21 ноября
Введение во Храм Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ДВИЖЕНИЕ ВЕРЫ (FAITH MOVEMENT)

Неохаризматическое течение

Течение существует в виде целого ряда автономных "церквей", имеющих самые разные названия (см. раздел Ответвления). Последователей течения часто называют "неохаризматиками" или "неопятидесятниками".

I. Основные данные

1. Основатель: Единого основателя нет.

У истоков идеологии "Движения веры" стоял Эссек Уильям Кеньон (1867 – 1948), известный американский проповедник, испытавший на себе влияние влияние целого ряда сект, таких как "Христианская наука" и "Христианская школа единства". Именно ему принадлежат многие фразы, популярные сегодня среди приверженцев "Движения веры" ("Что исповедую, то и получаю" и т. п.).

Первым представителем "Третьей волны Св. Духа" (неохаризматического движения) считается Джон Уимбер. Он родился в неверующей семье, в молодости был джазовым и рок-музыкантом. Семейный кризис заставил его задуматься о вере и он принял католичество. Однако пребывание Уимбера в Католической Церкви было недолгим. Через некоторое время он ушел к квакерам, а затем, после того как "заговорил на языках", порвал и с ними, основав собственную общину под названием "Виноградник христианского общения". Спустя некоторое время, по просьбе своих последователей, Уимбер начал возлагать на них руки и молиться об их исцелении. Тогда он ощутил силу "наподобие электрической", исходящую от его рук. Люди падали на пол, теряли сознание.

В 1981 г. община Уимбера, насчитывавшая к тому времени уже 700 человек, получила еще один опыт: по молитве одного молодого человека, сотни людей вокруг него задрожали, попадали, стали биться в истерике и говорить на языках. Сам Уимбер описывает, что он не знал, как это понимать и провел всю ночь за чтением Библии. В пять утра он стал требовать у Бога "знака". Вскоре у него зазвонил телефон и приятель Уимбера передал ему, что Бог просил сказать: "Это от меня, Джон". Уимбер посчитал, что получил требуемый знак и отбросил все сомнения. С этих пор ключевыми словами для него стали "знамения и чудеса". Это событие считается началом распространения "пауэр эвэнджелизма". В 1983 г. Уимбер основал организацию "Виноградник международных служений" ("Vineyard Ministries International"), которая проводит по всему миру конференции и семинары на тему "пауэр эвэнджелизма". Общая численнность участников этих конференций уже превысила 500 000 человек. Сам Уимбер утверждает, что он обучил более 100 000 пасторов.

В настоящее время лидерами движения являются:

  • Кеннет Е. Хейгин;
  • Кеннет Коупланд;
  • Бенни Хинн;
  • Фредерик К. К. Прайс;
  • Джон Аванзини;
  • Джон Уимбер;
  • Джим Кейсмэн;
  • Роберт Тилтон;
  • Мэрилин Хикки;
  • Пол (Дэвид) Йонги Чо;
  • Чарльз Кэппс;
  • Райнхард Боннке;
  • Родни Ховард Браун;
  • Джерри Савелль;
  • Морис Серулло;
  • Пол Крауч;
  • Алексей Ледяев;
  • Валерий Иванник и др.

2. Время основания:

1980-е гг.

3. Место основания:

США

4. Регион распространения:

В настоящее время "церкви", принадлежащие к "Движению веры" активно действуют по всему миру. Наибольшее число последователей данное течение имеет в США, Швеции и Германии.

5. Местонахождение руководящего центра:

Единого руководящего центра не существует.

6. Организационная структура:

"Движение веры" не имеет единого центра и состоит из автономных "церквей", каждая из которых имеет собственное название и собственную структуру. В то же время, движение поддерживает единство вероучения и практики. Регулярно происходит обмен пасторами ("гастрольные поездки").

В России большинство церквей "Движения веры" входит в "Российский объединенный союз христиан веры евангельской" (РОСХВЕ), который возглавляет епископ Сергей Ряховский. Однако некоторые из неохаризматических общин были приняты в Российский союз христиан веры евангельской-пятидесятников (РСХВЕП), объединяющий "традиционных" пятидесятников. Часть неохаризматов примкнула к Ассоциации христиан веры евангельской "Глобальная стратегия", известной также как "Жатва мира".

