19 марта
Св. Иосиф, обручник Пресвятой Девы Марии

см. календарь

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
1

ХЛЫСТЫ

Русская мистическая секта

Название

Сами сектанты не применяли к себе названия "хлысты" и считали его обидным. Они называли себя "людьми Божьими", в которых за их богоугодную жизнь обитает Бог, а также "птичками Божьими" или "белыми голубями". Хлысты давали своей секте различные символические названия, например: "сад зелёный", "большой царский", который насадил "сам батюшка" и для которого избрал "кипарисовые древа". Секту также именовали "девственной девой", "духовным царством" и т. п.

Существуют две основные версии происхождения названия "хлысты". По одной из них, сектантов стали называть таким образом из-за обычая во время радений бичевать себя жгутами и прутьями. По другой версии "хлыстовщина" – это искаженное "христовщина", и это название связано с тем, что общины сектантов возглавлялись "христами".

Секта также известна под другими названиями: самообожатели, ханжи, купидоны, братья корабельщики, вертуны, баклушники и др. Существовал и целый ряд специфических местных названий (см. разд. Ответвления)

История возникновения

По версии самих хлыстов, их сообщество возникло в середине XVII века, одновременно со старообрядчеством. В легендах сектантов в роли их первых гонителей выступают царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.

Первым из православных авторов о хлыстах упоминает Димитрий Ростовский в 1709 г. в своем сочинении "Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны".

Основателем секты считается Данила Филиппов (Филиппович), крестьянин Костромской (или Владимирской) губернии, бежавший с военной службы. В 1645 г. (по другой версии, в 1631 г.) он объявил себя воплотившимся "Саваофом", "всевышним Богом".

Странствуя по Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниям, Филиппов распространял свое учение и приобрел немало последователей. Его ревностным помощником стал крестьянин Муромского уезда Владимирской губернии Иван Тимофеевич Суслов. В 1649 г. Данила Филиппов признал его своим "возлюбленным сыном, Иисусом Христом".

Суслов выбрал себе "богородицу" и 12 "апостолов" и продолжил активно проповедовать учение "Саваофа" во Владимирской и Нижегородской губерниях. Крестьяне, взбудораженные событиями, связанными с "никоновой" реформой (см. старообрядчество), простодушно верили, что наступили "последние времена" и Христос в образе Суслова снова сошел на землю. Суслову воздавали всевозможные почести, кланялись в ноги и целовали руку.

Из Нижегородской губернии Суслов перебрался в Москву, где новое учение также нашло много сторонников, причем не только среди простого народа, но и в монастырях. В частности, последователи хлыстовства появились среди монахинь Никитского и Ивановского монастырей. В Москве Суслов приобрел собственный дом, который назывался "домом Божьим", "домом сионским", а также "новым Иерусалимом". Этот дом стал главным местом собраний хлыстов. В 1699 г. в Москву прибыл и "Саваоф" Данила Филиппов, однако здесь он прожил всего неделю: в начале следующего 1700 г. он скончался, по верованиям хлыстов, вознесся на небо.

После смерти Суслова Христом был признан Прокопий Лупкин, один из стрельцов, который после стрелецкого бунта был сослан в Нижний Новгород. Он распространял учение секты в Нижегородской губернии, а также основал первую хлыстовскую общину в Ярославской губернии. В 1716 г. вместе с несколькими последователями он был схвачен и предан суду, но вскоре отпущен на свободу. С этого времени Суслов окончательно переселился в Москву со своей женой Акулиной Ивановной, которую он выдавал за "богородицу".

Как и Суслов, Лупкин пользовался абсолютным авторитетом среди хлыстов и имел неограниченную власть. На него крестились, как на икону, и при его появлении кричали: "царь! царь!". Главные моления происходили в его доме, однако в Москве было еще несколько домов, принадлежавших хлыстам, где проходили собрания членов секты. Лупкин скончался в 1732 г. К этому времени хлыстовщина успела значительно распространиться по Москве. Ее последователи существовали уже в восьми московских монастырях, причем некоторые из них стали местом собраний хлыстов. Так, жена Лупкина распространяла учение секты в женском Ивановском монастыре, где после ее смерти одна из монахинь – инокиня Анастасия была провозглашена новой "богородицей".

