Oct 16
Св. Ядвига, монахиня
Св. Маргарита Мария Алакок, дева

See calendar

Обратная связь

mail@apologia.ru

Отправить сообщение

Правда о
Католической
Церкви
† Απολογία.ru

0
0

ИСЛАМ

Религия
Монотеистическая, мировая

Название

Слово "ислам" означает "предание себя Богу" или "покорность". Последователи ислама называют себя мусульманами. Символом ислама является полумесяц.

История возникновения и развития

До возникновения ислама среди племен Аравийского полуострова был распространен культ бетилей – камней необычной формы, считавшихся вместилищем духов. При этом каждое племя имело свой бетиль. К концу VI в. все бетили собираются в Мекке, где возникает сложный культ и разветвленная иерархия жрецов (кахен). Наиболее почитаемой святыней Мекки был "черный камень" – Кааба, впоследствии сыгравший важную роль в формировании исламского культа. В Мекке также находился колодец Зим-Зим, вода из которого считалась священной. Верховное божество языческого пантеона именовалось Илах. К VII в. Мекка, известная еще с VI в. до Р. Х. (упоминается Геродотом), становится крупным культурным и торговым центром. Здесь пересекались караванные пути, по которым доставлялось множество различных товаров, прежде всего, пряности и благовония. Торговцы из разных стран приносили с собой новые верования и культы, что делало Мекку довольно пестрым в религиозном отношении городом.

На формирование ислама значительное влияние оказала относительная географическая близость к Аравии таких крупных христианских стран как Византия – на Севере и Абиссиния (Эфиопия) – на Юго-Западе. В развитых рабовладельческих государствах Юга Аравийского полуострова (Хадрамауте, Хамьяре и др.) также было много христиан. В Ясрибе (Медине) большинство населения было прозелитами иудаизма, но было известно и христианство, преимущественно с примесью гностических элементов. Существовало также течение ханифов – аскетов, исповедовавших монотеизм, но не иудеев и не христиан.

Возникновение ислама связано с проповедью Мухаммеда, почитаемого мусульманами как "посланника Аллаха" (росулу-л-лах). Точная дата его рождения неизвестна. Предполагают, что Мухаммед появился на свет в 570 г., поскольку в летописи Ат-Табари сказано, что он родился в "год слона", а из эфиопской хроники известно, что в 570 г. эфиопы совершили поход на Мекку, в котором использовались боевые слоны. Ранее слонов в Мекке не видели, поэтому 570 год и был назван "годом слона". Мухаммед происходил из правящего племени Курайш, из рода Хашимийя (правящим был род Умайя). Он рано осиротел – его отец Абдаллах скончался еще до его рождения, а мать Амина умерла, когда Мухаммеду было шесть лет. Вскоре умер и дед Мухаммеда Абд аль-Мутталиб, влиятельный представитель племени курайш. Заботу о Мухаммеде взял на себя его дядя по отцу Абу Талиб. С 12-летнего возраста Мухаммед занимался торговлей и выезжал за пределы Аравийского полуострова. Торговые поездки позволили ему познакомиться с различными религиозными и культурными традициями, в т. ч. с христианством и иудаизмом, что, в свою очередь оказало значительное влияние на его мировоззрение. Известно также, что в юности Мухаммед был связан с течением ханифов.

В 595 г. в возрасте 25-и лет Мухаммед женился на богатой вдове Хадидже, занимавшейся караванной торговлей, что позволило ему обрести финансовую независимость. Она родила ему двух сыновей (они умерли в младенчестве) и четырех дочерей. Хадиджа была первым человеком, который поддержал Мухаммеда в его деятельности.

Временем начала пророческой деятельности Мухаммеда считается 610 г. Кроме жены и дяди, последователями Мухаммеда стали: его двоюродный брат Али, приемный сын Зейд ибн Сабит, а также Абу-Бакр (ставший первым халифом), Осман и Абу Тальха. В начале своей пророческой деятельности Мухаммед стал Хаттабом – странствующим проповедником, деятельность которых в Мекке была официально запрещена (поскольку они не принадлежали к жреческому сословию). Однако при поддержке родственников (особенно дяди) Мухаммеду удавалось оставаться в городе. После смерти дяди Абу Талиба, положение стало невыносимым и Мухаммед со своими сторонниками вынужден был отправиться в Ясриб, являвшийся главным торговым конкурентом Мекки. Это событие, получившее в исламе название хиджра (исход) произошло 26 июля 622 г.

