сущность, не обладающая никакими конкретными качествами, некое Оно. Миссис Эдди отрицала также молитву, утверждая, что "Привычка обращаться к божественному Разуму так, как мы обращаемся к человеческому существу, ограничивает Бога человеческими рамками, и эта ошибка затрудняет духовный рост".

b) Как и все другие секты, "Христианская наука" отрицает существование Св. Троицы. Поэтому, по учению миссис Эдди, Иисус Христосбыл не Богом, а всего лишь Сыном Бога, т. к. вера в Св. Троицу, как говорится в "Ключе к Святому Писанию", предполагает политеизм (многобожие). Бог же один. Христос – Сын Бога, Его "духовная идея". Причем следует различать Христа и Иисуса. "Иисус – это имя человека, … а Христос есть Божественная Идея". То есть Сын Бога – это Христос, Иисус же – "человек, подобный людям". Получается, что Иисус – это имя воображаемого тела Христа, которое являлось всеобщей иллюзией ("Иисус был рожден духовными размышлениями Девы Марии о Жизни и ее проявлениях"). А поскольку Христос не имел реального тела, то Он никогда не умирал на кресте. "Его ученики считали Иисуса мертвым, в то время как Он живой прятался в гробнице". Сын Бога позволил себя распять не ради искупления грехов (которых, по учению Христианской науки, нет), а чтобы показать всем, что смерти не существует, разрушить веру в нее и "веру в грех". В этом и заключалась Его Миссия. В результате "Он поднялся выше физического знания Своих учеников, и материальный мир Его больше не видел" (т. е. Он вознесся).

с) Личность Святого Духа также трактуется не в традиционном христианском смысле, а как некий символ. Св. Дух, по мнению Мэри Бейкер, символизирует Святого Утешителя или Божественную науку, которую Христос прислал людям после своего вознесения.

d) Существование физического тела также оспаривается. Библия якобы учит, что человек не телесен. Он – духовное существо, т. к. создан по образу и подобию Божьему, он является Божиим отражением. И по сему – "духовный человек совершенен", греха нет, "что возможно Богу, возможно и человеку".

Поскольку нет греха, то нет и ада, где бы люди страдали за грехи свои после смерти. Ад – это лишь такое умонастроение, при котором мы сами мучаем себя за воображаемый грех, "добровольная агония, смертная вера, заблуждение, угрызения совести…" Вера в грех, ад и смерть – вот наивысшее зло, а за него ч елов ек уже наказан тем, что мучается от несуществующей боли. "Зло есть ложная вера". Именно это зло мешает наступлению Царствия Небесного. Людям осталось только понять это, понять, в чем замысел Божий, как достигнуть вечной жизни. То есть, нужно понять, что весь осязаемый мир и, соответственно, все, что в нем происходит, – это иллюзия, плод человеческой фантазии. А поскольку нашего мира реально не существует, то нет и болезней, страданий, наконец, смерти.

e) Духовное начало может превозмочь физическое. На этом основан метод исцеления миссис Эдди. "Больные излечиваются … познанием того, что болезни нет".

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

4 июля 1876 г. Мэри Бейкер и шесть ее последователей основали общество Христианской Науки. Вскоре новая секта переехала в Чарлстоун, где в 1879 году была основана "Церковь Христа, Научная". "Церковь" состояла на тот момент из 26 членов. Сама миссис Эдди стала их пастором, приняв духовный сан через "посвящение ее учениками". В 1981 г. "церковь" переезжает в Бостон. Там миссис Эдди организовала колледж (получивший позже название Массачусетский метафизический колледж), где она, по данным Христианской науки, обучала 8 тысяч студентов, плативших 300 $ за 12 уроков.

К 1896 г. число "церквей" и обществ "христианской науки" достигло четырех сотен, а количество членов в них перевалило за две тысячи. В обязанности каждого "христианского ученого" входило посещение лекций, молитвенных встреч, а также распространение литературы о здоровье. Причем ученикам миссис Эдди нужно было выкупать книги на свои средства и распространять их собственными силами. Время от времени Мэри объявляла своим последователям: "Христианским ученым предписано не обучать людей Христианской Науке… Обязанностью всех членов Христианской Науки будет распространение и продажа как можно большего числа книг…", которые являются "единственно стоящим наставлением". Неповиновение грозило исключением из "церкви". Закономерно, что состояние "матери Мэри" быстро росло. "Если мы посеяли в вас духовное, велико ли дело, что мы пожнем плотское?" – говорила целительница. В конце жизни ее личное состояние превышало 3 млн. долларов.

После кончины миссис Эдди в "Церкви" началась борьба за власть. Фактически и юридически власть перешла в руки Совета директоров. Однако некоторые члены секты были возмущены таким положением дел, произошел раскол в рядах "христианских ученых". В Лондоне под руководством Анни Билл возникла Церковь Родителей Христианской Науки. Последователи новой "Церкви" придерживались мнения, что миссис Эдди намеревалась иметь преемника и передать ему бразды правления, в ее планы не входил самозванный Совет директоров. "Церковь родителей" регулярно выпускала журнал "Страж Христианской науки", где практически в каждом номере обвиняла Совет в том, что тот узурпировал власть и действует вразрез с волей основательницы "церкви". В конце концов "Стражу" удалось опубликовать цитаты из "Воспоминаний Адама Дикки", из которых следовало, что миссис Эдди ждала преемника. Но поскольку преемника Мэри так и не назначила, спор был забыт, а Церковь Родителей Христианской Науки потеряла свою актуальность и, соответственно, последователей.

