Секта
Японская, на основе нитирэн-буддизма
Название секты переводится с японского как "Общество друзей духа".
1. Основатель: Кубо Какутаро (ум. 1944)
Какутаро рано остался без родителей. В молодости он был плотником, но проявлял живой интерес к буддийской философии и теологии. На него обратил внимание барон Сэнгоку – ярый приверженец нитирэн-буддизма. Сэнгоку обеспечил усыновление Какутаро влиятельной семьей Кубо и одновременно отдал его под опеку некоего Масуко Сюкити, который принадлежал к числу последователей Танака Тигаку, считавшего себя проповедником "чистого" нитирэнизма. Учение Танака Тигаку привлекло внимание молодого Какутаро, однако он видел в нем чистую теорию, лишенную связи с повседневной жизнью.
В приемной семье Какутаро ситуация была тяжелой. Его приемная мать обладала жестким деспотичным характером и, кроме того, страдала приступами истерии, делая жизнь окружающих подлинным кошмаром. Какутаро часто посещал нитирэнистский храм в Накаяма близ Токио, где молился о ее выздоровлении. Там он познакомился с целительницей Вакацуки Тисэ, лечившей различные болезни при помощи заклинаний и других шаманских практик. Вакацуки удалось избавить приемную мать Какутаро от приступов истерии, после чего Какутаро сам стал стремиться к обретению чудотворных способностей. Для этого он стал прибегать к различным видам аскезы, граничившим с самоистязанием. Например, существовала практика мидзу гё (испытание водой), во время которой верующий достаточно долго оставался под струями ледяной воды, читая определенную молитву. Другая практика состояла в натирании тела до такого состояния, что на коже выступала кровь. В ходе эти практик верующие доводили себя до крайнего эмоционального возбуждения, впадали в транс и начинали выкрикивать отрывистые фразы, воспринимавшиеся как откровения богов или духов.
В конце первой мировой войны Какутаро познакомился с нитирэнистским проповедником Нисида Тосидзо (1848 – 1918), который уподоблял себя одному из персонажей "Сутры Лотоса" бодхисаттве Дзёфукё (санск. Садапарибхута), видевшему будду в каждом человеке. Нисида также утверждал, что в каждом человеке есть "природа будды" и призывал всю японскую нацию встать на путь "истинного буддизма". Также как и основатель Хоммон буцурю ко Нагамацу Сэйфу, Нисида считал, что основная роль в религии должна принадлежать мирянам, и буддийскому духовенству нельзя позволить монополизировать "закон Будды". Нисида старался упростить буддизм, сделать его доступным широким массам верующих-мирян, в частности, соединить его с широко распространенной в Японии практикой поминания духов предков. Согласно его толкованию, основа учения Будды Шакьямуни состояла в том, что он призывал поминать всех духов предков, были ли они при жизни знатными людьми или бедняками (этим Нисида также обличал социальное неравенство). Следовательно, путь "истинного буддизма" на деле состоит в практике поминания духов предков. Нисида разработал собственные элементы ритуала поминания духов предков, включая разные виды поминальных табличек, (каймэй), типовой образец семейного списка умерших, текст специальной молитвы для ежедневного чтения перед поминальными табличками и т. д. Какутаро принял основные элементы учения и практики Нисида и впоследствии включил их с небольшими модификациями в практику "Рэй ю кай".
После основания "Рэй ю кай" (1925) Какутаро оставался ее руководителем до своей смерти в 1944 г.
2. Время основания:
1925 г.
3. Место основания:
Токио
4. Регион распространения:
Секта распространена преимущественно в Японии. Имеются зарубежные филиалы в ряде стран Америки, Азии и Европы. В настоящее время секта насчитывает около полумиллиона членов.
5. Местонахождение руководящего центра:
Япония
6. Организационная структура:
Секта представляет собой иерархическую систему во главе которой стоит президент. В настоящее время организацию возглавляет Кубо Цугунари. Карьерный рост в секте напрямую зависит от успехов миссионерской деятельности. Так, приведший в Рэй ю кай 10 новообращенных становится помощником руководителя группы, 50 – руководителем группы, обращение 200 человек дает возможность стать помощником руководителя отделения.
7. Базовая литература:
Основным "каноническим" текстом "Рэй ю кай" служит "Аокёкан" ("Голубая сутра"). Это небольшая книжечка с голубой обложкой, по которой она и получила свое название. Она была издана Кубо Какутаро в 1930 г. и содержит извлечения из "Сутры лотоса" составленные таким образом, чтобы верующий мог прочитать весь текст не более чем за 30 минут.
8. Периодические издания:
Данных нет
9. Другие средства массовой информации:
Данных нет
10. Учебные заведения:
Данных нет
1. Истоки учения:
нитирэн-буддизм, традиционный культ предков
2. Краткое изложение учения:
Доктрина "Рэй ю кай" в основных чертах оформилась в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Во многом она была заимствована из учения Нисида. Важнейшими в "Сутре Лотоса" были объявлены слова буссё гонэн. В интерпретации Нисида и Какутаро они указывают на поминание духов усопших. (На самом деле, они трактуются по-разному: в одних случаях это выражение понимается как "нечто хранимое Буддой в глубине его сердца", в других – как указание на то, что всякий, почитающий Сутру Лотоса, становится объектом заботы и защиты со стороны Будды).
В то же время, рамки культа были сужены до поминания каждым верующим только предков своей семьи. Это усилило привлекательность "Рэй ю кай", поскольку почитание духов предков занимает важнейшее место в религиозной жизни японцев. В отличие от Нисида, Какутаро не критиковал социальную несправедливость и секта получила возможность спокойно развиваться, не вызывая раздражения у правительства. Пропаганда "традиционных семейных ценностей" правительством только поощрялась. В брошюре секты 1937 года почитание богов и духов предков названо "древней японской идеологией, составляющей душу японской нации... освещающей немеркнущим светом повседневную жизнь народа".