В Ясрибе Мухаммеда и его последователей приняли доброжелательно. С момента переселения Мухаммеда в Ясриб, мусульмане стали называть его Мединой – городом пророка. Переселенцы из Мекки получили в Медине название мухаджиры, а местные жители, принявшие учение Мухаммеда, стали называться ансарами (помощниками). В Медине оформилась мусульманская община – умма. Она строилась не по родо-племенному принципу, а по принципу принадлежности к одной вере – исламу. Постепенно влияние мусульман в Медине росло и через некоторое время город полностью перешел в их руки. Все жители города должны были принять ислам, за исключением христиан и иудеев – "людей Писания", которые могли пользоваться покровительством мусульманской общины и не принуждались к отказу от своей веры. Преследованию подверглись кяфиры – неверные (идолопоклонники и многобожники).

В 630 г. мусульмане Медины двинули свою армию на Мекку. Город сдался без боя и его жители приняли ислам. Все следы язычества, кроме Каабы и колодца "Зим-зим" были уничтожены и Мекка превратилась в центр исламской религии. В 632 г. в восьмой месяц месяца зуль-хиджа Мухаммед с семьей и сподвижниками совершил полное паломничество в Мекку, которое вошло в историю как "прощальное паломничество". Затем он вернулся в Медину, где спустя три месяца скончался.

Священные тексты

Основы мусульманского вероучения и права изложены в Коране (по-арабски аль-куран означает "чтение"). Коран почитается как Божественное Откровение, якобы данное Мухаммеду через архангела Гавриила (Джабраила). Корна разделен на 114 сур – глав, каждая из которых имеет свое название. Суры, в свою очередь, состоят из аятов – стихов, произносимых на одном дыхании. Аят в переводе с арабского означает "знак", "чудо", "знамение". Канонический текст Корана был выработан специальной комиссией в 650 – 656 гг. по приказу халифа Османа.

Вероучение

Основной принцип ислама – поклонение истинному Богу (Аллаху) и признание Мухаммеда посланником Аллаха. Ной (Нух), Авраам (Ибрагим), Моисей (Мусса) и Иисус Христос (Иса Масих) признаются пророками Аллаха (наби). Необходимо отметить, что культ Аллаха как одного из местных арабских богов имеет доисламское происхождение, как и почитание ряда мусульманских святынь, например, Каабы – священного камня (предположительно, метеоритного происхождения), который с возникновением ислама был объявлен тем самым камнем, на котором Авраам собирался принести в жертву своего сына Исаака.

В исламе существуют пять столпов веры (аркан ад-дин):

  1. Исповедание веры в виде произнесения шахады (свидетельства): "Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха";
  2. Ежедневная пятикратная молитва (намаз);
  3. Соблюдение ежегодного тридцатидневного поста в месяц рамадан, когда запрещается принимать пищу с восхода до захода солнца;
  4. Уплата ежегодного налога в пользу неимущих – закят;
  5. Паломничество к мусульманским святыням Мекки и Медины хотя бы один раз в жизни (если позволяют физические и материальные возможности) – хадж. Людям, совершившим такое паломничество присваивается почетный титул хаджи.

Особую роль в исламе играет учение о джихаде (в переводе с арабского – "усилие"). Этим понятием обозначается не только духовная борьба, но и война за веру с врагами ислама. В частности, понятие джихада используется некоторыми современными радик альными исламскими группировками для оправдания террористической деятельности, направленной против войск, правительственных объектов и мирного населения неисламских стран (например, в Израиле, России, США и др.).

Культ

Одно из центральных мест в исламе занимает молитва, имеющая два основных типа: индивидуальная (фуради) и коллективная (джамаэ). Всего в исламе существует шесть основных видов молитвы и несколько дополнительных.