В России Христианская Наука появилась в 1906 г. Как утверждают сами "христианские ученые", после ознакомления с "Основами религиозного учения Christian Science" Священный Синод Русской Православной Церкви, не найдя никаких противоречий, дал разрешение на проведение публичных богослужений. Секта благополучно росла и ширилась. Центр Христианской науки разместился в Петербурге по адресу: Шведский пер., 3. Там проходили молитвенные собрания, в этом же здании был открыт читальный зал, который мог беспрепятственно посетить любой читатель, желающий ознакомиться с основами учения миссис Эдди.

В 1924 г. секта была официально зарегистрирована Советским правительством наряду со многими другими новыми религиоными движениями. 28 марта 1929 г. Общество Христианской Науки Ленинграда было распущено властями.
Вновь Христианская Наука появилась в Санкт-Петербурге только в 1990 г. Известны некоторые из основателей современного Общества Христианской Науки в Санкт-Петербурге. Это Крутикова М. И., Веселовский Ф. В., Кудаев А. В.

2. Современная деятельность

Сейчас "Христианская наука", менее популярна, чем в былые времена, но ее идеи оказали влияние на многие другие культы и религиозные течения нашего времени. "Церковь Христа, Научная" положила начало мощному движению так называемого "духовного врачевания" ("mind cure movement"), объединяющему множество течений, в главных чертах очень схожих между собой: все они ищут причины болезней в психике человека. У всех на слуху названия популярных "врачующих" сект, родственных Христианской Науки, – "Дианетика" ("Сайентология"), всевозможные целительские движения, примыкающие к "New age" и т. д. Сами "христианские ученые" крайне возмущаются тем, что их связывают, а порой – и путают, с сайентологами или другими "целителями" и экстрасенсами. Последователи миссис Эдди утверждают, что их учение основано исключительно на понимании и познании Бога, в отличие от теорий многих целителей, в которых нет какого-либо понятия о христианстве.

В последнее время секта переживала непростые времена. В 2003 г. ее долги составили несколько миллионов долларов. Пришлось даже сократить 125 рабочих мест и уменьшить тираж газеты "Christian Science Monitor". В конце 2004 г. Вирджиния Харрис, которая 12 лет возглавляла совет директоров, была отправлена на пенсию.

Несмотря на спад популярности, нельзя утверждать, что Христианская наука сейчас уже не актуальна. "Научная церковь" - до сего дня остается влиятельной организацией, невзирая на все противоречия в ее учении и, как показала история, явную несостоятельность ее методов. "Церкви" матери Мэри сейчас принадлежит около 3000 общин, собственные учебные заведения и издательство "Христианская наука", которое постоянно выпускает в свет книги, газеты и журналы.

Согласно предписаниям, установленным еще матерью Мэри, секта не публикует данных о числе своих последователей. Предположительно, сейчас более трех миллионов "христианских ученых". По статистике, это в основном женщины средних лет или пожилого возраста. Скорее всего, столь внушительная цифра включает не только собственно членов секты, но и людей, обращающихся к "христианским ученым" за помощью, а также посещающих сеансы духовного врачевания. По данным других исследований, число последователей миссис Эдди достигает сейчас нескольких сотен тысяч. По словам исследователя Дж. К. Ван Баалена, сотни тысяч людей верят в то, что "Иисуса погребли вследствие кажущейся смерти в вымышленной гробнице" и в то, что "Его нереальное тело было безо всякой необходимости принесено в жертву ради ненужного искупления никогда не существовавших грехов и спасения от воображаемого зла тех, чьи стопы направлены в мнимый ад, ложную фантазию смертного разума".

IV. Ответвления

"Церковь Родителей Христианской Науки", основана в Лондоне некой Анни Билл, которая не признала власть Совета директоров, возглавившего Христианскую науку после смерти Мэри Бейкер Эдди. К настоящему времени "Церковь Родителей Христианской Науки" прекратила свое существование.

V. Библиография

  1. Берри Гарольд Дж. "Во что они верят". М., "Духовное возрождение", 1994, с. 33 – 58;
  2. Ли Ричард and Хиндсон Эд. "Ангелы обмана". М., "Протестант", 1994, с. 159 – 164;
  3. Мартин Уолтер. "Царство культов" . СПб., "Логос", 1992., с. 123 – 165;
  4. Харм Фредерик Р. "Как противостоять "научным" религиям". СПб., 2000, с. 8 – 26;
  5. DeWitt John. "The Christian Science Way of Life", Englewood Cliffs, NJ: Prentice – Hall, 1962;
  6. Gerstner John H. "The Theology of the Major Sects", Grand Rapids: Baker Book House, 1960;
  7. Hoekema, Antony A. "Christian Science". Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1974;
  8. Martin, Walter. "Walter Martin Spiks Out on the Cults". Ventura: Vision House Publishers, 1983;
  9. Martin, Walter and Klann, Norman H. "The Christian Science Myth". Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1956;
  10. McDowell Josh and Stewart Don. "Understanding the Cults", San Bernardino, CA: Here"s Life publishers, Inc. 1982;
  11. Milmine Georgine "The Life of Mery Baker G. Eddy and The History of Christian Science", Grand Rapids: Baker Book House, reprinted 1971;
  12. Peabody, Frederik W. The Religio-Medical Masquerade. Fleming H. Revell, 1910;
  13. Twain, Mark. "Christian Science". Harper. 1907.

Р. К.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)