Сложившаяся ситуация привлекла внимание властей. В 1733 г. было произведено первое следствие о хлыстовской секте. По делу было привлечено 78 человек. Трое лидеров: монахиня Анастасия, иеромонахи Тихон и Филарет были публично обезглавлены, другие наказаны кнутом и сосланы в Сибирь. В 1739 г. памятники над могилами Суслова и Лупкина были разрушены, их тела выкопаны и сожжены, а пепел развеян по ветру.

Казни не остановили распространение хлыстовщины. В 1740 г. в Москве появился новый "христос" – крестьянин Орловской губернии Андриан Петров. Он выдавал себя за блаженного и предсказателя. В его доме, находившемся неподалеку от Сухаревой башни, проходили многолюдные собрания хлыстов. Вскоре по Москве распространились слухи о "блаженном юроде", который "без слов предсказывает будущее". Петрова стали посещать не только простые горожане, но и суеверные представители знати. Новый "христос" бывал даже в домах графа Шереметева и княгини Черкасской. При покровительстве нескольких знатных особ хлыстовство без труда вернуло свои позиции в московских монастырях и стало распространяться среди "белого" духовенства.

Кроме Московской, Нижегородской, Костромской, Владимирской и Ярославской губерний, секта появилась в Рязанской, Тверской, Симбирской, Пензенской и Вологодской. В этот же период хлыстовщина распространилась по всему Поволжью, а также по Оке и Дону. Даже в Санкт-Петербурге возник хлыстовский "корабль". Он возглавлялся "христом" Иваном Чуркиным, а после него Алексеем Ивановым и "богородицей" Авдотьей Прокофьевой.

В 1745 г. было начато второе следствие о хлыстах, продолжавшееся до 1752 г. По данному делу было привлечено 416 человек, в числе которых были священники, монахи и монахини. Многие из них были сосланы на каторжные работы, некоторые были отправлены в дальние монастыри. Однако это также не стало чувствительным ударом для секты.

В 1770-е годы из хлыстовства выделилась секта скопцов, которая забрала у хлыстов значительную часть наиболее фанатичных последователей. Впрочем, хлыстовство сумело пережить и этот непростой период своей истории. Оно продолжало развиваться параллельно со скопчеством.

Первая четверть XIX века, царствование Александра I, благоприятное для всевозможных мистических идей и течений, стало временем процветания и для хлыстов. В этот период секта активно распространяется в Тамбовской губернии "христом" Аввакумом Копыловым и его преемниками – сыном Федором и работником Перфилом (Порфирием) Катасоновым. В Нижегородской губернии объявился хлыстовский "пророк" В. Радаев, который особенно успешно проповедовал в Арзамасском уезде.

Во второй половине XIX века распространение хлыстовства несколько замедлилось, но не прекратилось. С особенной силой оно стало распространяться на юге России. В 1840-е годы из Тамбовской губернии хлыстовство проникает на Кавказ, куда Порфирий Катасонов отправлял своих проповедников. Вскоре он и сам был сослан в Закавказье по приговору саратовского окружного суда. Личным присутствием Катасонов еще более содействовал укреплению секты на Кавказе. Главой всех хлыстов Терской области и Закавказья был Петр Лордугин (ум. 1890). Из кавказского региона хлыстовство проникло в Причерноморье и Екатеринославскую губернию, где во главе хлыстовских общин стоял Роман Лихачев.