Основные молитвы следующие:

  1. Повседневный пятикратный намаз;
  2. Молитва над усопшим;
  3. Молитва обхода вокруг Каабы во время хаджа;
  4. Молитва во время затмений, землетрясений и других природных бедствий;
  5. Молитва за родителей, которую должен выполнять старший сын (када);
  6. Молитва по найму, клятве или обету.

Молитве предшествует ритуальное символическое омовение, без которого она считается недействительной. В течение дня мусульмане призываются на молитву криком глашатая – муэдзина, который для этого поднимается на специальную башню – минарет.

Основными обрядами ислама являются:

  1. Обрезание (суннат);
  2. Бракосочетание (Никах);
  3. Погребальный обряд (джаназа).

Местом собраний мусульман является мечеть (в переводе с арабского – "место поклонения"). Минареты при мечетях появились сравнительно поздно. Главными считаются три мечети, которые почитаются как священные: Аль-Харам (Кааба) в Мекке, мечеть Пророка в Медине и мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, построенная на месте разрушенного римлянами Иерусалимского Храма.

Праздники

Официально в исламе существуют всего два праздника:

1. Великий праздник жертвоприношения Ид аль-адха, известный также под тюркским названием Курбан-байрам. Он отмечается в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря "зуль-хиджа", в период совершения паломничества в Мекку. Само жертвоприношение совершалось еще в доисламское время, однако впоследствии ислам придал ему новый смысл: мясо жертвенных животных стало раздаваться бедным. Кульминационная часть обряда – само жертвоприношение (как правило, режут баранов) совершается не только в Мекке, но и повсюду, где живут мусульмане, в том числе и в Европе.

2. Малый праздник разговения Ид аль-фитр, имеющий также тюркское название Ураза-байрам. Этот праздник посвящен окончанию мусульманского поста месяца рамадан. Он начинается в первый день следующего за рамаданом месяца шавааля и длится, как правило, три-четыре дня. Официально признается один день этого праздника, когда совершается раздача особой милостыни, – садака-фитра.

Кроме главных официальных мусульманских праздников существуют и другие:

1. День рождения пророка Мухаммеда – мавлюд. Этот праздник имеет сравнительно позднее происхождение.
2. Праздник вознесения Мухаммеда на небо – мирадж. Он связан с верой в чудесное мгновенное перемещение пророка из Мекки в Иерусалим, а затем – к престолу Аллаха.

Календарь

Все исторические даты и праздники отмечаются по лунному мусульманскому календарю. Лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни праздников каждый год смещаются.

Духовенство

В исламе не существует духовенства как отдельного слоя. Роль священнослужителя исполняет мулла (от арабского маула – повелитель, господин). Духовным лидером локальной мусульманской общины является имам, избираемый из наиболее авторитетных людей, хорошо знающих исламское вероучение и право. Духовным руководителем региона у мусульман-суннитов является муфтий, отдельной страны – верховный муфтий.

Организационная структура

Единого международного мусульманского центра не существует. В то же время, ряд мусульманских учебных заведений, например, университет Аль-азхар в Египте, и их лидеры пользуются авторитетом среди всех мусульман.

Существует множество международных исламских организаций, в том числе, действующих на межгосударственном уровне. Самые влиятельные из них: Организация Исламской Конференции (ОИК), Лига Исламского мира, Афро-Азиатская исламская организация, Исламский Совет Европы.

В Российской Федерации духовную власть осуществляют Духовные управления, объединяющие мусульманские общины регионов. Существуют, например, Духовные управления мусульман Татарстана, Башкирии и т. д.

В России действуют два параллельных (взаимно не признающих власть друг друга) мусульманских лидера: Председатель Духовного Управления мусульман России и Европейских стран СНГ, муфтий Толгат Таджуддин, и Верховный муфтий Российской Федерации Равиль Гайнуддин.

Мусульманское право

В исламе нет четкого разделения на собственно религиозную и светскую сферы. Вся жизнь мусульман, в том числе, семейная и социальная, а также экономическая деятельность регулируется установлениями ислама.

Система мусульманского права называется шариатом. Шариат представляет собой совокупность законов и традиций, большинство из которых письменно не зафиксированы.