Примечательно, что "Рэй ю кай", как и многие другие японские секты, возникшие в XIX – первой половине ХХ в., увязывала религиозную практику с обретением материальных благ и исцелением от болезней. Согласно учению секты, благополучие человека напрямую зависит от отношения к нему духов предков. Нищета в доме, болезни и семейные неурядицы свидетельствуют о том, что духи не благоволят к человеку. Это, в свою очередь, объясняется тем, что в силу "злой кармы" они не обрели нирвану. Поэтому человек должен правильно почитать их и посвящать в таинства "Сутры Лотоса". Только так он сможет обеспечить их благосклонность и заступничество, а через это достичь материального благополучия и обрести здоровье. Поскольку существует перевоплощение душ, духи предков одного человека оказываются связанными с духами предков огромного множества людей, поэтому, воздавая почести духам своих прямых предков, верующий обретает заступничество огромного числа духов.
Религиозная практика
Религиозная практика секты очень проста. Дважды в день – утром и вечером – члены секты зачитывают текст "Аокёкан" перед домашним алтарем, на котором установлена табличка с именами предков семьи, как по мужской, так и по женской линии. Большую роль также играют регулярные собрания, на которых сектанты рассказывают друг другу о том, как благодаря заступничеству духов им удалось достичь успеха в том или ином деле или преодолеть какие-либо трудности.
1. Основные этапы истории
Первая попытка Какутаро создать новую секту относится к 1919 г. Вместе с Вакацуки Тисэ и нитирэнистским проповедником Бэцуги Садао он провозгласил создание общества "Рэй-но томо кай". Однако организация оказалась недолговечной. Затем последовало еще несколько неудачных попыток. Наконец, в 1925 г. было создано общество "Рэй ю кай".
Его становлению во многом способствовала энергичная деятельность Котани Кими. Она родилась в бедной крестьянской семье. Ее мать рано овдовела и вторично вышла замуж, но брак оказался неудачным – в семье царили раздоры и нищета. Котани Кими с детства мечтала о сытой благополучной жизни. На пятом году обучения она бросила школу и пошла в услужение к богатым односельчанам, а затем уехала в Токио, где работала служанкой в нескольких семьях. В 17 лет она вышла замуж за моряка, но он вскоре утонул. Кими вновь пришлось скитаться по чужим домам, пока наконец она не вышла замуж за Котани Ясукити, который был на 15 лет старше ее. Однако беда следовала за Кими по пятам. Уже через четыре месяца после свадьбы ее муж заболел острой формой радикулита. Он оказался прикованным к постели, а Кими превратилась в сиделку при нем. Кроме того, она должна была ухаживать за детьми мужа от первого брака.
Какутаро был двоюродным братом Котани Ясукити, поэтому он часто навещал его семью. При этом он призывал Кими практиковать разные виды подвижничества, уверяя, что это поможет исцелить мужа. Она многократно повторяла заклинание "Наму мёхо рэнгэ кё", стоя под струями ледяной воды, соблюдала многочисленные посты, питаясь только гречневой мукой. Однажды Какутаро заставил ее голодать в течение трех недель, после чего у Кими начали выпадать волосы и шататься зубы. Он также отправлял ее проповедовать учение "Рэй ю кай" на улицах Токио и даже в родной деревне, обещая, что это облегчит страдания ее мужа.
В результате в 1929 году муж Котани Кими скончался, а она стала слышать голоса духов (в том числе, голос покойного мужа), впадать в транс и вскоре приобрела репутацию целительницы. Рассказы о чудесных способностях Котани Кими увеличили авторитет секты среди простого народа. Кими и Какутаро составили удачную комбинацию руководителей: она привлекала людей своими экстатическими видениями, пророчествами и "чудесами", а он занимался разработкой доктрины.
С начала 1930-х годов секта стала быстро расти. В нее активно вступали мелкие торговцы, предприниматели, домохозяйки – люди консервативных взглядов, которым семейные ценности и связанный с ними культ предков были особенно близки.
Поначалу деятельность "Рэй ю кай" ограничивалась районом Токио и Йокагама, однако в конце Второй мировой войны жители этих городов, спасаясь от бомбардировок, стали уезжать в провинцию. Среди них было немало последователей "Рэй ю кай", которые начали заниматься миссионерской деятельностью на периферии и создали в мелких городах и деревнях множество отделений секты. К концу войны секта укрепилась и в организационном отношении, несмотря на уход из "Рэй ю кай" в 1935 – 1938 годах нескольких групп, создавших собственные организации. После смерти Кубо Какутаро в 1944 году Котани Кими стала единоличным руководителем секты, ее авторитет стал абсолютным.
С 1970-х гг. секта развернула работу по привлечению молодежи, используя для этого различные формы рекреационной деятельности. Она, в частности, получила широкую известность благодаря организации молодежных встреч под лозунгом "inner trip" ("путешествие внутрь себя").
В настоящее время "Рэй ю кай" уделяет большое внимание проблемам морального воспитания. В политике ориентируется на консервативное крыло либерально-демократической партии Японии.
Авторитет руководительницы секты Котани Кими держался в первую очередь на ее репутации целительницы. В этом была сила, но одновременно в этом состояла и слабость секты. Как только кто-то из членов секты чувствовал в себе способность к "чудотворению", у него появлялись основания претендовать на лидерство среди единоверцев.
В 1930-е годы из "Рэй ю кай" выделился целый ряд необуддийских сект:
Ю.Д.