В 1893 – 1895 гг. проводилось т. н. "Тарусское дело" о секте хлыстов. В ходе следствия было выявлено много приверженцев секты в Калужской губернии. На рубеже XIX – ХХ веков хлыстовство значите льно усилилось в Оренбургской и Самарской губерниях. В Оренбурге в конце XIX века главой секты был "пророк" Осип Дурманов, сосланный в 1892 г. на Кавказ, а после него братья Иван и Семён Утицкие, каждый из которых называл себя "христом".

В советское время хлыстовство было практически истреблено, однако идеи хлыстов нашли выражение в новых сектах постсоветского периода, таких как Белое братство и Церковь последнего завета. По некоторым сведениям, в нескольких отдаленных российских деревнях общины хлыстов сохранились до настоящего времени.

Структура

Отдельные общины хлыстов назывались "кораблями", они были совершенно автономны. Во главе каждого корабля стоял "кормщик", называвшийся "учителем", "пророком", иногда "христом". Он имел непререкаемый авторитет, был блюстителем веры и нравственности в своей общине. Кормщику помогала кормщица, иначе называемая "матушкой", "восприемницей" или "богородицей". Она считалась "матерью корабля". Именно она принимала новых членов и руководила радениями. И кормщик и кормщица вступали в должность с особыми обрядами. Кормщица участвовала в управлении общиной и после смерти кормщика становилась единовластной руководительницей. Кормщица воспитывала нескольких молодых девушек, которые "пророчествовали" во время радений, а в случае смерти кормщицы могли занять ее место. Кроме того в каждой общине были свои "архангелы", "ангелы", "апостолы", "евангелисты" и "проповедники".

Другие члены секты – "братья-корабельщики", по степени их посвящения в тайны хлыстовства, разделялись на три разряда: одни посещали только беседы, другие допускались на простые радения, третьи участвовали в годовых и чрезвычайных радениях.

Вероучение

Большинство исследователей считает, что в основе хлыстовства лежат гностические идеи. Это, в частности, представление о том, что Христос – не уникальная личность, исторический Иисус Христос, а некая духовная сущность, которая может вселяться в разных людей неопределенное количество раз. Хлысты признавали также переселение душ и, подобно гностикам, противопоставляли духовное (чистое) телесному (нечистому). Представления хлыстов о строении мира также имеют некие общие черты с гностицизмом. Например, хлысты верили в существование семи небес, на высшем из которых обитают Святая Троица, Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники.

Существуют различные версии относительно того, как это учение появилось в России. Некоторые ученые полагают, что оно было занесено с Балкан и хлысты являются прямыми наследниками богомилов. Другие утверждают, что корни хлыстовства следует искать на Западе, у альбигойцев и катаров. По мнению третьих, хлыстовство является самобытным русским религиозным явлением, а сходство его учения с западноевропейскими средневековыми ересями объясняется похожими условиями возникновения этих сект.

Как уже отмечалось, учение хлыстов базируется на вере в возможность многократного воплощения Христа в разных людях. Такое воплощение происходит по духовной надобности и связано с нравственным достоинством людей, в которых вселяется "христос".

Примечательно, что воплощаться может не только Христос, но и Богородица и даже Бог-Отец. В лице Данилы Филиппова воплотился Саваоф, в лице Ивана Суслова – Сын Божий, на многих "накатывает" Святой Дух. Воплощение "саваофа" – начало нового явления "христов". Дальнейшие воплощения идут почти непрерывно: за каждым "христом" сразу является следующий. Воплощение "христа" может совершаться через "передачу духа христова" сыну или другому близкому родственнику. В другом случае воплощение осуществляется при помощи длительного поста, молитвы и добрых дел. Может существовать одновременно несколько "христов" и "богородиц". Нередко на практике случались споры о том, кто из них больше. Один говорил: "Я бог велик!", а другой возражал: "Я больше тебя!". Спор решался следующим образом: один другому давал пощечину, и тот кто не полезет в драку, а смиренно подставит другую щеку, считался "большим христом".

