Согласие поморского толка
Основной постулат поморского толка – наступление в мире царства антихриста. Но поморцы, проповедуя о наступлении царства антихриста и признавая необходимостъ сопротивляться ему, последовательно не исполняли этого учения. Они не гнушались благами мира и пользовались всем тем, что, по их мнению, было изображением антихриста, на чем была его печать и чего, следовательно, они должны были бы избегать. Так, разъезжая по делам торговым, они не отказывались от паспортов, брали деньги и различные документы с казенной печатью и государственным гербом. Строгие ревнители поморского толка считали это изменой вере. Вследствие этого они откололись от поморцев, выделившись в особое согласие.
Во главе недовольных стал пастух или скотник Выговского скита Василий Степанов, которого обыкновенно и считают основателем этого согласия. Последователи поморского толка, вероятно в насмешку, называли это согласие Пастуховым. Сами его приверженцы называли себя "адамантовыми", т. е. твердыми последователями старой веры и противниками всех нововведений, которые носят на себе печать антихриста.
Учение адамантовых в основных чертах сходно с учением поморцев, но отличается от него большей последовательностью выводов и большей применимостью их к частной жизни. Проповедуя наступление царства антихриста, адамантовы учили чуждаться всего того, что изобретено в антихристово время и на что антихрист наложил свою печать. На этом основании они учили не брать в руки денег, паспортов и других свидетельств, на которых, по их мнению, изображена печать антихриста в виде государственного герба. Строгость адамантовых в этом отношении доходила до того, что они запрещали ходить по каменным мостовым, как по изобретению антихристова времени, запрещали жить в городах и селениях, чтобы не осквернить себя общением со слугами антихриста. Признавая таковыми как православных, так и старообрядцев, адамантовы перекрещивали всех, вступавших в их согласие. Вопреки признаваемому поморцами всеобщему девству, они, для избежания разврата, признавали брак, где бы и когда он ни был заключен.