Секта, разновидность хлыстовства
Основателем секты считается крестьянин Покровской слободы Новоузенского уезда Самарской губернии Алексей Гаврилов по прозвищу Паниашка.
В 80-х годах XIX века он отправился на Афон, откуда вернулся с удостоверением о принятии схимы. У себя на родине он вскоре приобрел славу подвижника и начал собирать вокруг себя учеников.
В основе учения секты лежала гностическая идея о том, что плоть есть греховное начало, поэтому удовлетворение потребностей человека в пище, питье, одежде и т. д. является служением бесу. Поскольку совсем обойтись без этого невозможно, необходимо свести свои потребности к минимуму и удовлетворять их, выражая презрение к бесу, который находится внутри человека.
Во время еды и питья паниашковцы приговаривали: "на, бес!" То же самое произносилось при выпечке хлеба, при наливании воды для питья, при отправлении естественных потребностей и т. п. Для "замора плоти" члены секты время от времени предавались разврату. Паниашковцы старались как можно реже менять одежду, не мылись и не причесывались. Посты ими не признавались, поскольку, как утверждали члены секты, "бесу все равно, что бы ему ни трескать".
В связи с представлением о том, что тело человека является местом пребывания злого духа, у паниашковцев существовал обычай после еды громко выпускать газы, после чего плевать на пол со словами: "прекорил проклятого беса". Считалось, что таким образом бес выходит из тела и человек на какое-то время становится святым.
Наиболее преданные последователи Паниашки жили единой коммуной с общей собственностью. Алексей Паниашка умер в 1895 г. Его последователи провозгласили его святым и верили, что он скоро воскреснет.
Примечательно, что члены секты формально не порывали с Православной Церковью, хотя в их учении и практике от православия уже практически ничего не оставалось.