Средневековые византийские ереси по своему характеру зачастую разительно отличались от западноевропейских. Причиной тому служило различие в мировоззрении жителей Западной Европы и Восточной Римской Империи и самом их отношении к богословским проблемам. Общий уровень образования византийцев был несомненно выше. Сказывались и последствия бурных христологических споров, вызывавших живой интерес у всех жителей Византии, от императоров до простых крестьян, и почти не затронувших Европу, где абсолютное большинство жителей остались далеки от проблем богословия и философии. Вследствие этого, византийские еретические течения и секты, как правило, формировались вокруг взглядов неортодоксальных богословов, поддерживаемых теми или иными партиями, в то время как на Западе ереси, в большинстве своем, носили "народный" характер, имели выраженную социальную окраску и были весьма примитивны с точки зрения вероучения.