Иисус Христос не почитался хлыстами как единственный Искупитель мира. По их учению, это лишь один из "христов", в котором пребывало божество, как пребывает и в последующих "христах". Поэтому и возвещенное Им Откровение имело значение только для того времени, когда Иисус жил на земле. Сейчас же главным источником Откровения является учение "христов" и "пророков", получаемое ими по непосредственному внушению от Св. Духа. Основатель хлыстовства Данила Филиппов оставил своим последователям 12 заповедей, последняя (главная) из которых гласит: "Святому Духу верьте". В то же время, Библия прямо не отвергалась, на радениях ее иногда читали и толковали отдельные отрывки в пользу учения секты.

Описанные в Евангелии чудеса Христовы сектанты трактовали "духовно" (аллегорически), телесное воскресение ими также отрицалось. По верованиям хлыстов, тело Иисуса было погребено, и до сих пор покоится в Иерусалиме. В то же время хлысты утверждали, что Христос "воскрес от греховной жизни", "не умер духом" и не покинул землю, а продолжает вселяться в другие тела.

Хлысты считали, что души людей сотворены раньше их тел и способны многократно перевоплощаться. Если душа обитала в теле "праведного" хлыста, то после смерти тела она становится ангелом. Души хлыстов, не исполняющих предписаний секты, после смерти воплощаются в животных, в соответствии с наклонностями каждого, или в младенцев – нечистых существ, пока они не станут хлыстами. Души, обитающие в людях, живущих в браке, переселяются в свиней. Так из жизни в жизнь душа постепенно совершенствуется, пока не попадет в тело хлыста, в котором она окончательно освящается и переходит после смерти в сообщество ангелов. Если и после многих перевоплощений душа не очищается, она вселяется в демона и отправляется в ад на вечную муку.

Хлысты учили, что существуют "две смерти": смерть в Адаме и смерть во Христе. Смерть в Адаме – это видимая смерть, которая является следствием греха. Смерть во Христе – это таинственная смерть, состоящая в отречении от всего внешнего, в углублении в себя, самоотверженной преданности воли Божией. Кто умирает такой смертью, становится "храмом Божиим", в нем живет Св. Дух. Такой человек становится сыном Божиим, "новым Христом". Он может совершать чудеса и предсказывать будущее.

Вечная жизнь, по учению секты, начнется с явления "Христа Ивана Тимофеевича", после чего раздастся трубный глас "господа саваофа Данилы Филипповича". Жившие в "дольних небесах" люди воскреснут и направятся от Востока к Западу. За ними полетят по небу на облаках оставшиеся на земле хлысты. Первым пунктом сбора станет Москва. Затем, когда зазвонит московский "царь-колокол", все народы земли соберутся в Петербург, где и будет происходить Страшный Суд. Суд будет производить "Христос Иван Тимофеевич". После суда "дольная небеса" распадутся и над землей явится "небо ново", пресветлый град Сион, где хлысты будут наслаждаться блаженством: гулять в роскошных садах и хрустальных дворцах, одеваться в золотые ризы, есть сладкие яства, постоянно веселиться, спать на "божественных постелях" и т. п. В столь же примитивном чувственном образе представлялись хлыстам и адские мучения, которые ожидают всех не-хлыстов.

Хлысты отвергали Православную Церковь, считая ее "ветхозаветной", "внешней" и "плотской", а истинной, "духовной" или "внутренней" церковью признавали только собственную секту. Однако, поскольку принадлежность к секте до революции была уголовно наказуема, внешне хлысты старались не выделяться из массы православных прихожан. Напротив, они активно посещали церковные службы и беседы со священниками (на которых сами ругали хлыстов), из-за чего их часто считали истовыми православными. В действительности, христианские таинства и обряды хлысты считали лишь прообразом хлыстовских радений и признавали их значение только для тех, кто "не познал истины".