Наблюдатели отмечают, что на уровне локальных общин управление в неохаризматических "церквах" осуществляется в весьма жесткой авторитарной манере.

7. Базовая литература:

Единственным авторитетным источником в "Движении веры" считается Библия, однако трактовки отдельных библейских текстов неохаризматическими пасторами могут значительно расходиться с принятыми в традиционных христианских Церквах.

Каждая из "церквей", входящих в "Движение веры", издает собственные книги и брошюры. Наибольшей популярностью среди последователей движения пользуются книги Кеннета Хейгина (он написал почти 150 книг и брошюр, общий тираж которых составил около 35 млн. экземпляров), а также Ульфа Экмана, основателя церкви "Слово Жизни" и корейского пастора Дэвида Йонги Чо.

Наиболее известны:

  • Hagin K. "The Name of Jesus" RHEMA Publishers, 1986;
  • Hagin K. "Befreit von Armut", Krankheit, Tod. Feldkirchen, 1987;
  • Hagin K. "Having Faith in Your Faith" RHEMA Publishers, 1988;
  • Hagin K. "How You Can be Led by the Spirit of God" RHEMA Publishers, 1989;
  • Hagin K. "I Went to Hell" RHEMA Publishers, 1989;
  • Hagin K. "The Believer"s Authority" RHEMA Publishers, 1990;
  • Cho Y. "Der Schluessel zum sieghaften Leben" Karlsruhe, 1981;
  • Cho Y. "Nicht nur Zahlen" Bad Homburg, 1986;
  • Cho Y. "Die vierte Dimension". Kцln, 1987;
  • Cho Y. "Erfolgreihe Hauszellarbeit". Kцln, 1987;

8. Периодические издания:

Церкви, принадлежащие к "Движению веры" издают множество газет и журналов. Наиболее значительными из них являются журнал Кеннета Хейгина "Слово веры" (США) и журнал Ульфа Экмана "Слово Жизни" ("Livets Ord"), издающийся в Швеции 35-тысячным тиражом.

В Казахстане издается иллюстрированный журнал "Новая жизнь", который распространяется по всему СНГ.

В России: в Абакане издается газета "Голос веры".

9. Другие средства массовой информации:

Последователями "Движения веры" принадлежит целый ряд радиостанций в США и Европе.

Большинство лидеров движения являются популярными "телеевангелистами", имеющими собственные программы на телевидении или даже свои телестудии. Например, Пол Крауч и его жена Джен являются основателями "Телевещательной Сети Троицы" (TBN), которая, по некоторым оценкам, располагает капиталом в полмиллиарда долларов.

10. Учебные заведения:

Несмотря на автономность неохаризматических общин, в "Движении веры" существуют общие центры подготовки проповедников. Самым известным из них является Центр билблейской подготовки "Rhema" в г. Тулса, штат Оклахома (США).

В России:

  • Центр подготовки проповедников "Слово Жизни" (Москва);
  • Школа пасторов (Санкт-Петербург);
  • Школа пасторского служения (Абакан);
  • Школа "Слово Жизни" (Новосибирск).

II. Учение

1. Истоки учения:

"позитивное мышление", пятидесятничество

2. Краткое изложение учения:

"Позитивное исповедание"

Важнейшим элементом доктрины "Движения веры" является т. н. "позитивное исповедание", основанное на "позитивном мышлении", разработанном в XIX в. Финеасом Паркхерстом Куимби (1802 – 1866). Его главная идея сводилась к тому, что причина болезней и страдания коренится в неправильном мышлении, и человек сам способен творить новую реальность силой собственной мысли. Для этого необходимо нарисовать в воображении образ здоровья и богатства, как бы "настроиться на позитивный лад", а затем утвержд ать это словесно ("позитивное исповедание") и через сам образ жизни. Тогда все это воплотится в реальность. В последствии эту идею подхватили некоторые неортодоксальные протестантские проповедники, такие как Эссек Уильям Кеньон, Уильям Бранхэм и Норман Винсент Пил, которые заменили "силу разума" на "силу веры". Таким образом, если человек верит, что он чем-то обладает, он действительно это получит. Примечательно, что вера якобы существует и у Бога. Именно с ее помощью Он творит мир. В доказательство приводится цитата из Евангелия от Марка 11. 22, где говорится: "Имейте веру Божию".

