Секта, отколовшаяся от хлыстов
Скопчество как самостоятельная секта возникло в последней трети XVIII столетия. Первое документальное свидетельство о скопцах в связи с государственным разбирательством относится к 1772 г.
История
Основателем секты считается крестьянин Орловской губернии Кондратий Селиванов. Некоторые исследователи считают родоначальником скопчества хлыстовского лидера Андрияна Петрова.
Кондратий Селиванов первоначально примкнул к движению хлыстов, став членом "корабля" (общины), возглавляемого известной хлыстовской кормщицей Акулиной Ивановной. Сначала он притворялся немым, но позднее заговорил, что было воспринято хлыстами как чудо. Акулина Ивановна признала его "сыном Божиим", которого она родила наитием Св. Духа. Впоследствии Селиванов был провозглашен "богом над богами, царем над царями и пророком над пророками".
Недовольный нравственным упадком хлыстовства, Селиванов начал свою проповедь об оскоплении – "огненном крещении", как лучшем средстве уничтожить "лепость", т. е. плотское влечение. Себя он провозгласил "Искупителем" или "Оскопителем", что в его понимании было одно и то же.
Селиванов нашел горячего последователя в крестьянине Тульской губернии, Александре Ивановиче Шилове, который был объявлен "Предтечей Искупителя". Однако проповедь Селиванова и Шилова не нашла поддержки среди членов корабля Акулины Ивановны, и они переселились в соседнюю Тульскую губернию. Там они нашли нового приверженца – писаря фабрики в Алексинском уезде Емельяна Ретивого по прозвищу Аверьянушка, также бывшего хлыста, который принял от них оскопление.
При его содействии скопчество стало распространяться среди рабочих местной фабрики, а также в селе Сосновке Тамбовской губернии и в соседних селах. К 1775 г. было уже 60 человек оскопленных, среди которых были и дети. В Сосновке был устроен первый скопческий корабль.
Слухи об оскоплениях вызвали реакцию властей. Первое следствие было начато в 1772 г., но тогда Селиванову удалось скрыться. В 1775 г. Селиванов и Шилов были разысканы, подвергнуты телесному наказанию и сосланы. Шилов был отправлен в Ригу, где продолжил проповедь и вскоре за оскопление солдат был переведен в Динамюндскую, а затем в Шлиссельбургскую крепость, где он и умер в 1800 г. Селиванов был сослан в Нерчинск, но по какой-то причине дошел только до Иркутска и там поселился.
Однако несмотря на арест лидеров, учение скопцов продолжало распространяться. К 1800 г. кроме Орловской, Тамбовской и Тульской губерний, где оно существовало раньше, скопчество появилось в Курской и Калужской губерниях, а также в Москве, Петербурге и окрестных селах. Сам Селиванов пропагандировал свое учение в Иркутске. Членами секты был разработан план его вызволения из ссылки, к Селиванову были направлены посланцы, которые смогли встретиться с ним, однако тогда побег не удался.
Селиванов вернулся из Сибири только в 1795 г. Он появился в Москве, где объявил себя не только искупителем, но и царем Петром III, став одним из многих самозванцев. По прошествии некоторого времени он был схвачен и отправлен в Петербург.
Существует легенда о встрече Селиванова с Павлом I и о состоявшемся при этом разговоре. Павел I будто спросил: "Ты мой отец?", на что Селиванов ответил: "Я греху не отец. Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном".
По распоряжению Павла I Селиванов был помещен в Обуховский сумасшедший дом. В 1802 г. он был выпущен оттуда и определен в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят на поруки Елянским – камергером бывшего польского короля Станислава Понятовского. Елянский принял скопчество и впоследствии составил проект преобразования Российского государства в скопческом духе. Предполагалось, что вся страна станет единым "кораблем", а царь, имея при себе в качестве постоянного советника "искупителя" Кондратия Селиванова, будет управлять народом "по гласу небесному". Себе самому Елянский оставил роль второго лица по искупителе и командующего войсками. В результате автор проекта был сослан в суздальский монастырь, а с Селиванова взяли обещание не производить оскоплений (которое он, разумеется, вскоре нарушил).
Либеральное начало правления Александра I было благоприятным временем для скопчества, которое сами скопцы называли "золотым веком". Радения совершались практически легально, с большой торжественностью. Полиции Высочайшим повелением было запрещено входить в дом, где они проходили. Селиванова сектанты открыто называли "богом", а он, махая батистовым платком, говорил: "Покров мой святой над вами". Все это сумасшествие привлекало суеверных петербургских барынь и купчих, которые ходили просить благословения у "старца". Популярность Селиванова росла. В 1805 г. его посетил сам император.