Значительное внимание в исламе уделяется семейно-брачным отношениям. Согласно нормам шариата, женщина занимает в семье подчиненное положение. Она не имеет права выходить замуж за немусусульманина (в то время как мужчина-мусульманин может жениться на христианке или иудейке), не должна выходить из дома без сопровождения мужчины и с открытым лицом (мусульманки носят специальный платок – хиджаб, закрывающий волосы, или паранжу, полностью скрывающую лицо и фигуру, оставляя лишь сетку или прорези для глаз). Женщина должна жить в отдельной половине дома и не должна работать, полностью посвящая себя домашним заботам и воспитанию детей. При этом мусульманин может иметь до 4-х законных жен и неограниченное количество наложниц. Сегодня во многих мусульманских странах эти установления отошли в прошлое. Женщины-мусульманки играют все большую роль в общественной жизни.

Довольно большую роль в исламе играют разного рода запреты, часть которых имеет характер религиозного табу (запрет на употребление в пищу крови, мертвечины, свинины). Однако большинство запретов носят этический характер и направлены на сохранение нравственности и традиционных общественных устоев. К ним относится запрет на употребление алкоголя, использование золотой и серебряной посуды, ношение некоторых видов украшений, шелковой и золототканой одежды и т. п. Эти запреты объясняются негативным отношением ислама к чрезмерному богатству.

Шариат призван регулировать и экономическую жизнь. Так, в исламе существует система обязательных налогов:

  1. Налог на собственность в размере 1/5 приносимого дохода (хумс);
  2. Налог с имущества богатых мусульман на нужды неимущих (закят);
  3. Налог, взымаемый с иноверцев, живущих в мусульманских странах (джизья).

Ответвления

Уже вскоре после возникновения ислама в нем выделяются два основных направления: суннизм и шиизм. Позднее возникают другие течения: хариджизм, суфизм, исмаилизм и секты (ахмадийя и т. д.).

Распространение

Численность мусульман в настоящее время превышает 1 миллиард человек. Большинство из них проживает в странах Западной, Южной и Юго-Восточной Азии, а также в Северной Африке. Ислам также распространен на Юге Европы – в странах бывшего турецкого владычества: в Югославии (Босния), Албании и Болгарии. Кроме того, в Европе и Америке практически во всех крупных городах есть общины мусульман – выходцев из Азии и Африки. При этом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению их численности.

Например, в Голландии ислам вышел на первое место по числу последователей в столице страны. 13 % жителей Амстердама – мусульмане, католиков же в городе только 10 %, протест анто в – 5 %, иудеев – 1 %. При этом подлинное число мусульман в Амстердаме значительно выше, т.к. большинство из них проживают в городе нелегально, а потому не вошли в данные статистики. Мусульмане, скорее всего, составляют большинство верующих и в других крупнейших городах Голландии – Роттердаме, Гааге и Утрехте. Среди детей, рождающихся сейчас в Голландии, каждый пятый принадлежит к мусульманской семье.

В Великобритании мусульмане, регулярно молящиеся в мечетях, скоро превзойдут по численности католиков, регулярно посещающих воскресные мессы. Если в 2000 году в Британии практикующих мусульман насчитывалось около 620 000, то в 2005 году эта цифра должна была составить 750 000. Если нынешняя тенденция сохранится, то к 2039 году практикующие мусульмане в Великобритании превысят по численности практикующих христиан всех конфессий. Похожая ситуация наблюдается и в других странах.

В последние годы интерес к исламу проявляют и сами европейцы. По данным итальянской газеты Corriere della Sera, каждый год от трех до пяти тысяч итальянских католиков становятся мусульманами.

В России мусульманское население сосредоточено преимущественно на Северном Кавказе, в Поволжье и Приуралье. Значительные по численности мусульманские общины существуют в Сибири, а также в столицах: Москве и Санкт-Петербурге.

Литература

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М., "Наука";
  2. "Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока" М., 1982;
  3. Мавлютов Р. Р. "Ислам" М., Политиздат, 1974;
  4. Соловьев В. С. "Магомет" СПб., "Строитель", 1992.

Разделы:


Справочник составлен на основе исследований сотрудников информационно-просветительского центра «Militia Dei». Оценочные суждения, высказанные в статьях не являются официальной позицией Католической Церкви и могут не совпадать с мнением редакции сайта.
Комментарии (0)