"Позитивное исповедание" якобы способно исцелять и творить другие чудеса. Глория Коуплэнд пишет: "Если ты станешь исповедовать болезнь, то ты перечеркнешь Слово, которое говорит, что ты исцелен. Но если ты выровняешь свое исповедание со Словом Божиим, то ты перечеркнешь болезнь". Украинский неохаризматический проповедник Валерий Иванник призывает: "Поменяй картину воображения! И твоя жизнь сразу же изменится к лучшему".

Исповедание может быть и "негативным", что, по мнению проповедников "Движения веры", приводит к самым печальным последствиям. Чарлз Кэппс, например, утверждает, что человек, который говорит "Я просто умираю от голода" или "Я до смерти испугался", может действительно умереть. Это учение накладывает серьезный отпечаток на жизнь последователей "Движения веры". Человек не может признаться себе или другим, что он слаб, грешен и нуждается в помощи – это будет "негативным исповеданием". Поэтому среди неохаризматов, держащих себя в постоянном напряжении, нередки случаи срывов и даже самоубийств.

Наиболее оригинально данная теория выражена у корейского представителя "Движения веры" Дэвида Йонги Чо. Ему принадлежит теория "высиживания" идеи. Он утверждает, что Бог дает нам ту или иную мысль через видения и сны. Наша же задача состоит в том, чтобы начать "высиживать" эту идею и таким образом дать ей возможность материализоваться. В качестве примера приводится история об Аврааме, который "забеременел" идеей рождения Исаака и стал днем и ночью "вынашивать" ее. В итоге это привело к тому, что будучи столетним стариком, он в действительности смог зачать сына. Йонги Чо описывает как по его совету разорившийся булочник стал ежедневно представлять себе длинную очередь покупателей, пересчитывать несуществующие деньги в кассе, мысленно закупать муку в огромных количествах... Через два месяца все это стало якобы реальностью.

"Сила изреченного слова"

С идеей "позитивного исповедания" тесно связана вера в силу изреченного слова. Считается, что Бог навсегда связал себя Заветом, который воспринимается как совокупность особых правил, которые мы можем познать и использовать для своей выгоды. (Эти правила, разумеется, известны только "истинным христианам"). Произнося определенные слова мы, тем самым, вынуждаем Бога действовать в наших интересах. Йонги Чо пишет: "Иисус связан словами, которые мы произносим. Точно также, как вы своими словами высвобождаете силу Иисуса, вы можете с их помощью осуществить присутствие Христово". С этим связана практика молитвы в "Движении веры", основанная на принципе: "Назови – потребуй – получи" ("Name it – Claim it – Get it"). Кеннет Хейгин пишет: "В течение последних 45 лет у меня не было ни одной молитвы, на которую я не получил бы ответа. Я всегда получал ответ, и ответ всегда был да".

"Теология процветания"

Последователи "Движения веры" считают, что Бог сотворил человека "маленьким богом", способным "творить" окружающий мир и жить в довольстве и успехе, как подобает высшему существу. Это обосновывается тем, что верующие названы в Писании детьми Божьими и, следовательно, должны иметь ту же природу, что и Бог, поскольку любой ребенок имеет природу своих родителей.

Человек утратил свою "божественную природу", восстав против Бога и приняв на себя "природу сатаны". Чтобы исправить это положение, Иисус Христос стал человеком, и умер духовно (тем самым также приняв на себя природу сатаны), сошел в ад, был "рожден свыше", восстал из мертвых, вновь получив Божью природу, а затем послал Духа Святого, чтобы воплощение могло быть воспроизведено в верующих, и их призвание быть "маленькими богами" нашло свое исполнение. Теперь, имея такое призвание, мы должны добиться успеха практически в каждой области нашей жизни. В таком случае, все долги, болезни и т. п. свидетельствуют лишь о том, что у вас недостаточно веры – или же в вашей жизни есть какой-то тайный грех, поскольку в противном случае вы смогли бы справиться со всеми этими проблемами.