Нравственность

Нравственное учение секты основано на дуалисти ческ ом представлении о том, что дух есть доброе начало, а тело – злое. Именно поэтому хлысты проповедовали отказ от брачной жизни и умерщвление плоти. Театр, танцы, музыка, игра в карты и прочие увеселения категорически осуждались. По учению хлыстов, цель человека состоит в том, чтобы освободить свою душу от власти тела, убить в себе естественные желания и потребности, добившись полного бесстрастия, "умереть плотью", чтобы "воскреснуть духом".

С этим был связан отказ от употребления в пищу мяса и алкоголя, а также самобичевания во время радений. Основатель хлыстовства Данила Филиппов не запрещал своим последователям есть мясо, этот запрет был введен позднее и был вызван, кроме прочего, боязнью съесть какого-нибудь родственника, чья душа воплотилась в домашнем животном. В некоторых хлыстовских общинах запрещалось есть только свинину. Вино, чай, кофе, сахар, лук, чеснок, картофель, табак однозначно запрещались как нечистые и "сатанинские" продукты.

Любые сексуальные связи у хлыстов теоретически также порицались, однако на практике отвергался только сам институт брака. По мнению хлыстов, первый человек Адам согрешил именно угождением плоти: он впал в "грех" супружества. Поэтому секта предписывала своим членам не жениться и жить с женой, как с сестрой. Также нельзя было почитать плотских родителей.

Хлысты с презрением относились к детям, рожденным от церковного брака, называя их "утехой сатаны", "щенятами", "грешками" и пр. Сектантки всячески старались не допустить рождения детей и нередко вытравливали плод, принимая смесь из ртути, селитры, пороха и купороса. Эти процедуры порой заканчивались серьезными отравлениями и даже смертью.

Все супруги, вступавшие в секту, должны были прекратить брачные отношения. В то же время, хлысты получали "духовных жен", которые давались им "христами" или "пророками" на радениях, "для забот о хранении целомудрия этими женами". Примечательно, что плотские связи с "духовными женами" не считались грехом, поскольку здесь проявляется уже не плоть, а "духовная", "христова любовь". Такими "духовными женами" могли быть близкие родственницы, даже сестры. Дети, зачатые от этой связи, признавались "зачатыми по наитию Св. Духа", родившимися "не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога". Этих детей любили и называли "христосиками". По свидетельству ряда авторов, радения хлыстов нередко заканчивались "свальным грехом". Таким образом, заповедь о безбрачии ради воздержания на деле оборачивалась у хлыстов банальным развратом. Впоследствии реакцией на это стало появление скопчества.

Религиозные практики

Собрания хлыстов обычно происходили в каком-нибудь скрытом месте, иногда в подвале или в удаленных постройках. Во время молений ставни закрывались, а к дверям и окнам часто прикладывали тюфяки, чтобы заглушить звуки радений. Помещение во время собраний охранялось особым караулом. Место молений именовалось "Сионской горницей", "Иерусалимом" или "Домом Давидовым".

Моления происходили как правило в ночное время, перед большими православными праздниками, иногда – в особые дни, связанные с событиями из жизни "Саваофа" (Данилы Филиппова) или "Христа" (Ивана Суслова). Т. н. "годовое радение" совершалось в один из самых длинных дней июня. Собрания и моления также происходили в день избрания кормщицы или кормщика.

Во время собраний комната ярко освещалась, зажигались все лампы и свечи. На стенах помещались аллегорические картины, например, распятие плоти в виде распятого монаха. Иногда вешали иконы, изображающие Иисуса Христа в белой одежде (перед судом Каиафы или в кругу ангелов и святых).

Члены секты приходили на собрания в особой белой одежде. Мужчины – в длинной белой рубахе до пят, с широкими рукавами. Эта рубаха называлась "раздельной", а также "мантией", "парусом" и "белою ризой". Женщины поверх рубахи надевали белый сарафан или белую юбку, а голову покрывали белым в крапинку платком. В правой руке участники моления держали зажженную свечу, а в левой – белый платок, называвшийся "покровом" или "крылом архангела". Обувь обычно снимали.

