Согласие беспоповского старообрядчества
Возникновение данного течения относят ко второй половине XIX века. Местом его основания считается Черниговская губерния.
Особенность данного течения состояла в наличии собственного календаря и пасхалии, отличных от православных. Так, последователи учения не признавали високосный год, считая все месяцы равными – по 30 дней и 10,5 часов в каждом. Пасха ими всегда праздновалась в одно и то же время – 23 марта, а Рождество – 23 декабря. Посты также начинались ежегодно в один и тот же день.
Пасхальники считали еретиком не только Патриарха Никона, но и всех предшествовавших ему московских Патриархов. Не признавали они и Стоглавый собор, поскольку на нем было постановлено при крестном знамении класть руку на грудь. Пасхальники возражали, что "Христос был во чреве Своея Матери, и посему надо полагать руку на живот". Крестились они, как и другие старообрядцы, двуперстно.
Последователи течения отвергали молитву по церковным книгам и даже по Псалтири. Иконы признавались только литые из меди.
Среди пасхальников были сильны эсхатологические настроения. Они учили, что Христос родился в 5500 году от сотворения мира, а Антихрист – в 5508 г. С этого времени начали "переменяться времена и законы". Такими переменами, в частности, считались изменение пасхалии и введенное Петром I празднование Нового года с 1 января. Конец света должен был наступить до середины ХХ века.
Пасхальники отвергали алкоголь, табак, военную и государственную службу, а также достижения современной (по тем временам) техники, считая, например, что железная дорога и телеграф действуют силами Антихриста.