Таким образом, истинный христианин должен быть (и не может не быть) здоровым, богатым и счастливым. Эта идея встречается еще у Кальвина, впрочем, не в столь радикальной форме. В "Движении веры" эта теория получила название "Теологии процветания" ("Prosperity Theology"). Ее родоначальником является Кеннет Хейгин, который утверждает: "Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное физическое и финансовое благосостояние". Валерий Иванник говорит об этом проще: "Слава Божия – это когда открываешь холодильник, и он – полный! Это когда открываешь кошелек, и он – полный!". Любые препоны на пути к богатству и счастью христианина воспринимаются как действие сатаны, с которым можно бороться при помощи "позитивного исповедания" (см. выше).

ПРИМЕЧАНИЕ:

Многие исследователи отмечают оккультную основу "Движения веры", поскольку его учение опирается на идею "позитивного мышления", которая, в свою очередь, вытекает из оккультного течения начала XIX в. "Новое мышление" ("New Thought"), породившего такие псевдохристианские секты как "Христианская наука", "Религиозная наука", Христианская школа единства" и др.

III. Деятельность

1. Основные этапы истории

К 1980 г. "Вторая волна Св. Духа" или харизматическое движение пошло на спад. Именно к этому времени относят зарождение неохаризматического движения или "Третьей волны". К этому времени большинство лидеров "Движения веры" уже действовали, при этом многие из них уже были известными проповедниками.

2. Современная деятельность

В настоящее время неохаризматические общины, принадлежащие к "Движению веры", продолжают активно действовать, в т. ч. и в России. Они занимаются миссионерской и издательской деятельностью, распространяя книги Кеннета Хейгина, Ульфа Экмана и других лидеров движения.

Популярность "Движения веры" во многом объясняется спецификой его учения и практики. "Теология процветания", ориентированная на успех в земной жизни, дает надежду малоимущим и утратившим веру в собственные силы. В то же время, "Движение веры" проповедует хорошее настроение, которого так часто не хватает людям, отягощенным многочисленными бытовыми проблемами.

Многих привлекают и существующие в "Движении веры" практики, способные ввести участников молитвенных собраний в состояние эйфории, заставить пережить "сверхэмоции". Наиболее характерными среди них являются глоссолалия, "повержение в Духе", "молитва мук рождения", "святой смех" ("торонтское благословение").

"Пауэр эвэнджелизм"

В основе практики "Движения веры" лежит понятие "пауэр эвэнджелизма" ("Power Evangelism"). Это понятие было введено американским проповедником Джоном Уимбером и с тех пор является неотъемлемой частью доктрины всего неохаризматического движения. Согласно учению "пауэр эвэнджелизма", знамения и чудеса не связаны лишь с апостольской эпохой, но до сих пор являются признаками присутсвия в мире Царствия Божия. Поэтому и в настоящее время могут и должны совершаться изгнания бесов, исцеления, воскрешения мертвых и т. п. Поскольку до пришествия Христа, Царствие Божие находится "на вражеской территории", там где применяется "пауэр эвэнджелизм" происходит столкновение сил Бога и сатаны.

IV. Ответвления

К "Движению веры" принадлежит множество крупных и мелких локальных общин:

  1. Церковь "Слово Жизни" (в Швеции 200 филиалов);
  2. Церковь "Слово Истины";
  3. Церковь "Источник Жизни";
  4. Церковь "Новая жизнь";
  5. Церковь "Живая вода";
  6. Церковь "Живой родник";
  7. Церковь "Живая вера";
  8. Церковь "Дело веры";
  9. Церковь "Роса";
  10. Церковь "Благодать";
  11. "Церковь нового поколения";
  12. "Церковь живого Бога";
  13. "Церковь Иисуса Христа";
  14. "Церковь любви Христа";
  15. "Церковь прославления";
  16. "Церковь Завета"
    и т. п.

Некоторые общины, принадлежащие к "Движению веры" также называются "Церквами полного Евангелия" или "Христианскими центрами" (например, "Мариупольский Христианский Центр" и т. п.).

V. Библиография

  1. Дворкин А. Л. "Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования", Изд-во братства святого Александра Невского, Нижний Новгород, 2000.
  2. Мохненко Геннадий "Казнить нельзя, помиловать", Проект "Мариуполь Христианский", Мариуполь, 1998;
Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)