Моления хлыстов включали пение духовных песен, "радения", и пророчества. При этом собрания различались в зависимости от того, присутствовали на них посторонние люди или только сами сектанты.

Собрания с участием посторонних состояли в благочестивых беседах, чтении Св. Писания, творений Св. Отцов и житий святых. Чтение обычно сопровождалось комментарием в аллегорическом ключе. Пелись псалмы, иногда народные песни. Глава общины давал наставление, как правило, о воздержании, целомудрии и суетности мирских удовольствий.

Если в собрании участвовали только хлысты, то оно начиналось пением "духовных роспевцев" – по большей части произведений самих хлыстовских "пророков". После этого начинались "радения" – бегание по комнате и кружение до исступления. Радения могли быть нескольких видов:

  1. "Одиночное" – быстрое и непродолжительное, которое имело подготовительное значение;
  2. "В схватку" – мужчина с женщиной;
  3. "Стенкой" – несколько человек рядом или в кругу, где каждый прыгал, в такт размахивая руками;
  4. "Корабельное" или "Давидово радение" – один бегает за другим;
  5. "Круговое" или "хороводное" – бегание по кругу;
  6. "В раскодку" или "крестное" – становились парами накрест и перебегали в противоположные стороны;
  7. "Круговое" – все кружатся отдельно, каждый вертится по солнцу на своем месте.

В результате кружений и беготни, участники радений доходили до полного исступления, впадали в транс, в результате чего у них начинались галлюцинации, бессвязное бормотание и т. п. Все это считалось действием Св. Духа.

Практика радений оправдывалась примером царя Давида, который "скакал и играл перед святым ковчегом". Радения, по учению хлыстов, имеют весьма важное значение. В них умерщвляются плотские страсти, и душа обращается к Богу – все мысли и чувства человека устремляются к миру горнему. Радеющий всей душой желает "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить", т. е. привлечь к себе благодать Св. Духа. Эта благодать, как во времена апостолов, изливается во время кружений на радеющих, и они начинают говорить "иными языки странные глаголы", которых и сами не могут понять. Эти "глаголы и суть пророчества".

Народная молва устойчиво приписывала хлыстам "свальный грех" (групповой секс) в качестве "кульминации" радений. Некоторые православные полемисты также указывают, что в конце радений сектанты, обессилив, валятся в кучу, после чего гасятся свечи и начинается разврат. Впрочем, некоторые исследователи считают, что это лишь фантазии недружественного хлыстам православного населения.

Ответвления

Широкое распространение хлыстовства привело к возникновению множества его местных разновидностей. Так в Воронежской и Симбирской губерниях хлысты были известны под названием богомолов, в Костромской губернии – лядов, в Казанской – кантовщиков и сладкоедцев, в Самарской – монтанов, в Ставропольской, Екатеринославской и Херсонской губерниях – шалопутов и т. д.

С конца XIX века хлыстовство стало подвергаться влиянию рационалистических сект, особенно молоканства и штундизма, стали проникать в его среду и толстовские идеи. В результате этого среди хлыстов стали появляться новые ответвления: ново-хлыстовство, паниашковцы, телеши, марьяновцы, штундохлысты. Появились и более мелкие нетипичные секты: дурмановщина в Самарской губернии, Еленушкина секта в Псковской губернии и др.

Литература

  1. Барабарин В., свящ. "Хлыстовщина. Разбор двенадцати заповедей основателя хлыстовщины Данилы Филипповича" Рязань, 1899;
  2. Ивановский Н. "Секта хлыстов в ее истории и современном состоянии" Киев, 1898;
  3. Кутепов К. "Секты хлыстов и скопцов" Казань, 1882;
  4. Рождественский А., свящ. "Хлыстовщина и скоп чество в России" М., 1882.

Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (1)
Станислав Бахрушин
18.11.2022 16:40 
Нужно заметить, что здесь имеются и языческие корни. Связано с днём Ярилы и Купалы. В 1970-е годы под Москвой разоблачили целую хлыстовскую общину.