Наконец, в 1819 г. петербургский генерал-губернатор граф Милорадович узнал, что собрания скопцов посещают два его племянника, и что уже оскоплены несколько нижних гвардейских чинов и несколько матросов. Милорадович обратился к князю Голицину с просьбой довести это до сведения государя.
Первоначально последовали новые увещевания, которые однако ни к чему не привели, и в июне 1820 г. трое главных пропагандистов скопчества были сосланы в Соловецкий монастырь. Сам Селиванов был отправлен в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, где он пробыл до своей смерти в 1832 г. Впрочем, содержался он там достаточно свободно. Монастырь посещали скопцы из разных концов России и увозили оттуда волосы и остатки хлеба, полученные от Селиванова, которые почитались как величайшая святыня.
Всем петербургским скопцам была объявлена Высочайшая воля, чтобы впредь не производили оскоплений. Запрещалось избирать скопцов на общественные должности. Однако эти меры не остановили распространения скопчества. К 1832 г. скопцы существовали уже практически во всех губерниях. Даже в монастырях, куда ссылались сектанты, они находили последователей.
При Николае I были предприняты более жесткие меры против скопчества. Оно было признано наиболее вредной сектой, сама принадлежность к которой преследовалась по закону.
Преследования заставили скопцов переселяться за границу, в частности, в Румынию и Турцию. Их центрами стали города Ясен, Бухарест, Галац и Измаил. В Галаце с 1871 г. началось так называемое новоскопческое движение, поставившее своей целью развитие учения скопцов и исправление их религиозно-нравственного состояния. Оттуда движение перешло и в Россию, где его лидером стал крестьянин Московской губернии Кузьма Лисин.
Учение
Верования и обряды скопцов практически полностью соответствуют хлыстовским, за исключением самого учения об оскоплении. По учению Селиванова, ветхозаветное обрезание служило прообразом великого "таинства" оскопления. Дабы открыть людям путь к чистоте и святости, Отец Небесный послал Своего Сына освободить людей от плотской жизни. Считалось, что Иисус Христос принял оскопление от Иоанна Крестителя и на Тайной вечери Сам оскопил Своих учеников. Его проповедь есть ни что иное, как призыв к оскоплению.
Первые люди, по верованиям скопцов, были созданы бесплотными, т. е. не имевшими половых органов. Когда же они нарушили заповедь Божью, то на их теле образовались отличительные половые признаки. Тела их из эфирных стали плотяными, и люди предались "лепости", т. е. сладострастию.
Так как половые органы являются следствием греха, то их необходимо уничтожить. Отсюда необходимость оскопления для достижения нравственного совершенства. Оскопление воспринимается как "огненное крещение", принятие чистоты, Божие знамя, с которым скопцы пойдут на Суд. После оскопления человек принимает "ангелоподобный вид". Только при помощи оскопления можно сохранить себя от "лепости" и достигнуть полной чистоты.
Все древние христиане были скопцами, но со времен Константина Великого скопчество пришло в упадок. Когда люди снова стали предаваться "лепости", Искупитель, в лице Селиванова, явился на землю вторично с той же целью – проповедовать оскопление.
Пришедший во второй раз Искупитель явился во славе, в царском величии, как император Петр III (Селиванов). "Государь батюшка" родился от чистой и непорочной девы – императрицы Елизаветы Петровны, которая также оставила престол и скрылась под именем хлыстовской "богородицы" Акулины Ивановны в Орловской губернии. Против Петра III был заговор, но вместо него убили часового, а "государь батюшка" успел скрыться.
Скопцы не признавали смерть Селиванова. Они верили, что их искупитель жив и находится в Иркутской стороне, откуда придет со славой и с полками последователей в Петербург. В столице он сотворит Страшный суд, после которого начнется вечное царство скопцов.
Оскопление совершалось как над мужчинами, так и над женщинами. Относительно способов оскопления существовали разногласия. Большинство признавало два вида оскопления: "царскую" или "большую печать" – полное удаление полового органа и "малую печать" – удаление яичек. В XIX веке появились особые ответвления скопцов ("куткинцы", "проколышы", "перевертышы", "крученики", и т. п.), которые, не удаляя половых органов, лишали себя способности к оплодотворению.
У скопцов существовали особые "мастера" и специальные лекарства для заживления ран. Они даже ездили за границу для обучения хирургическим приемам. Однако в условиях XVIII – XIX века операция всегда была весьма болезненной и нередко приводила к смерти, вследствие заражения или сильной кровопотери.
Источники
Свои страдания во время преследований Селиванов в поэтической форме описал в книге "Страды" (другое название: "Страданий света, истинного государя батюшки, странствований и трудов дражайшего нашего искупителя и вселенского учителя оглашение"). Он также написал "Послание" и девять писем к священнику Сергееву.